Как выбрать правильный бокал

Тот факт, что разное вино нужно пить из разных бокалов, уже не нов. Ноты, сложность и вся ароматика вина крайне чувствительны к форме бокала, в котором его подают. Почему так происходит и какие из бокалов хорошо бы держать дома
Сегодня в каждом уважающем себя доме ценителей вина есть ряд правильных, любимых бокалов. Чем глубже увлечение вином, тем более качественно выбирают для него посуду. Как правило, это бокалы производителей-легенд с многолетней историей. Возьмем, к примеру, линейку Willsberger от лидера отрасли, компании потомственных стеклодувов Spiegelau. Каждый
комментировать
Как выбрать правильный бокал
Фото: smedson.com

Тот факт, что разное вино нужно пить из разных бокалов, уже не нов. Ноты, сложность и вся ароматика вина крайне чувствительны к форме бокала, в котором его подают. Почему так происходит и какие из бокалов хорошо бы держать дома.

Сегодня в каждом уважающем себя доме ценителей вина есть ряд правильных, любимых бокалов. Чем глубже увлечение вином, тем более качественно выбирают для него посуду. Как правило, это бокалы производителей-легенд с многолетней историей. Возьмем, к примеру, линейку Willsberger от лидера отрасли, компании потомственных стеклодувов Spiegelau. Каждый бокал в серии претендует на приставку “премиум”. Не только по качеству стекла, в котором сплав с титаном дает великолепный блеск и звон, и утонченности форм, но и по тому, какие напитки в них стоит наливать. Бокалы Willsberger приглянулись не только ценителям классических форм “Бордо” и “Бургундии”, раскрывающие преимущества как белых, так и красных вин, но и поклонникам виски. В серии есть особым образом смоделированный бокал для виски, бренди, а также для хереса. К слову – ручной работы.

Или линейку из хрустального стекла Venus. В составе посуды нет свинца и есть идея: здесь изящные и продуманные формы для дистиллята, дижестива, граппы, низкотанинных выдержанных вин и прочие. Откуда такое разнообразие.

В бокале с вином форма влияет на содержание. Сейчас об этом знает или слышал каждый. Однако ощущать тонкие ароматы и описывать послевкусие стремились не всегда. Многовековая история виноделия не может похвастаться формами, изящно раскрывающими сильные стороны того или иного сорта винограда, подчеркивать выдержку в бочках. Давным-давно вино разливали в рога, пиалы, кубки, фужеры и стаканы из разных материалов и разных форм. Угомонить жажду или запить трапезу – с такими функциями вино справлялось из любой посудины. А вот к середине ХХ века тому, "из чего пить", придали значение. Как дирижер оркестра, бокал способен скрыть недостатки или подчеркнуть сильные стороны продукта, а даже небольшое изменение формы бокала влияет на его восприятие.

Первой скрипкой назовем аромат вина, который испаряется от поверхности вина и поднимается. Чтобы удержать и сконцентрировать ароматические вещества, верхнюю часть бокала сужают. Самые нежные и легкие – цветочные и фруктовые нотки – располагаются выше остальных, у кромки бокала. Минеральные и овощные тона остаются в середине, а древесные, ванильные и острые пряные ноты "живут" внизу, на поверхности вина. Доступно, чтобы объяснить, почему не стоит наливать в бокал более чем 1/3 его объема? Чтобы у вина была возможность раскрыться и разложить аромат, каждый по своим полкам.

Форма бокала крайне важна для его восприятия. Хороший винный бокал никогда не будет иметь толстый ободок. То, как вино попадает на язык, на какие зоны, и есть главным в восприятии напитка. Ощущение сладости мы чувствуем кончиком языка, по бокам располагаются рецепторы, отвечающие за восприятие кислого вкуса, центральная часть чувствительна к соленому вкусу, а горечь чувствуется ближе к корню. Направив сильный поток через толстую каемку бокала сразу ближе к горлу, есть шансы упустить тончайшие сладкие или кисловатые ноты. Вино просто не попадет на нужные рецепторы – экстрактивность, терпкость, кислотность, что-то, вероятно, будет потеряно. Такие четыре зоны рецепторов и стали ключевым фактором в подборе формы винного бокала.

Первым о тонком стекле разных форм заговорил Клаус Ридель, презентовав миру бокал Bourgogne Grand Cru в 1958 году. А затем создал целые линейки под красное и белое вино из различных сортов винограда, которые позднее стали стандартами для производителей винной посуды. Сегодня Георг Ридель, владелец марок Riedel и Spiegelau, говорит, что форма разработанных ими бокалов, начиная с 60-х годов прошлого века (стало быть, совсем молодая классика), определяется огромным количеством дегустаций. Компании следят за появлением новых вин и стараются, чтобы каждое из них было раскрыто должным образом. Лучшие из лучших заслуживают отдельных форм. Так, мы знаем шаровидный "бургундский" бокал, идеально подходящий как под пино нуар, божоле, так и под хорошее неббиоло и другие кислотные, интенсивные, но достаточно легкие по аромату вина, нотки который хочется "удержать", едва налив. Знаем тюльпановидный бокал "бордо", наиболее универсальный бокал для красных вин, в том числе танинных и очень фруктовых – он рекомендован под вина на основе каберне совиньона, мерло, шираза, примитиво, санджовезе. Такие бокалы зачастую производят больших объемов – около 600 мл. Интересно, что собственную форму бокала не так давно заслужил сорт Саперави. Прототип был представлен компанией Riedel летом 2014 года. Такое внимание к сорту от ведущей в мире династии стеклодувов, производящих бокалы уже 250 лет – большое событие в региональном виноделии.

Подобную бордосской форму будет иметь и классический бокал под белые вина – "тюльпан", однако он идет меньшего размера. Дело в том, что температура подачи белых вин зачастую ниже красных, а с некрупным размером бокала шанс нагреться скорее, чем его выпьют, - снижается. Из небольших по объему - 340 мл – "тюльпанов" пьют все сухие белые и розовые вина, за редкими исключениями вроде очень выдержанного шардоне или серьезных розе Прованса. Есть универсальная форма бокала и для шампанского – "флют". Такой бокал имеет углубление на дне, созданное, чтобы "игра пузырьков" оставалась более стабильной, а сам он немного расширяется кверху. Особую форму заслуживает и устоявшееся трио крепленых и десертных вин – для интересного портвейна, хереса или сотерна также не будет лишним приобрести бокал особой формы. Совсем небольшие, суженные кверху бокалы – для хереса. Подобные, немногим большие по объему, используют для подачи сотернов, а для выдержанного порта можно приобрести маленький, напоминающий "бордосские" формы бокал.

Чтобы иметь возможность дома наслаждаться вином в удовольствие, не строго обязательно иметь десяток форм бокалов. Однако две "красные" формы – "Бордо" и "Бургундия", а также классический бокал для белых и бокал для игристых вин. Немного, но они – почти необходимость, чтобы почувствовать все ароматы и гамму вкусов вин. А разобравшись с данными подробней, сделать подарок себе или открыть новую грань восприятия вина для тех, кто ищет идеальное равновесие, помогающее вину показать себя с лучшей стороны. В конце концов, все дело в бокале.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: