Чем полезен стресс. Блог ученого

комментировать
Фото: IgorTishenko/Depositphotos

Фото: IgorTishenko/Depositphotos

Значимые изменения личности редко происходят сами по себе. Как правило, их источником является стресс.

Для успеха в жизни нужны связи, крепкие нейронные связи – шутят нейрофизиологи. Но на самом деле нам нужны гибкие нейронные связи, ведь сегодня нужно не просто учиться, а переучиваться.

На это особо обращал внимание Элвин Тоффлер: «Неграмотными в XXI веке будут считаться не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Так, во многих японских фирмах проводят ротацию и учат персонал новым специальностям каждые 3-5 лет.

Переучиваться намного сложнее, чем учиться новому. Дело в том, что при долгом занятии одним и тем же, нейронные связи, управляющие этим процессами, становятся достаточно прочными. Звучит вроде бы хорошо? На самом деле, это не так. Доказано, что мозг, способный на более эффективное обучение, обладает гибкостью и способностью сходу перестраивать соединения с целью усвоения новых знаний (высокая нейропластичность). Излишняя «жесткость» нейронных путей связана с худшей обучаемостью.

Сегодня нужно не просто учиться, а переучиваться

Например, при сканировании мозга детей, испытывающих трудности с изучением математики, было обнаружено, что у них больше нейронных связей, особенно между теми областями, которые участвуют в решении математических задач. Избыточное количество межнейронных связей создает систему, неспособную к усвоению новой информации. А вот слишком высокая гибкость нейронных путей оказалась характерна для шизофрении.

Обучающийся мозг очень динамичен, нейронные модули разрывают связи со старыми и находят новых. Наш мозг является своеобразной матрицей, состоящей из узлов и связей, которые могут легко меняться.

Как известно, стресс вызывает снижение количества нервных связей (без гибели нейронов). Конечно, часто это плохо, но иногда это является благодатной почвой для изменений. Снижение количества связей приводит к формированию «свободного поля». Помните восточные фильмы, где старый мудрый учитель ввергает ученика в состояние стресса и только потом начинает обучение? Почему он это делает? Цель – использование стресса для ослабление привычной хватки и создание «поля для изменений». Действительно, значимые изменения личности редко происходят сами по себе, как правило их источником является стресс.

Это известный феномен «посттравматического роста». Стресс, конечно, снижает нейропластичность и количество нейронных связей. Но в этом есть и позитивный смысл – расчистка нейронного поля для формирования новых нейронных связей, повышающих нашу адаптивность и обучаемость. Конечно, для обучения лучше учится в зоне комфорта, но «разучиться и переучиться» нам поможет только выход из зоны комфорта в состояние стресса!

Используйте стресс мудро!

Текст публикуется с разрешения автора

Оригинал

Присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу  Мнения Нового Времени

Больше блогов здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: