Супермен съел моего сына. Блог Татьяны Ворожко

комментировать
Фото: mesike/Depositphotos

Фото: mesike/Depositphotos

В США проживает 3% всех детей мира, однако здесь покупают 40% всего мирового производства игрушек. Почему это нехорошо.

Однажды, еще до рождения ребенка, я побывала в американской семье, в которой игрушки одного ребенка занимали три огромных коробки. Меня это поразило.

Вот это балуют, подумала я. Нет, у нас такого не будет. Вспомнилось собственное детство, где ярко фигурировала лиса, самостоятельно сшитый на уроке труда слон, длинноногий заяц, который пережил не одну медицинскую операцию, и две немецкие куклы, втянутые в сложные отношения с игрушечным капитаном, - сплоченная компашка, которая выстояла вместе не один год.

Блажен, кто верует! Оказалось, что три коробки - это еще скромно. Противостоять или даже контролировать поток игрушек, которые сыплются на отдельно взятого американского ребенка, - то же самое, что в одиночку бороться со схождением лавины.

У нас игрушки занимают добрую дюжину ящиков разного калибра в подвальной комнате, а некоторые еще хранятся в кладовке и в комнате сына. Несколько лет назад популяция одних только мужчин-пауков за год у нас увеличилась раз в шесть. А в семью игрушечных медведей входят не только мама, папа и трое детей, но и бабушка, дедушка, дядя, тетя и знаменитый родственник Винни-Пух!

Откуда же они в таком количестве берутся? Основную массу, конечно, дарят на праздники - на день рождения и Рождество. Поскольку мой сын родился в ноябре, для нас это три месяца бесконечных подарков, к которым я начинаю готовиться еще в октябре, расчищая территорию под новый контингент.

Хотя река игрушек наиболее полноводная в холодные месяцы, в течение остального года ручеек тоже не пересыхает. Здесь принято всем, кто пришел на празднование дня рождения ребенка, раздавать символические подарки - пакетики с маленькими игрушками. Ранее сын приносил игрушки из садика, часть из которых делал сам. Поток самодельных игрушек с тех пор, как он пошел в школу, к счастью, немного приостановился. Игрушки привозят знакомые, которые у нас останавливаются. Дарят гости.

Контролировать поток игрушек, которые сыплются на отдельно взятого американского ребенка, – то же самое, что в одиночку бороться со схождением лавины

И мы в этом деле, скорее, плетемся в хвосте. Сознательно стараемся не покупать игрушки для собственного сына без повода. Мы не ходим в McDonald's, тем самым не пополняя гору игрушек киндер-сюрпризами. Рекламу детских продуктов наш сын практически не видит и конкретных вещей от нас не требует. Благодаря этому, даже живя в квартире, у нас под игрушками просматривался пол - чего, скажу я вам, удается достичь далеко не всем американским родителям.

На Рождество – гора из подарков

Ассоциация индустрии игрушек подсчитала, что в целом среднестатистическому американскому ребенку дарят игрушек на сумму в шесть с половиной тысяч долларов. В среднем семья, подсчитали они, имеет дома 71 игрушку, пятая часть всех домохозяйств владеет 100 игрушками и в 10 домах они нашли аж 200 кукол, конструкторов и прочих детских радостей.

В США проживает 3% всех детей мира, однако здесь покупают 40% всего мирового производства игрушек. Большинство игрушек достаточно дешевые - купить Барби или машинку собственному или чужому ребенку в США может позволить себе каждый.

Срабатывают местные традиции - на Рождество здесь принято дарить не одну игрушку, а сооружать под елкой настоящую крепость из коробок с подарками, да еще и набивать немаленькие чулки. Потратить $200-500 на подарки для ребенка в США даже для семьи среднего, а то и ниже среднего достатка, - норма. На подарки для членов семьи на праздники американцы в среднем тратят более $800.

К тому же многие родители убеждены, что, купив правильную игрушку, они поспособствуют развитию ребенка, а некоторые из них подарками компенсируют недостаток внимания. И, конечно же, срабатывают агрессивные приемы маркетинга.

Американские дома захламлены не только игрушками. Ученые из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе провели несколько лет, изучая привычки 32 семей среднего уровня достатка из Калифорнии. Команда антропологов и археологов (последние, как видно, с лопатами) пришли к неутешительному выводу: американцы погребены под собственными пожитками. Мысль, куда все распихать, - источник острого стресса, особенно среди матерей маленьких детей. Раскладывание вещей по своим местам занимает у родителей столько времени, что 50 из 64 участников исследования, даже имея собственный двор, практически не бывают на свежем воздухе. Большинство из них не держат свои машины в гараже, потому что их там из-за хлама ставить некуда! Причем, уверяют исследователи, показателем захламленности домов являются двери холодильника - чем больше на них различных записок, фотографий и магнитов, тем больший бардак царит в вашем доме.

Американцы арендуют отдельные склады - в дополнение ко всем своим чуланам - чтобы хранить свои пожитки. А «некуда вещи девать» для многих - основная причина переезда в большее по площади жилье.

Психологи убеждают, что меньше игрушек – лучше для ребенка. Вот только некоторые причины. Скука – друг творчества. Когда игрушек нет или их мало, дети начинают придумывать игры из подручных материалов (камешки, фантики) и использовать одну игрушку для разных целей, развивая таким образом творческое мышление. Когда игрушек слишком много, детям сложнее удерживать внимание, а также - ценить и заботиться о своем имуществе.  Привязавшись к любимому зайчику или мишке, дети эмоционально развиваются. Когда меньше игрушек, больше шансов, что ребёнок возьмется за книгу, альбом для рисования или пойдет играть на свежем воздухе. А вырастая в незахламленном доме, дети приучаются к порядку, увеличивая шансы на то, что и во взрослом возрасте не будут жить в хаосе.

Кстати, во время рецессии игрушки стали одной из категорий покупок, на которой стали экономить – особенно для самых маленьких, которые прекрасно могут себя развлечь как коробкой, так и ключами.

Инспектор по игрушкам и другие методы контролировать их количество

Но проблема остается настолько острой, что учет и присмотр за количеством игрушек в доме некоторым помогает делать карьеру. В интернете полно статей с советами по контролю над популяцией игрушек. Я лично побывала на лекции на эту тему. Девушка, которая ее читала, – радикал. Она предлагает убрать все игрушки в одну комнату и каждую неделю доставать только семь, причем каждая из них должна развивать какую-то определенную способность: например, мелкую или крупную моторику, память и т. п. А за «скромную» цену – $100 за час – она может прийти к вам домой, перебрать и сложить игрушки в кладовку, а заодно посоветовать, что докупить. Вдруг у вас нет ни одной игрушки для развития памяти.

Мы же пока действуем дедовскими методами. Какие-то из подаренных игрушек все еще лежат в коробках в кладовке (люди часто дарят «на будущее»). Когда сын был младше, что-то подаренное на день рождения подкладывалось под елку в ночь на Рождество - для массовки. Практически все старые игрушки (термин условный, некоторыми из них пользовались лишь раз) отправляем в Украину – в детские дома, сельские семьи, детям военных.

При этом, у меня, как у матери сына, еще мало заботы. В книге «Золушка съела мою дочь» журналистка Пегги Оренстин жалуется: если мальчиков приучают играть с разными игрушками, вдохновляя, тем самым, на разнообразные карьеры - космонавта, пожарного, пилота - то у девочек, исходя из логики производителей игрушек, дорога в жизни одна – в принцессы. Это повальное увлечение принцессами сильно беспокоит Пегги, у которой подрастает дочь. Таким образом, уверена автор, девочек не учат сотрудничеству: если маленьких пожарных может быть целая команда, то самая красивая принцесса на свете только одна. К тому же это приучает девочек строить свою самооценку исключительно на внешности. Супермен делает реальные (и не очень) и полезные дела. А что делает принцесса?

И если комната мальчика и захламлена, то радует самыми разнообразными цветами, а комната девочки выглядит так, будто ее облили «пепто-бисмолом». Производители выбрали особый оттенок розового, который теперь является любимым цветом всего подрастающего женского поколения Америки.

Журналистка утверждает, что это хитрый маркетинговый ход. Если в семье мальчик и девочка, то вместо, скажем, одного велосипеда, им придется покупать два - розовый для девочки и еще один для мальчика. И так - все.

К тому же, как маме сына, мне, скорее всего, не придется объяснять, почему кукла с пухлыми губами, огромными зелеными тенями, в короткой юбке и чулках в сеточку – плохой пример для подражания. А также не надо будет разоряться, если вдруг моя потенциальная дочь увлечется серией кукол «Американская девочка», где только кукольная мебель стоит дороже той, что мы покупали в колледже для собственных нужд.

Впрочем, как только популяция игрушек замедляет темп своего роста, появляется другая головная боль – компьютерные игры. Но об этом – в другой раз.

Колонка опубликована в разделе блоги Украинской службы «Голоса Америки». Мнения, высказанные в рубрике «Моя Америка», передают взгляды самих авторов и не отражают позицию «Голоса Америки».

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: