Что на самом деле мешает развитию украинской музыки, – мнение

комментировать
Что на самом деле мешает развитию украинской музыки, – мнение

Украинский артист как профессиональный спортсмен – существует только до тех пор, пока может ездить и выступать. Избавиться от этой зависимости можно лишь одним путем – выстроить с нуля здоровую музыкальную индустрию.

Уже много лет украинская музыкальная индустрия играет по каким-то своим, особым правилам, лишь отдаленно напоминающим правила мировой музыкальной индустрии. И дело не только в отставании от стран-лидеров и даже не в низкой платежеспособности украинского слушателя.

Художественная адаптация. Этот литературный термин можно в полной мере применить к большинству украинских групп, исполнителей и всех тех, кто обслуживает их интересы.

Как правило, говоря о некой абстрактной несправедливости по отношению к новой украинской музыке, сами музыканты и даже аналитики сетуют лишь на чудовищную диспропорцию среди слушающих условно хорошую и не очень хорошую музыку. Мол, массы все еще голосуют рублем за махровый поп, артистов советской и постсоветской эпохи. Или его бесконечные современные производные. 

Это поверхностный и, откровенно говоря, наивный взгляд на проблему. Стоит включить любой национальный канал в Европе, и вы с удивлением обнаружите, что там все еще поют и танцуют артисты, застрявшие в далеком прошлом. Тяжеловесные, шаблонные поп-баллады формата конкурса в Сан-Ремо, карикатурный рок-н-ролл, поп-кантри, глупый евродэнс. Вряд ли с этим стоит как-то бороться или призывать людей, воспринимающих музыку как «потеху», увидеть в ней что-либо еще.

Иными словами, это просто даже не тема для дискуссии среди тех, кто хочет жить и творить в 2016 году. Реагировать на мировые тренды и оглядываться на моду. Мало просто делать все иначе: свежее, смелее, талантливее. Важно менять сами правила игры. И первое, что нам стоит понять – зависимость артиста от количества выступлений ни к чему хорошему не приводит. Или приводит, но ненадолго.

Украинский артист как профессиональный спортсмен – существует только до тех пор, пока может ездить и выступать. Пахать, как лошадка. Что быстро изматывает и опустошает. Не говоря уже о том, какое впечатление производят артисты на закате славы, поющие снова и снова всеми забытые хиты или, напротив, «молодящиеся», пытаясь остаться в струе. 

Daft Punk вообще не дает выступлений и не планирует этого делать, но ежегодно зарабатывает десятки миллионов долларов

Одного волевого решения здесь будет мало. Избавиться от этой зависимости можно лишь одним путем – выстроить с нуля здоровую музыкальную индустрию, по образу и подобию других успешных индустрий: британской, немецкой, американской. Звучит утопически, но не так безнадежно, как могло бы казаться. 

Сегодня уже есть те, кто понимает: выступления – лишь часть источников дохода, доступных тому, кто делает интересную музыку. Значительным довеском к этому должны быть официальные продажи музыки, стримминг, монетизация YouTube, лицензирование музыки в рекламу или на ТВ, изобретательный и качественно реализованный мерчендайзинг.

Всемирно известный французский дуэт Daft Punk вообще не дает выступлений и не планирует этого делать, но ежегодно зарабатывает десятки миллионов долларов. Тщательно продуманный образ, идеальный промоушен и целая команда маркетологов, которые делают деньги из воздуха. Новогодние игрушки Daft Punk, конструктор Lego – Daft Punk, игрушка YoYo - Daft Punk, тарелка для фрисби, ароматизатор для авто. Этот список почти бесконечен.

Да, это культурный феномен, топ-уровень. Но сама модель вполне перспективна и для украинских артистов. За последние годы их появилось пару дюжин, и откровенно говоря, они уже начинают немного надоедать. Десять концертов в год в одном только Киеве и с одним материалом – и все, ты в тупике. Хорошо, если этот творческий тупик можно сгладить круглой суммой, которая позволит взять паузу, дать «соскучиться по себе» и подготовить новый материал. Но это могут позволить себе единицы. 

Еще одна важная тема – продажа музыки и стримминг. В Украине не все так плохо. Стримминговые сервисы – Яндекс Музыка, Deezer или цифровые онлайн магазины iTunes, Google Play давно и вполне качественно работают. Более того, их ценообразование адаптировано под украинские реалии. Месячная подписка стоит меньше бургера. Но ей по-прежнему пользуются не больше четверти от всех пользователей смартфонов в стране. Есть предположение, что это и вовсе только десятая часть. 

Артисты недополучают и не до конца понимают, что им в этой ситуации делать. Их хлеб – прокачанные соцсети и YouTube. На эти цифры смотрят промоутеры и приглашают выступать. Как же сложно отказаться от всего этого в пользу туманной неизвестности! Но стоило бы им сделать внезапный флешмоб и самим убрать свою музыку из свободного доступа, как, о чудо! Количество пользователей стриммингов возросло бы в разы. И для этого совершенно не обязательно закрывать VK, EX.UA и еще десятки подобных сайтов. Они вполне открыто идут на контакт и удаляют контент по запросу правообладателя. Другое дело, хочет ли этого сам правообладатель? История стара как мир. Пусть революции вершат наивные романтики, я отсижусь в стороне. Так мыслит большинство артистов. Значит, видят в себе силы и желание гастролировать до 50 лет.

Более того! Такая ситуация – это что-то вроде засухи, когда выживают только сильнейшие. Остальным – прямая дорога в Красную Книгу. Иными словами, шанс на развитие получает только та музыка, которая презентабельна в живом исполнении. Но ведь есть множество стилей музыки, которую люди предпочитают слушать в уединении: дома, в плеере, фоном на работе. Слушать… и не платить. Музыканты, работающие в таких стилях, не имеют шанса сделать любимое занятие своей профессией. Десятки талантливых проектов остаются лишь виртуальной фикцией.

Вникнем еще глубже. К значительной части великих зарубежных поп-хитов, аранжировки делали люди из мира электронной или экспериментальной музыки: Уильям Орбит и Мадонна или Coldplay и Брайан Ино – таких примеров много.  В нашем случае ребята просто сворачивают на полпути: идут работать веб-дизайнерами, IT-специалистами. А местные поп-звезды тратят огромные деньги на записи в Лондоне или Стокгольме. 

Такого рода неочевидных причинно-следственных связей целое множество. Мы пришли в ситуацию, когда через вокальные шоу прогоняются десятки прекрасных исполнителей, еще с полсотни активно представлены на сцене, но к международным стандартам приближаются лишь единицы.

Не хватает кадров. 70% артистов в постоянном поиске хороших специалистов, способных сделать им крутое видео, фото, пресс-релиз, промо-кампанию, букинг.

Специалисты, тем временем (те, что действительно знают свое дело), тоже не спешат менять правила игры. Вместо того чтобы (как во всем мире) запускать собственные агентства, нишевые сервисы, они берут интересного им артиста «под ключ». Ведут все его дела и не решаются делегировать полномочия. Или, напротив, берутся за 4-5 артистов сразу, потому что один не может достойно прокормить и в итоге от этого теряют абсолютно все. СМИ, тем временем, совершенно сбиты с толку. Вместо того чтобы иметь дело с 8-10 известными промо-агентствами, они тонут в сотнях писем от чьих-то пиарщиков, друзей, помощников или самих артистов.

Странная, утомительная, изматывающая путаница. Броуновское движение. Прекрасно, что оно есть! Но надо отдавать себе отчет в том, что любой творческий подъем со временем либо вырастает в цельный фундамент, либо просто рассеивается. Хочется надеяться на первое. И первый кирпичик в этом смысле – это, конечно же, практика открытого, живого диалога. Впрочем, нам еще только предстоит искоренить скептическое к нему отношение. Все еще популярно мнение, что куда благороднее  бесконечно ворочать мешки.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: