Хотите, чтобы ребенок учился на пятерки? Начните с себя

комментировать
Фото: belchonock/Depositphotos

Фото: belchonock/Depositphotos

Лето еще в разгаре, но чем ближе сентябрь, тем хуже настроение у многих школьников и их родителей. Одна только мысль о домашних заданиях, оценках и ВНО доводит многих до нервного тика.

Ко мне часто обращаются родители, отчаянно стремящиеся помочь детям с уроками. Они активно участвуют в учебном процессе: общаются с учителями, контролируют дневники, тетради, проверяют домашние задания. Проблема в том, что их вовлеченность далеко не всегда дает ожидаемый результат. Вместо повышения уровня знаний и оценок родители получают резкое ухудшение отношений с детьми.

В чем же проблема? Кроется ли она в несовершенстве системы образования? В засилье гаджетов? В обилии сладкого? В том, что образование фактически перестало быть социальным лифтом, особенно в нашей стране? Конечно, да. Хотя из опыта консультирования я знаю, что дело еще и в сверхконтроле и гиперопеке, неправильно выстроенной коммуникации с детьми, в нелогичности родительских ожиданий. Правильно ли требовать от ребенка стремления к хорошему уровню знаний и оценок, одновременно демонстрируя пренебрежение и недоверие к системе образования, школе и ее правилам, лично к педагогам. А этим увлекаются многие мои клиенты и знакомые.

Есть и еще один фактор, который раньше как-то ускользал от меня — фокус на несовершенстве существующей системы, повсеместно распространенный сейчас, затмил роль семейных ценностей в учебных результатах ребенка.

Результаты исследований , показавших взаимосвязь между родительской увлеченностью предметом, который изучает их ребенок, и академическими результатами последнего, поразили меня настолько, что я сделала об этом отдельный небольшой материал .

Вкратце, ученые выяснили, что сама по себе родительская вовлеченность в учебу ребенка не дает ожидаемого роста академической успешности (исследование касалось математики, но, думаю, оно применимо к любому другому предмету). А вот родительский интерес к математике, осведомленность в ней, стремление родителей к совершенствованию в этой области приводили к позитивным результатам у ребенка, подтвержденным не только его рейтингами в классе, но и результатами стандартизированных тестов. При этом степень родительской вовлеченности играла второстепенную роль.

Вполне в наших силах проявлять интерес не только к оценкам ребенка и к тому, сделал он задание или нет, но и к самим наукам, изучаемым в школе

Увлеченность родителей знанием, предметом, стремление к совершенствованию важнее вовлеченности в учебу ребенка. Вот она, еще одна проблема многих украинских семей. Родители стараются контролировать ребенка и его успехи, всячески мотивировать его на высокие учебные достижения, при этом не видя конечной прагматичной цели обучения  ответ на вопрос «Зачем мне это учить?» нередко остается без внятного ответа. Далеко не все демонстрируют ребенку стремление к саморазвитию. Случается, что даже постоянно совершенствующиеся в профессиональной сфере, дома родители «отдыхают», не проявляя интереса ни к чему, кроме соцсетей, пива и сериалов. И это – в придачу к навязываемому нам культу потребления и разрушению ценности знания как такового.

На мой взгляд, обычный родитель имеет мало реального влияния и на образовательную систему, глобальные образовательные тренды и странно работающие социальные лифты. Но вполне в наших силах проявлять интерес не только к оценкам ребенка и к тому, сделал он задание или нет, но и к самим наукам, изучаемым в школе.

Даже если на работе вас знают как суперпрофессионала, спросите себя, а знает ли ваш ребенок, что вы постоянно учитесь, что вы стремитесь к карьерному и личностному росту, что вы растете как специалист? Если вы не показываете этого дома и ребенок не бывает с вами на работе, то на какой из ваших образов он будет ориентироваться? Когда вы читаете профессиональную литературу с планшета, понимает ли он, что вы не роетесь в соцсетях?

Думаю, вам не обязательно детально обговаривать девятый урок учебника по математике и нюансы образования пассивных конструкций в английском. Достаточно будет обсуждать с ними книги, которые вы читаете, идеи статей, новости из мира науки (Big data, прорывы Tesla и идеи космического туризма базируются не только на маркетинге и инвестициях, но и на науке тоже). Демонстрировать свои увлечения и интересоваться детскими. Обмениваться мыслями, проблемами, историями успехов и провалов, в том числе школьных.

И, напоследок, один лайфхак: попросите ребенка научить вас тому, чему он сам научился в школе. Рассказать, что нового и интересного он там узнал. Выслушайте его с интересом и увлечением. Прикиньте вместе, где еще, кроме школы, это можно применить. Тот редкий случай, когда показать себя неосведомленным – полезно и желательно.

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: