«Мы хотим, чтобы наш Коленька играл». Зачем и как учить ребенка музыке, – опыт педагога

комментировать
«Мы хотим, чтобы наш Коленька играл». Зачем и как учить ребенка музыке, – опыт педагога

Нет ничего страшного в том, что ребенок не научился играть каким-то должным образом, даже если занимался долго и усердно, и педагог был хорошим. Главное – процесс.

"Добрый день, Владислава. Мы очень хотели бы заниматься музыкой. Наш мальчик/девочка очень способный/очень хочет /мы хотим попробовать/ мы очень хотим/ а ну быстро сел за инструмент, и чтоб до конца урока я тебя не слышала!»

Как часто педагогу приходится видеть разнообразные методы воздействия родителей на своё непослушное, золотое чадо. Путём крика, применения силы (по отношению к попе), угроз, шантажа. Такое чувство, что родитель играет на бирже, а ребёнок – несчастный доллар, скачущий не в ту сторону.

Мы нанимаем педагога для обучения ребенка. Иногда педагог не играет никакой роли в том, что ребенок не хочет заниматься. Но на занятиях проявляются абсолютно все результаты воспитания. Безусловно, многие из моих взрослых учеников рассказывали о тяжелой судьбе невольника музыкальных школ со старой преподавательницей, не любившей музыку, как и детей. Да, педагог влияет на многое, особенно в занятиях с маленькими, но есть другая сторона медали.

Я выделила два основных сознательных и подсознательных мотива родителей, отдающих ребенка на уроки музыкы (эти примеры подойдут не только к музыке):

1." Мы хотим, чтобы наш Коленька играл. Он такой способный мальчик".

Судьба и желания Коленьки становятся известны только на уроке, когда оказывается, что Коленька не только не способный, но еще и всем сердцем ненавидит "пианину" и всё что связано с музыкой. Но Колю продолжают мучать. " Правильно, если не заставлять – ничего не будет".  Нет. Ничего не будет, если заставлять. 

Выход: оставить Коленьку в покое (либо вообще, либо на время), затем педагог должен просто приходить пару раз и бездельничать с ним, то есть – не заниматься музыкой, а например, рисовать, разговаривать.

С музыкой ты никогда не одинок – с тобой разговаривают боги и эльфы

Для чего это нужно: вы снимете ощущение насильственной диктатуры, и ребенок, почувствовав себя вновь личностью и, в конце концов, ребенком, расслабится, будет более сговорчив и доверчив, что обязательно нужно во время занятий музыкой. В этом варианте педагог играет большую роль, но его старания пусты, если вам будет жаль денег за такие уроки, или любой креативный подход будет тушиться ортодоксальным восприятием.

2. Цитаты родителей нет, потому что они на работе или маникюре.

Машу просто отдали на всевозможные занятия, курсы, кружки, потому что всем всё равно. Не всё равно только бабушке или няне, которая водит Машу по всем этим местам. И, кстати, именно у такой Маши часто появляется истинное притяжение к искусству. Почему? Потому что она начинает сублимировать своё одиночество и равнодушие своих успешных и "это всё для нее же" родителей. И потому, что музыка – это вековая любовь, разложенная в ноты, и чуткий, нежный человечек (такой как Маша) уже с детства понимает, что с музыкой ты действительно постоянно занят и никогда не одинок. С тобой разговаривают композиторы и музыканты, боги и эльфы. Возможно, Маша даже станет пианистом, и гордые, сидящие в зале родители даже не узнают, почему так трогают за душу лирические мелодии их ребенка.

Выход: его нет. Шучу. Талант может проявиться и при других обстоятельствах. История о Маше – лирическое отступление. Но! Если говорить не о таланте, а о массовости направлений и загруженности, о равнодушии и погоне за развитием,  то это явный перебор в наше время, и ребенку нужно создавать просто грамотные условия, в которых будет место для безделья, родительского внимания и свободы выбора. Дети – не  придурки. Они иногда понимают больше нашего, чего они хотят и кто есть кто из людей. 

А, кстати? Зачем вообще заниматься музыкой детям? Занятия музыкой – давняя традиция воспитания детей, так как напрямую связано с развитием духовных, интеллектуальных сфер будущей жизнедеятельности.

Серьезные дяди ученые доказали полезность мелкой моторики (и вообще активной деятельности от локтя до кончиков пальцев) тем, что треть площади двигательной проекции головного мозга принадлежит проекции кисти руки.  Фуф. А эта зона (та самая двигательная проекция) соседствует с речевой зоной и влияет на нее. Так что лучше завязывать кисти, чем вставлять кляп в рот (шутка).

Но не только эта "механическая " часть  сознания развивается таким нехитрым способом (игрой на музыкальном инструменте), а еще и творчески-образная, что в наш ХХІ век снова имеет особую важность. Вездесущая механизация, тридэшность и прочие развлечения в мультиках и игровых автоматах просто убивают фантазию ребёнка и его искреннюю веру в чудеса (или наоборот делают её более извращенной).

Дети – удивительные взрослые, которым нужна наша помощь для возвращения к нужной форме функционирования во внешнем мире. А еще для начинания, развития и завершения всех жизненных дел с учетом самых крутых поворотов судьбы, заготовленных каждому из нас.

А музыка – это сейф памяти о развитии всей цивилизации. Энергохранилище достижений культуры и воспитания всего человечества. И это не просто красивые слова и невыдуманные факты. Любое искусство – огромная, титаническая работа что в физическом, что в интеллектуальном плане.

Из своих 24 лет  я 10 посвятила обучению музыке вообще и музыки в себе. Я люблю музыку, но была таким же растормошенным ребенком, как и многие, и точно так же иногда не хотела играть и капризничала.

И, на мой взгляд, нет ничего страшного в том, что ребенок не научился играть каким-то должным образом, даже если занимался долго и усердно, и педагог был хорошим. Главное – процесс. Процесс ценнее конечного результата. Результат – приятен.

В моменте обучения ребенок всё равно воспринимает звуки, композицию, гармонию, историю, вариативность и многие другие музыкальные схемы, которые на самом деле созвучны с жизненными схемами и механизмами. 

Музыка – это зеркало бытия, что способно научить сути вещей, дать знания о человеческой сущности, о причинно-следственных связях, а так же научить ощущению гармонии. Гармонии, как в узком, так и в широком плане. Каким образом музыка может этому научить – объясню в следующем блоге. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: