Синдром подавленной агрессии: что не так с людьми? Блог психолога

комментировать
Фото: ViewApart/Depositphotos

Фото: ViewApart/Depositphotos

Агрессия и навыки управления ею — это естественная потребность человека, его неотъемлемое право. Но в век политкорректности и гиперопеки у многих отсутствует это умение.


«Выдавливать из себя по каплям раба»

(из письма Антона Павловича Чехова издателю А. С. Суворину)

«Ни дома, ни друзей, ни врагов. И жизнь его похожа на фруктовый кефир, Видал я и такое не раз... 

Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас»

(«Машина Времени» / Макаревич Андрей. «Однажды мир прогнется под нас»)


В наш век политкорректности и конформизма, когда страшно иметь свое мнение, отстаивать свою позицию и называть происходящее своими именами, люди все чаще перекладывают ответственность на некое большинство и голосуют за предлагаемые кем-то варианты — своей энергией, лайками в соцсетях и на выборах.

Тема, конечно, социально неодобряемая (как и любое личностное психологическое развитие), поскольку выходит за пределы довлеющих морально-социальных норм большинства. Но на то они и нормы, чтобы заталкивать людей в нужные системе (государству, компании, религии) рамки, чтобы такими адептами было легче управлять. Чем зашореннее массы, тем примитивнее способы управления ими. Как писал Пелевин, в наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору, и если ты хочешь купить пару улиц и не иметь потом бледный вид, надо, чтобы над ними торчала твоя телебашня («Generation «П»).

Поколения людей, родившихся после 60-х годов прошлого века — это поколения недоинициированных людей, которые редко сталкиваются с большими трудностями и необходимостью их преодоления. Можно посмотреть в той же Википедии, что такое «инициация» и зачем она была нужна. Мифы и предания свидетельствуют о многообразии обрядов и о важности инициаций для приобретения человеком права рожать детей, принимать участие в решении важных вопросов общины и быть полноценным членом общества.

Чтобы быть добрым, нужно сначала стать сильным и способным проявлять агрессию

Корни обряда можно проследить в глубокой древности практически у всех народов. Инициация обычно сопровождалась волевыми усилиями и преодолением страхов, чтобы изначально, еще в эпоху тотемизма, отличить людей от животных. Позже ритуалы инициации усложнились до следующих основных составляющих:

мучительные испытания (например, нанесение татуировок, телесные повреждения, укусы насекомых и животных, хирургические вмешательства типа обрезания, усечения, прокалывания мочек ушей, губ и пр.);

преодоление сильных страхов (быть съеденным мифическим животным, убитым кровожадными врагами, растерзанным и заново сложенным духами);

делание чего-то принципиально нового и жизненно важного (погружение в новую профессию, приобретение качественного нового опыта);

клятва, присяга, договор вступления в какое-то общество (иногда — тайное), жизнь по новым правилам.

Основная цель таких действий — изменение самосознания и самоидентичности человека, его социального и духовного статуса, переход на новый онтологический уровень и следующую ступень в общественных отношениях. Это ритуализированный переломный этап взросления и развития человека — личностного, духовного, профессионального.

Мы уже живем в условно благополучном мире, где инициации для многих носят формально-условный характер: брак, присяга в армии, трудовой договор и корпоративные правила, законы, дипломы и разрешения. Дети и молодежь страдают от гиперопеки родителей, растут в тепличных условиях, из поколения в поколение.

Чтобы не умереть от голода и холода, достаточно «тянуть лямку» на неинтересной низкооплачиваемой работе. Не нужно сильно напрягаться, идти на риск, охотиться, добывать пищу, защищать себя и свое семейство, нет нужды ходить десятки километров к учителю или доктору. Проще говоря, не нужно огнем и мечом выжигать себе место под солнцем.

Воюет армия, защищает полиция, лечит медицина, учит система образования, развлекают СМИ и соцсети. Свое мнение и желания, а также право за них бороться и отстаивать делегируются системе и социуму.  

Достижение личных целей тоже весьма условно, так как цели зачастую не личные, а индуцированные извне (традиции, мораль, мода), навязанные и невротичные. Да и достигаются зачастую не так, как хотелось, а по социально одобряемому шаблону и в пределах дозволенных норм.

В образе жертвы

Все это способствует возникновению у большинства людей пассивно-жертвенной жизненной позиции, которая характеризуется неумением управлять своей агрессивностью и справляться с чужой, а также сопровождается такими основными симптомами: 

1. Любимые глаголы — пассивные, не отвечающие на вопрос «что сделать» и «что делать». Точно так же, как и человек-носитель этих форм, привычно не задает себе вопросов по жизни (так что же ему делать, чтобы достичь цели, чему научиться, что изменить и развить в себе), он хочет, чтобы оно само-собой «получилось», «произошло», «посчастливилось», «пришло», «ушло».

2. Глаголы в условном наклонении (если бы да кабы; вот если б я...; или если бы то-то и то-то произошло или у меня было...).

3. Глаголы в среднем роде (не получилось, посчастливилось, случилось).

4. Глаголы и причастия в страдательном залоге (составляется, подписывается, строится), когда происходящее не зависит от воли говорящего.

5. Любимые способы выражения своих желаний: обиды (пассивная форма выражении агрессии), требования (активная манипуляционная форма, как будто окружающие такому человеку априори должны), фразы типа «я хочу, чтобы он (она), что-то сделал (-а) для меня», как-то «изменился (-лась)» - в мою пользу, конечно же. Что означает: «я хочу, чтобы человек хотел…». Но как можно «хотеть, чтобы человек хотел»? Такая вот ненавязчивая манипуляция с завуалированным насилием - подменой чужих желаний своими требованиями.

6. Перекладывание ответственности за свои решения, поступки, желания и за свою жизнь в целом на кого-то внешнего (людей, обстоятельства, судьбу, власти, знак зодиака, бога).

7. Паразитическая позиция — желание «проехаться» за чужой счет, как материально, так и эмоционально (жить, развлекаться за чужой счет и считать это «нормой»). Часто обосновывается манипуляциями социально-половыми ролями («ну я же женщина, муж, твой отец, старше, младше, больной и т.п.» и потому имею право требовать).

8. Критиканство и недовольство происходящим.

9. Обвинение других во всех своих бедах, демонизация, а потом тихая злобная обида на них (пассивная фиксация агрессии). Или истерики и требования (активная истероиодная фиксация), но не к себе.

10. Аутоагрессия или истерика - неокультуренная агрессия, зачастую неосознаваемая и подавляемая. Вплоть до панических атак, повышенной тревожности, бессонницы, скрежета зубами во сне и наяву - все это симптомы подавленной агрессии. Часто проявляется в виде вредных привычек, повышенном самотравматизме (частые травмы головы, коленей, локтей, вывихи ног на ровном месте, порезы пальцев рук), в заболеваниях желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы. В запущенных случаях вызывает депрессию, апатию, раковые и прочие трудноизлечимые заболевания.

Фото: pbrazauskas/ Depositphotos

11. Патологическое чувство вины, долженствования, несоответствия чужим ожиданиям.

12. Ложь из-за боязни конфликтов.

13. Гипертрофированный страх бить людей и быть побитым. А ведь логическим завершением любого конфликта в пределе является физическое противостояние (читай — проявление агрессии).

14. Неумение отказать и привычка выкручиваться, оправдываться и отчитываться.

15. Занижение ценности и важности своих желаний, интересов и целей. Приоритет чувств и мнений других людей над своими. Главное - «что люди скажут».

16. Та самая пресловутая «заниженная самооценка» и «неуверенность в себе». А потом невротическая компенсация: дорогие тачки, шубки, силиконовые формы и прочие атрибуты псевдостатуса (для повышения и поддержания своей «рыночной котировки»), как и бдсм-заменители реального доминирования и власти;

17. Слабая развитость сердечных, душевных качеств: дружелюбия, доброты, любви, нежности, заботы, радости, милосердия.

Чтобы проиллюстрировать последний неочевидный критерий связи агрессии с душевными чувствами, приведу несколько примеров.

Чтобы быть добрым, нужно сначала стать сильным и способным проявлять агрессию. Иначе это не доброта, а слабость, неспособность отказать и боязнь дать отпор, добиться своего. Добрый человек прощает и не обижается. А может и наказать, если захочет и посчитает нужным. То есть, использует свою агрессию по назначению.

Чтобы любить, нужно стать самодостаточной, ресурсообеспеченной и целостной личностью. Научиться, добиться, заработать. Только тогда можно дарить любовь — это дающее чувство, дарят от избытка, а стяжают от нужды. Любят психически зрелые, целостные люди, а не ущербные «половинки».

Чувство радости — это ощущение единства и благополучия мира, это объединяющее людей, наполняющее переживание. В то время как боязнь людей и недружелюбность разъединяет и ослабляет.

Здоровая, окультуренная агрессия нужна даже для того, чтобы иметь право на свое мнение, выражать его, отстаивать. Ведь оно рано или поздно пересечется с мнением кого-то другого. И может этому кому-то не понравиться, помешать. А это рано или поздно приведет к конфликту, в крайнем случае — к физическому. А это страшно для человека, неспособного управлять своей агрессией.

Потому он и предпочитает своего мнения не иметь и свои желания не реализовывать. Не то что реализовывать, даже не ощущать. Ведь для того, чтобы признаться себе в своих желаниях, ощутить и воплотить их, нужна смелость — раз знаешь, чего хочешь, значит, нужно теперь это делать (в том числе, проявлять агрессию, активность для достижения своих целей). А следование своим желаниям тоже может окружающим не понравится. И опять конфликты... И опять многие пасуют, выбирают рабство и подчинение, выполнение чужих желаний и обслуживание чужих целей.

Таков драматичный механизм рабской (если политкорректно, то «жертвенной») позиции, подавленной страхами конфликтов. В ней нет места счастью. Человек может быть счастлив только в том случае, если живет в согласии со своими истинными желаниями (не путать с неврозами и физиологическими потребностями, а также с чужими, навязанными желаниями и манипуляциями).

Для этого человеку нужно уметь добиваться результата, ставить и достигать своих целей, побеждать соперников и конкурентов, защищать себя и близких людей, устранять преграды к реализации своих желаний.

Что люди зачастую делают на энергии (эмоции) агрессии:

1. Уборку, выбрасывают ненужные вещи, избавляются от хлама.

2. Расстаются с неприятными людьми, балластом, прекращают неустраивающие отношения.

3. Избавляются от вредных привычек и деструктивных автоматизмов.

4. Расчищают пространство (бытовое, профессиональное, идейное) для построения чего-то нового.

5. Устраняют преграды к своей цели.

6. Преодолевают препятствия, лень, прикладывают усилия (та самая самодисциплина и «сила воли», способность напрячься).

7. Борются со страхами, преодолевают их.

8. Защищаются и защищают.

9. Выражают недовольство, конфликтуют, наказывают.

10. Управляют людьми (да и животными), структурируют их — невозможно эффективно управлять людьми, если человек их боится (причем вполне физически) и не готов идти до победного конца (в крайнем случае - драться с ними). Так он всю жизнь будет бояться даже своих подчиненных и сексуальных партнеров.

11. Доминируют, властвуют. Власть, как правило, добровольно не отдают - ее берут, захватывают, завоевывают, приобретают.

12. Конфликтуют и побеждают (или достойно проигрывают, признают проигрыш).

13. Трансформируются, развиваются.

Таким образом, агрессия и навыки управления ею — это естественная потребность человека, его неотъемлемое право, которое необходимо для гармоничного развития: духовного, социального, интеллектуального; для ощущения благополучия и полноценной счастливой жизни. Это базовый навык и самоощущение, которое просто необходимо для управления собой и своей жизнью.

Управление агрессией, как и любым другим психоэмоциональным состоянием, это тоже навык. И, как любой навык, его можно и нужно развивать, тренировать.

1. У кого? У того, кто этим навыком владеет значительно лучше. («Если хочешь научиться играть в шахматы, играй с более сильным соперником».) В том числе у профессионального психолога, хорошо разобравшегося в теме. Разработан целый ряд психотехник, которые могут помочь человеку развиться и наработать новые степени свободы и возможности взять под контроль свое психоэмоциональное состояние: выдерживать поток агрессии, управлять им, направлять свою и чужую агрессию в нужное плодотворное русло.

Такие психопрактики — тема индивидуальной психологической работы и специальных тренингов, и только для очень заинтересованных лиц. Потому как прохождение их основных этапов бывает часто болезненно и страшно: взлом и осознание существующих блоков и комплексов, прочувствование и раскачка нужных состояний, а затем окультуривание их. Для этого требуется много личных усилий и сильная мотивация к развитию. (Смотри «инициации» в начале заметки.)

Результат же применения таких психотехник хорошо описывают принципы и права так называемого ассертивного поведения человека, позволяющие не зависеть от внешних оценок и влияний, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

2. Как? В основном с помощью своего же тела. От рождения мы имеем в своем арсенале удивительный инструмент познания окружающего мира – наше тело. Собственно говоря, познание мира и начинается со знакомства со своим организмом. Для человека, практикующего психологию, чуткость, ощущения тела и понимание закономерностей устройства в теле позволяет добавить осознанности в психологическую практику.

Тело, так или иначе, реагирует: подергивания пальцами, ногами, веками, нервный тик, контрактуры, зажимы и прочие невербальные проявления агрессии. Нужно снова научиться это чувствовать и читать эти знаки .

3. Где? Везде, особенно в пространствах, где агрессивных проявлений много: в боевых искусствах, в спорте, особенно в экстремальном, в армии, в конкурентной бизнес-среде, на улице. А в более безопасном и эффективном режиме — в кабинете у профессионального психолога, владеющего необходимыми навыками, который и поможет пройти соответствующие этапы овладения своей агрессией, возведения в ранг искусства (недаром «боевые искусства» так и называются).

На воина не хочется нападать, даже создавать ему дискомфорт подсознательно не хочется. Возле воина агрессивные люди успокаиваются.

По мере проработки своей агрессивности возникает уверенность в себе, растет «самооценка», культивируется спокойствие и ощущение безопасности, уменьшается тревожность «о завтрашнем дне и о своих близких». Возникает ответственность за свои действия и бездействие, за все свои решения и поступки, за свою жизнь в целом.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: