Почему девочки учатся лучше мальчиков, но мальчики гораздо счастливее, – преподаватель

комментировать
Почему девочки учатся лучше мальчиков, но мальчики гораздо счастливее, – преподаватель

Трехлетние исследования показали, что девочки в школе гораздо несчастнее, несмотря на то, что традиционно лучше учатся и превосходят мальчиков по всем академическим показателям.

Обычные разговоры о том, как дети учатся в школе, сводятся к вопросу успеваемости, поведения, оценок и сравнения с другими детьми. Спросите у любого учителя или родителя, что, по их мнению, самое важное в школе – вам ответят, что дети тут должны получить как можно больше полезных знаний и навыков, которые помогут им построить карьеру и вырасти успешными взрослыми.

Конечно же, некоторые более личные, психологические элементы обучения в школе, их тоже волнуют. Никто не хочет, чтобы ребенка травили или подвергали каким-либо опасностям. Но я считаю, что этого недостаточно. Требования к уровню получаемой детьми квалификации, постоянная гонка школ за успеваемостью и повышенное внимание родителей к качеству школьных педагогов ежегодно растут. Но все это не должно вытеснять на второй план вопрос социальной атмосферы, адаптации детей в школьном коллективе, их эмоционального состояния во время учебы. 

За последние три года в нашем университете группа аналитиков исследовала разницу между тем, как воспринимают свою школьную жизнь девочки и мальчики. Мы работали с 1 500 учеников из 29 разных начальных и средних школ Уэльса, и выяснили немало интересного. В частности, что девочки гораздо менее счастливы в школе, чем мальчики.

Как это возможно? Все мы знаем, что девочки всегда лучше учатся, но почему это не приносит им должного удовлетворения от учебы?

Мы беспокоимся об оценках мальчиков, и не видим, что девочки страдают от отчуждения и сомнений в себе

Мы задавали ученикам множество разных вопросов об атмосфере в их школах, окружении, социализации в коллективе, личных ощущениях от достижений и общем самочувствии. Если все это усреднить, мы обнаружили несколько важных различий в том, что чувствуют ученики по поводу своей школы, и различия эти зависят от пола. Девочки, например, гораздо лучше высказывались о школе – как об учебной инстанции – чем мальчики. Они говорили, что знают, что учителя о них высокого мнения и ожидают от них хороших результатов, отмечают их прогресс высокими оценками, беспокоятся об их академических достижениях. Но их ответы на вопрос «как вы себя чувствуете в школе» очень сильно отличались.

Около 25% девочек сказали, что они чаще всего очень волнуются в школе. Для сравнения, похожий ответ дали только 16,5% мальчиков. Приблизительно 24% девочек признались, что чувствуют себя «не в своей тарелке» - против 8,8% мальчиков. Почти 20% девочек не согласились с утверждением, что «учителя хорошо меня понимают» - а среди мальчиков таких было только 12%. К сожалению, ответы учеников не улучшались со временем и никак не менялись в зависимости от успехов каждого ученика. Мы несколько раз повторяли исследования, и каждый раз девочки подтверждали свои негативные ответы, а довольно часто даже усиливали их.

Различные исследования Американской ассоциации психологов и Британской организации приема в университеты и колледжи (UCAS) не раз доказывали, что девочки в среднем успевают гораздо лучше по большинству (или всем) школьным предметам. Этот факт не раз называли трендом во многих странах мира, медиа очень любят раздувать из него панику, заламывая руки в страхе за будущий успех мальчиков. 

Причины «гендерного провала» в образовании часто списывают на нехватку учителей – мужчин, хотя всевозможные исследования бесконечно продолжают утверждать, что пол учителя не имеет ни малейшего влияния на академические успехи ученика. Скорее, девочки учатся лучше потому, что они в целом лучше относятся к самому процессу образования, больше готовы к нему морально, больше читают, больше учатся и лучше себя ведут, чем мальчики.

По-моему, пришло время обратить свои взгляды на другую проблему. Пока мы беспокоимся об академических успехах мальчиков в школе, тот факт, что девочки страдают от таких неприятных чувств как отчуждение, сильнейшие сомнения в себе и страх, остается без внимания.

Школа – это не просто место, где мы учимся, это сложные и многоуровневые источники опыта социализации и взаимодействия с разными коллективами. Такая микромодель общества, с которым ученики будут иметь дело вне школьных стен. Мы почему-то забываем о том, что все психологические сложности взросления не остаются за школьными стенами, ученики приносят их с собой в класс. И, как выясняется, для многих из них эти проблемы школа только усугубляет. 

Для девочек, которые принимали участие в нашем исследовании, сложности жизни в патриархально организованном обществе не просто проявляются, а становятся гораздо заметнее в школьных стенах. Например, все темы, связанные с телом и весом, в школе более чем популярны и непосредственно влияют на эмоциональное состояние учениц. Мы все вроде как обеспокоены этим вопросом – вопросом дискриминации женщин в зависимости от их внешности – но почему-то отказываемся замечать, что школа является первичным источником и трамплином этого процесса, во всей его многогранности.

В Британии специальные органы, отвечающие за образование, предпринимают различные попытки затянуть “дыру” в обучении. Но я настаиваю – нужно заниматься не уровнем педагогов, а пониманием и улучшением качества социальной жизни учеников (особенно девочек) в школе.  Например, обратить внимание на гендерную тему в наших учебниках, и в принципе на все процессы, происходящие в школе – между учителями и администрацией. Никто никогда не смотрел на них с гендерной точки зрения, а стоило бы.

К счастью, Ассоциация учителей и лекторов вместе с Ассоциацией по гендерным и образовательным вопросам, уже заинтересовались этой темой. Они издают для учителей методические пособия с конкретными советами, как создавать в своих классах здоровую гендерную атмосферу. Мне кажется, если учителя просто проанализируют все, что говорят и преподают ученикам с точки зрения гендерного вопроса – подумают, как влияет тот или иной их урок на самочувствие каждого ребенка, девочки или мальчика, эффект уже будет положительным. А еще было бы очень хорошо добавить к учебному материалу по всем предметам философскую составляющую «гендерного вопроса» - раз уж таков вызов современной жизни. Если с детьми начать это обсуждать и разъяснять им эту тему уже в школе, их самочувствие и самооценка точно будет улучшаться, и они станут более уверенными взрослыми. 

The Conversation

Перевод НВ

Впервые опубликовано на The Conversation. Републикация полной версии текста запрещена

Больше мнений здесь

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: