6 причин, почему изменения в бизнесе терпят неудачу

комментировать
Фото: stockasso/Depositphotos

Фото: stockasso/Depositphotos

Изменения происходят каждую минуту. Разница лишь в том, осуществляете ли вы их сами, или изменения происходят с вами.

Управление изменениями – фраза из арсенала бизнес-консультантов. Тех самых, которые физически не могут разбираться в вашем бизнесе лучше вас, которые стоят сумасшедших денег, и которые, ничтоже сумняшеся, раздают очевидные советы направо и налево с выражением лица первых евангелистов. Некоторые в дополнение могут нарисовать диаграммку со стрелочками, квадрант 4х4 (универсальное оружие любого консультанта) или разработать какие-нибудь «12 шагов» в любом направлении.

Но если забыть о вашем негативном опыте взаимодействия с консультантами, давайте поговорим об изменениях в вашем бизнесе. Насколько они вообще нужны? Разумеется, большинство скажет «нет, не нужны», подразумевая «не нужны нам никакие консультанты, сами справимся».

Однако, задумайтесь, в каком единственном во всей Вселенной состоянии нет изменений? Правильно, в смерти. Такого исхода вы ждете от своего бизнеса? Вероятно, нет. А, значит, осознанно или нет, вы вынуждены сталкиваться с изменениями: нанимать и увольнять людей, разрабатывать новые продукты, а старые выводить с рынка, менять структуру компании, открывать и закрывать офисы и представительства и т. д.

А теперь вспомните, как часто в вашем личном опыте или в опыте людей, лично вам знакомых, изменения увенчивались успехом, и проходили именно так, как задумано: по графику, не выходя за рамки бюджета, безболезненно для человеческих отношений? Готов поручиться, что ответ – никогда. Почему? Вот 6 популярных причин:

1. Изменения «для галочки»

Речь идет не о наемном менеджере, которого собственник бизнеса вынуждает трансформироваться. Разумеется, такая «из-под палки» демонстративная активность приведет к освоению бюджета, толстым томам отчетов консультантов, но никак не к светлому будущему. Впрочем, сейчас не об этом.

Часто запрос на изменения поступает от самого собственника. Однажды они понимают, что не удовлетворены тем, что видят в своем бизнесе (собственники - в большинстве своем люди мыслящие). И если такая ситуация продолжается достаточно долго, перепробованными оказываются все популярные средства: передвинуты все кровати, перекрашены стены, выработан и повешен на стену лозунг, все сотрудники виртуозно лазят по веревкам на головокружительной высоте. Увы, это не помогает. И тогда собственник, харизмат и скептик, втайне от всех обращается к бизнес-консультанту.

Нужно очень быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте. А чтобы идти неспешно вперед, нужно бежать вдвое быстрее

(Вообще, по степени неловкости, обращение к консультанту для многих собственников сравнимо с визитом если не к психиатру, то к проктологу. Почему? Для них это как расписаться в своем бессилии. Это стыдно!)

Причем запрос звучит примерно так: «Вот, ты видишь, как у нас тут обстоят дела. Мне нужен человек, который придет со своими идеями и добьется результата А. За это я готов платить Б».

Но когда начинаешь пытаться конкретизировать, что именно можно было бы поменять, оказывается, что менять ничего не нужно. Все «идеально»! Вот только результаты не очень. Именно результаты и нужно поменять, ничего остального не меняя.

Как понимает любой здравомыслящий человек, эта цель не может быть достигнута в рамках известной нам Вселенной.

На самом деле, любые практические шаги по изменениям начинаются с осознания собственником и самой проблемы, и ее причин. А поскольку среди причин фигурирует сам собственник, именно на этом этапе и «глохнут» большинство изменений. Поменять других – понятная и благая цель, измениться самому – сверхзадача, к которой многие внутренне не готовы.

Отсюда рождаются и проекты-симулякры, и консультанты из анекдотов, в погоне за сиюминутным заработком соглашающиеся на управление косметическими изменениями в условиях неприятия их и заказчиком, и его сотрудниками.

2. Изменения «своими силами»

В ХХІ веке не осталось секретной информации. Все окончили одинаковые курсы и бизнес-школы, все легко оперируют словечками типа «корреляция», «мотивация», «прецедент» (некоторые говорят это слово даже без среднего «н»). В таких условиях весьма соблазнительно не обращаться к внешним силам (консультантам), которые ничего в вашем бизнесе не смыслят, а сделать все самим.

Увы, у такого подхода есть как достоинства, так и недостатки. Из достоинств – собственными силами реализованные изменения лучше ложатся в вашу специфическую почву, учитывают особенности, о которых не знает никто извне компании, легче получают поддержку сотрудников. Из недостатков – людям тяжело выйти за рамки каждодневной рутины, при конкуренции целей ежедневные продажи будут превалировать над размышлениями об изменениях, и взгляд изнутри уже не замечает проблем, считая их характерными особенностями именно той компании.

Человеку «извне» проще смотреть на ваш бизнес объективным взглядом, не замечать никаких священных коров, видеть глубинные причины ситуации и не ограничиваться косметическими мерами. Кроме того, он не связан операционной рутиной (подталкивать вас к изменениям и есть его каждодневная деятельность), а, значит, не возникает конфликта целей.

Таким образом, самые успешные изменения могут осуществляться благодаря совместным усилиям как внутренних, так и внешних сил. Увы, это происходит недостаточно часто. Как правило, консультанты привлекаются на стадию диагностики, затем их отчет внимательно изучается и занимает почетное место в пыльной стопке других аналогичных «литературных трудов». А дальше – самостоятельные, и, как правило, безуспешные попытки поменять что-то, ничего не меняя.

3. Изменения быстро


Фото: Melpomene/ Depositphotos

Основная причина длительности процесса изменений – необходимость менять не только управленческие системы и процедуры, но часто – мышление и отношение живых людей. Есть несколько точек зрения на то, возможно ли в принципе изменить другого человека. Но с одним согласны все: изменения станут более реальными, если человек согласен с их необходимостью, согласен с методами изменений, страстно желает будущих результатов, и искренне не хочет сохранения статус-кво. Именно так, все в комплексе.

Но человек – существо инертное. Мы можем сколько угодно хотеть будущих результатов, но сиюминутный комфорт часто оказывается дороже будущего улучшения. Отсюда решительные обещания бросить курить, пойти в спортзал, выйти из травмирующих отношений, выучить английский язык, пойти учиться, проводить больше времени с семьей, почаще звонить родителям и т. д. Решительные в течение первой недели года. Что затем? Вы мне расскажите. Все мы возвращаемся к привычным жизненным моделям, а раз так ожидать каких-то новых результатов тоже будет наивно.

Что нужно, чтобы изменения стали реальностью? Нужно работать с людьми. Как? Методов выработано множество — выбирай на свой вкус. Но главное, что объединяет методы, которые работают хотя бы теоретически, - все они многослойны и направлены на работу с несовершенным человеческим существом. А значит, учитывают особенности обучения взрослых, организационный контекст, мотивацию, групповую динамику, системно и комплексно подходят к решению любой задачи.

Все это – процесс не быстрый. Нужно преодолевать сопротивление. Нужно формировать группы поддержки. Нужно позволять людям самостоятельно прийти к тому или иному решению. Нужно давать время на адаптацию. Нужно учитывать комфортный темп именно для ваших сотрудников. Нужно давать время на выполнение текущих задач.

Быстро можно только нарисовать красивый отчет. Вы именно этого хотите?

4. Изменения недорого

Действительно, зачем платить за управление изменениями много денег? Что он такого делает, бизнес-консультант?

Начнем с того, кто он такой, хороший бизнес-консультант. Как правило, он много лет посвятил какой-то одной стороне корпоративной жизни – маркетингу, финансам, юриспруденции – и достиг в этом определенных высот. 

Затем он отошел от операционной деятельности, и занялся системным управлением бизнесом. Видеть проблемы бизнеса с точки зрения функционального специалиста, даже самого лучшего, не одно и то же, что видеть их сверху, с точки зрения собственника.

У него может быть или не быть собственный бизнес-опыт (на эту тему также существует целый ряд предубеждений, в основном о том, чему нас может научить человек, сам в жизни не заработавший ни доллара, не создавший ни одного рабочего места, не переживший банкротства, не сидевший в тюрьме… продолжать можно долго, но куда это нас приведет?)

И главное: он сам прошел процесс внутренней трансформации. Пока вы бегали за длинным долларом, он учился понимать себя и других. Он учился слушать и слышать. Он много читал, много размышлял, много общался. Все это приносит мало денег и много жизненного и управленческого опыта, который вы и приобретаете, нанимая консультанта.

По степени неловкости, обращение к консультанту для многих бизнесменов сравнимо с визитом если не к психиатру, то к проктологу

Теперь он готов помочь вам и вашим людям пройти тот же путь. Самостоятельное изменение, даже если предположить его возможность, потребует много времени, и чревато ошибками, ловушками и тупиками по пути. При помощи консультанта – быстрее (хотя все-равно придется меняться, никто за вас это не сделает), но определенно дороже.

При помощи качественных изменений (в смысле – не количественных и не косметических, а изменений сути людей, процессов и систем) вы планируете добиться… Чего вы планируете добиться? Вероятно – выхода на новый уровень интеграции с рынком, кратного увеличения финансовых показателей, формирования нового уровня взаимопонимания внутри коллектива и управленческой команды, решения глубинных проблем, ограничивающих ваш бизнес, развития себя как личности и управленца… Правильно? Вероятно, цена, которую вы готовы заплатить (включая услуги консультанта), каким-то образом должна коррелировать с ожидаемыми результатами.

Все, что досталось бесплатно, не ценится. Легко пришло – легко ушло. Помните? Даже с точки зрения особенностей работы нашего мозга за изменения нужно платить, и платить дорого. Более того (открою вам секрет), так или иначе вы заплатите. Либо деньгами консультанту, либо годами блуждания в потемках, потерями и разочарованиями. Быть пассивным в данном вопросе – очень сомнительный путь к успеху. Лучше возглавить эту колонну, самостоятельно инициировать изменения, и собрать управленческую команду, включая опытного консультанта. Тогда ваши результаты смогут быть ближе к вашим ожиданиям.

5. Локальный оптимум

Самый страшный грех любого управленца – решение локальных проблем. Не идут продажи? Концентрируемся на этом. Продаем что есть мочи, «мотивируем» и «мативируем» персонал. Результат? Только запыхались, правда?

Повысилась текучка персонала. Что нужно? Найти профессионала – HR, который его замотивирует, который создаст корпоративную культуру, который найдет какой-то особенный персонал (который до этого, вероятно, прячется где-то под кустом, и напрочь не стремится ни к успеху, ни к высоким доходам).

Клиенты нас не любят? Усиливаем рекламную активность, идем в интернет, придумываем доставку и кросс-продажи, читаем книги о малобюджетном (но высокодоходном, все как мы любим) маркетинге.

Но остановитесь и подумайте. Бизнес – это система. В смысле – совокупность взаимосвязанных элементов, подсистем. (Подсистемы, в свою очередь, также являются совокупностью взаимосвязанных динамичных элементов, и это стоит иметь ввиду). Именно благодаря взаимосвязанности всего внутри (и многого снаружи) вашего бизнеса, локальный оптимум либо недостижим, либо недолговечен. Ну решили вы сиюминутно вопрос с объемом продаж. Но что при этом сталось с людьми, из которых вы выжали последние соки? Что с клиентами, которых вы заманивали всеми правдами и неправдами? Что с финансовыми результатами? Продажи есть, а где прибыль?

Занимаясь улучшениями чего-то одного, в отрыве от понимания, как это изменение влияет на все остальное, вы занимаетесь перетягиванием одеяла. Только комплексный и системный подход поможет вам добиться устойчивых и долгосрочных результатов. Только совместная слаженная работа вашей внутренней высокопрофессиональной управленческой команды (которую еще нужно создать и сплотить), совместно с внешним консультантом, и с вашим непосредственным участием как собственника (не для того, чтобы делать что-то за ваших наемных менеджеров, а чтобы все видели значимость этого вопроса для вас и соответственно реагировали), позволит приблизить ваши мечты к реальности.

Все другие способы – это сказки, мечты или иллюзии. Красивые, приятные, успокаивающие до поры до времени…

6. Изменения без конфликтов

Человек не любит изменений. Они всегда связаны с болью, выходом из зоны комфорта (вспомните причину № 1).

Вспомните поход к врачу. Нам страшно, нам больно, мы подсознательно не любим врача, хотя зачастую это милая женщина, желающая нам только хорошего, и делающая все возможное для этого. Но мы редко любим тех, кто делает нам больно. Даже если эта боль – во благо. Потому что благо – где-то там, в будущем, а боль – вот она, реальна и ощутима.

Что нужно, чтобы управлять проектами изменений?

Первое. Быть готовым к боли. Понимать, что это неотъемлемый компонент любых изменений.

Второе. Понимать, что больно будет не только вашему персоналу, но и вам лично. Будут затронуты ваши любимые сотрудники, ваши любимые процессы и многие другие священные коровы.

Третье. Быть готовым к конфликтам. Есть разница между конструктивным конфликтом (приводящим к новому уровню интеграции команды) и деструктивным. В команде управления изменениями нужен кто-то, кто умеет управлять групповой динамикой для превращения конфликтов в конструктивные.

Четвертое. Публичным лицом, олицетворяющим перемены, должен быть профессионал, толерантный к общественной «нелюбви». Человек, ищущий одобрения, вряд ли сможет жестко резать по живому, причинять боль и спокойно наблюдать за групповой динамикой, направляя ее в правильное русло. Для этого нужно иметь определенный склад характера, крепкие нервы, навыки коммуникатора уровня «бог» и тренированную печень. По разным причинам.

Пятое. Рано или поздно проект изменений закончатся. Либо достижением поставленной цели, либо провалом. И в том, и в другом случае лучше, чтобы тот, кто ассоциируется в команде с болью и дискомфортом, ушел. Унеся с собой все прошлые конфликты, споры и боль. Оставив вашу сплоченную команду праздновать победу и мечтать о новых амбициозных целях.

Как вы понимаете, на эту роль лучше всего подходит нанятый извне высокопрофессиональный консультант.

И напоследок. Даже если вы не принимаете решения меняться, изменения все-равно происходят. Каждую минуту. Меняется рынок. Появляются и исчезают бизнесы. Меняются предпочтения клиентов. Мир не стоит на месте. Как говорил персонаж известной книжки, нужно очень быстро бежать, чтобы хотя бы оставаться на месте. А чтобы идти неспешно вперед, нужно бежать вдвое быстрее. Вопрос в том, осуществляете ли изменения вы, или изменения происходят с вами. В первом случае вы активно идете к своей цели, во втором – позволяете чему-то происходить в вашей жизни.

Больше полезной информации читайте на странице автора в  Facebook

Больше блогов здесь

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: