Цитадель арт-модерна. Как украинские художники штурмовали Венецианскую биеннале

Гости биеннале участвуют в акции украинских художников #onvacation, главным местом действия которой стал павильон России
Дима Сергеев

Гости биеннале участвуют в акции украинских художников #onvacation, главным местом действия которой стал павильон России

Украинские художники как никогда массово и уверенно идут на штурм главной цитадели современного изобразительного искусства — Венецианской биеннале, вызывая одобрение у западных галеристов и коллег.

В одном из залов старинного здания Арсенала в Венеции висит внушительных размеров плазма. На экране — немые кадры размеренной жизни харьковских улиц. Диссонанс в мирную картинку вносят субтитры с цитатами из агрессивных диалогов времен ожесточенных столкновений, которые происходили здесь революционной зимой и весной прошлого года.

Это Обычные места молодого украинского художника Николая Ридного — работа, отобранная куратором Окви Энвезером для участия в главном проекте 56‑й биеннале современного искусства, наиболее авторитетного мирового арт-форума. Масштабная выставка, где специалисты изучают ключевые тенденции мирового искусства, а коллекционеры присматриваются к актуальным художникам, открылась 9 мая.

Основная и параллельная программы этого события, которое продлится до конца осени, насчитывают несколько сотен проектов из разных стран. Причем украинские художники представили свое искусство на нынешней биеннале как никогда массово.


PinchukArtCentre
Харьковчане Николай Ридный и Сергей Жадан представили совместный проект в украинском павильоне / Фото Сергей Ильин, PinchukArtCentre


Кроме Арсенала, традиционно главной локации биеннале, произведения украинцев выставлены в национальном павильоне, организацией которого занималась столичная галерея PinchukArtCentre. Так на людной венецианской набережной появился павильон, посвященный военному конфликту в Донбассе в представлении семи украинских художников.

Впрочем, самый громкий из отечественных проектов подготовил к биеннале донецкий центр культурных инициатив Изоляция — прошлым летом он вынужденно перебрался в Киев. Посетителям предлагалось надеть ветровку камуфляжной расцветки и сфотографироваться в ней в любом из национальных павильонов, назвав таким образом страну-оккупанта. Этот партизанский проект, который обыгрывает тактику российских военных при захвате Крыма, высоко оценили публика и пресса.


Зинаиды Лихачевой Черные бусы выставлена в палаццо Бембо /PinchukArtCentre
Видео проекция Зинаиды Лихачевой Черные бусы выставлена в палаццо Бембо /Фото предоставлено организаторами


Однако и это не все. В рамках большого международного проекта Персональные структуры, организованного голландским фондом GlobalArtAffairs, киевлянка Зинаида Лихачева, приходящаяся супругой Сергею Левочкину, бывшему главе Администрации экс-президента Виктора Януковича, представила инсталляцию Черные бусы. А кураторы выставки Лишение, инициированной культурной столицей Европы 2016 года Вроцлавом, пригласили к сотрудничеству нескольких львовских художников, а также украинскую писательницу Оксану Забужко. Все представленные здесь работы посвящены теме переселенцев, актуальной в последний год для Украины.

Отечественные экспозиции вызвали интерес у посетителей и экспертов биеннале. “Украинское искусство сегодня мало чем отличается от искусства, сделанного где‑то в Западной Европе или США,— делится наблюдениями Кэнди Коулмэн, директор влиятельной американской галереи Гагосяна.— Оно кажется мне сделанным так же хорошо и таким же умным”. Галеристка утверждает, что интересуется украинским искусством уже десять лет.

Гвоздь программы

Перед видеоработой Обычные места авторства Ридного, четвертого по счету украинского автора за годы независимости попавшего в основной проект биеннале, собираются зрители. Разношерстная публика внимательно следит за плавным движением камеры и вчитывается в английские субтитры.


Коллажи Жанны Кадыровой сделаны из газет, вышедших в день годовщины референдума о статусе Крыма / PinchukArtCentre
Коллажи Жанны Кадыровой сделаны из газет, вышедших в день годовщины референдума о статусе Крыма / Фото Сергей Ильин, PinchukArtCentre


“Мне кажется, это видео о конфронтации между обществом и превышающей свои полномочия полицией”,— говорит Фабио Помьято, итальянский студент, который изучает программирование и увлекается видеоартом. Итальянец знает о событиях в Украине, а работа Ридного привлекла его не столько красотой картинки, сколько рассказанной с ее помощью историей.

Еще одно место дислокации творческих соотечественников — украинский павильон с прозрачными стенами и названием Надежда!, который однозначно одобрили все опрошенные НВ представители международного арт-сообщества. Идея такого сооружения принадлежит куратору проекта Бйорну Гельдхофу, который посчитал невозможным арендовать для проекта один из роскошных венецианских палаццо. Такой подход не отображал бы перемены, что произошли в стране за последнее время.

Куратор рассказывает, что на идею прозрачных стен его натолкнули воспоминания о поездках в Грузию, где в рамках программы по борьбе с коррупцией начали строить здания правительственных и полицейских учреждений из стекла. Впрочем, для Гельдхофа не секрет, что намерения Украины побороть коррупцию остаются пока лишь планом.

Один из фаворитов зрителей в украинском павильоне — Клетка уроженки Днепропетровска Анны Звягинцевой — настоящая клетка из металлического каркаса, оплетенного текстилем, очень похожая на те, куда заводят подозреваемых в залах судебных заседаний.

Куратор Гельдхоф рассказывает, что инсталляция была создана в 2010‑м и стала реакцией на преследования художников-активистов из объединения Худрада. В нынешней ситуации, когда законами по‑прежнему пренебрегают, а права человека уязвимы, работа обрастает новыми смыслами, убежден куратор.


Видеопроекция Евгении Белорусец в украинском павильоне — о шахтерах, продолжающих работать в прифронтовых поселках / PinchukArtCentre
Видеопроекция Евгении Белорусец в украинском павильоне — о шахтерах, продолжающих работать в прифронтовых поселках / Фото Сергей Ильин, PinchukArtCentre


Публику биеннале зацепила за живое и видеопроекция львовского объединения Открытая группа под названием Синоним к слову “ждать”. Для нее в павильоне установили стену, на которую вывели изображения девяти камер наблюдения. Каждая из них установлена у входа в дом бойца, воюющего на востоке Украины. В течение всей биеннале за мониторами постоянно наблюдают художники группы. Проект закончится досрочно, если все военные вернутся домой.

“Представленные работы не назовешь слишком прямолинейными или зрелищными, они скорее тихие и тонкие,— говорит Ральф Шлетер, главный редактор немецкого профильного издания Art Magazine, приехавший на биеннале.— После всех этих месяцев борьбы ожидаешь, что люди стали более агрессивными. Художники, напротив, демонстрируют способность к рефлексии”.

Вежливые украинцы

У входа в сады Джардини, которые наравне с Арсеналом являются местом проведения проектов основной программы Венецианской биеннале, разгуливают молодые люди в куртках цвета хаки. На их спинах — яркие надписи #onvacation (в отпуске).

Эти люди представляются анонимными художниками и предлагают прохожим принять участие в розыгрыше путевки на отдых в крымской Балаклаве. Для участия необходимо надеть куртку, которую выдают бесплатно, сфотографироваться в ней в павильоне страны-оккупанта, а затем разместить фотографию в социальной сети, отметив ее соответствующим хэштегом.

“Ключевой момент акции — возможность выбора”,— говорит один из авторов акции нью-йоркский куратор Клеменс Пул. Уже несколько месяцев он сотрудничает с центром Изоляция, который переехал в Киев с тех пор, как его здание в Донецке захватили боевики ДНР.

Главная цель нынешнего проекта — подтолкнуть людей к размышлениям о войне в Донбассе, говорит американец. “В Венеции никто по‑настоящему не обращает ни на что внимание,— рассуждает Пул.— Нет смысла делать акцию о том, что война — это плохо, это и так очевидно. А этот проект заставляет конкретного человека задуматься, одобряет он ее или нет”.


Клетка Анны Звягинцевой стала фаворитом гостей украинского павильона / PinchukArtCentre
Клетка Анны Звягинцевой стала фаворитом гостей украинского павильона / Фото Сергей Ильин, PinchukArtCentre


Вокруг #onvacation царит ажиотаж. Десятки художников, галеристов и любителей искусства, в их числе американский рэпер Канье Уэст, стали обладателями заветных курток. А новость о том, что представители местной полиции попросили активистов в камуфляже покинуть павильон России во время открытия, растиражировали влиятельные мировые и российские СМИ.

Впрочем, представители павильона РФ уверяют, что отношения к действиям полиции не имеют и акцией украинцев даже довольны. Александр Рытов, директор фонда Stella Art Foundation, который в этом году занимался российским павильоном, утверждает, что для него акция стала возможностью поговорить с украинскими активистами об искусстве и о том, как спасать российско-украинские отношения.

В целом большинство представленных в Венеции работ украинцев оказались созвучны ключевым темам, затронутым зарубежными авторами в рамках нынешней биеннале, которую критики уже успели окрестить одной из самых заполитизированных за многие годы. “Произведения украицев, которые я вижу, сильные, философские и сделаны очень технично,— подытоживает американская галеристка Коулмэн.— В то же время такие проекты, как акция #onvacation, подталкивают к разговору на темы, о которых людям говорить очень трудно. Это важно, потому что я верю в разрешение конфликтов посредством коммуникации”.

Материал опубликован в №17 журнала Новое Время от 15 мая 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: