Партия Золушки. Екатерина Ханюкова стала королевой британской балетной сцены

Партия Золушки. Екатерина Ханюкова стала королевой британской балетной сцены

Всего за два года киевлянка Екатерина Ханюкова превратилась в королеву британской балетной сцены и объект профессионального интереса лучших хореографов современности.

Когда весной 2013‑го украинская балерина Екатерина Ханюкова приехала на уикенд в Лондон, в ее планах был лишь отдых от недавних гастролей в Риге и прогулки по городу. Впрочем, педагог не дала танцовщице расслабиться и отправила ее к балетному станку. Жалеть о пропущенном выходном не пришлось. Из балетного зала Ханюкова вышла с предложением работать в Английском национальном балете — одной из ведущих трупп Британии.

Дело в том, что за разминкой киевлянки внимательно наблюдала Тамара Рохо, директор этой престижной балетной компании. Без дополнительных вопросов и кастингов, традиционно неизбежных при приеме на работу, Рохо пригласила Ханюкову в свою команду. А месяц спустя по электронной почте балерина получила контракт, который вскоре подписала.

Теперь за спиной Ханюковой несколько громких премьер в составе труппы лондонского театра и десятки выступлений на ведущих сценах Европы, которые, как правило, сопровождаются аншлагами. Критики отмечают отточенную технику танцовщицы, узнаваемый стиль, артистизм и с уважением перечисляют ее былые победы в авторитетных балетных состязаниях вроде Международного конкурса имени Сержа Лифаря.

“Соло Кати Ханюковой показалось мне выдающимся,— делится впечатлениями от спектакля британский балетный критик Викки Джейн Вайл.— Она была настолько плавной и выразительной на сцене, что я могла бы наблюдать за ней бесконечно”.

Теперь график 26‑летней Ханюковой распланирован на год вперед. С ней работают ведущие современные хореографы, помогая отточить до блеска не только классические партии, но и номера в стиле модерн. К примеру, в будущем сезоне британская публика увидит Ханюкову в спектакле Жизель. Однако классический балет о девушке с разбитым сердцем будет представлен в современной авторской интерпретации британского хореографа Акрама Хана — он знаменит сотрудничеством с ведущими сценами мира, а также постановкой шоу культовой поп-дивы Кайли Миноуг.

Прежде чем погрузиться в работу над новой постановкой, Ханюкова выступит в Киеве. 24 мая вместе с труппой Национальной оперы она представила Золушку Сергея Прокофьева.

 

Женская сила

"В аду есть специальное место для женщин, которые не помогают другим женщинам”,— эту фразу бывшего госсекретаря США Мадлен Олбрайт Ханюкова услышала лишь недавно. Хотя в ту особую роль, которую играют в ее карьере женщины, верит давно.

Первой такой встречей, определившей ее балетное будущее, артистка называет знакомство со Светланой Ильенко. Так случилось, что супруга украинского режиссера Михаила Ильенко оказалась соседкой семьи Ханюковой, причем в молодости она была балериной. Именно она заинтересовала девочку балетом и подготовила к поступлению в Киевское государственное хореографическое училище.

Затем были пять лет работы в Национальной опере Украины. Тогда Ханюкова станцевала ведущие партии в главных классических балетах украинской сцены — Ромео и Джульетте Прокофьева и Лебедином озере Петра Чайковского. А еще объездила множество стран — от Японии и Китая до США и Колумбии, где принимала участие в авторитетных конкурсах и получала награды.


ПРИНЦЕССА НА ПУАНТАХ: Екатерина Ханюкова исполняет главную партию в балете Спящая красавица на сцене киевской Национальной оперы
ПРИНЦЕССА НА ПУАНТАХ: Екатерина Ханюкова исполняет главную партию в балете Спящая красавица на сцене киевской Национальной оперы
Laurent Liotardo Photography


2013‑й стал переломным для карьеры артистки — после нескольких месяцев раздумий Ханюкова подписала контракт с Английским национальным балетом. Еще несколько месяцев заняло оформление документов — как раз тогда Киев пылал в революционном огне. В результате проволочек украинка присоединилась к своей лондонской труппе посреди сезона и пропустила подготовку к премьере — Жар-птице Игоря Стравинского.

Ханюкова рассказывает, что не ставила перед собой цели уехать из страны и не мечтала о Лондоне. Однако возможности, открывавшиеся в британской столице, перевесили страх покинуть родной театр.

“В Национальной опере я достигла всего, чего могла, а простой в моей профессии равносилен регрессу”,— говорит балерина.

Особенность работы Английского национального балета заключается в том, что классические постановки в его репертуаре соседствуют с современными спектаклями. Прежде Ханюкова танцевала модерн лишь на конкурсах, и в британской столице ей пришлось в ускоренном режиме осваивать новые навыки.

Мне важно не только то, насколько хорошо человек танцует, но и то, чувствует ли он себя счастливым в танце 
Екатерина Ханюкова, солистка Английского национального балета

Хотя скромный опыт в современной хореографии не помешал ей уже в прошлом году присоединиться к масштабному проекту, посвященному Первой мировой войне. Триптих Не забудем создавали трое культовых хореографов по заказу директора труппы Тамары Рохо. Тогда украинка исполнила партию в одноактном балете британца Лиама Скарлетта о женщинах, работавших на производстве бомб.

В конце апреля при полных аншлагах Английский национальный балет представил новую трилогию от актуальных хореографов. Проект под названием Она сказала объединил балеты, посвященные сильным женщинам вроде мексиканской художницы Фриды Кало (Сломанные крылья) и мифическим героиням вроде Медеи (Фантастические существа). В обоих постановках участвовала Ханюкова.

При этом украинка продолжает танцевать классику.
Объясняет, что киевская школа по‑прежнему считается одной из лучших в мире, обеспечивая своим ученикам надежную основу для дальнейших экспериментов. Чтобы совершенствовать навыки современной хореографии, Ханюкова часто смотрит видеозаписи актуальных постановок. А в свободное от репетиций время занимается хип-хопом и сальсой.

“Я боготворю танец,— говорит балерина.— Мне важно не только то, насколько хорошо человек танцует, но и то, чувствует ли он себя счастливым в танце”.

 

Прочные связи

"Когда в декабре 2014‑го авторитетный британский критик Люк Дженнингс впервые увидел Ханюкову на сцене, то был сражен. Специалиста поразили пластика украинки и точность ее движений.

“Следить за Катей Ханюковой,— написал Дженнингс в своем блоге в социальной сети Twitter.— Четкие и ненавязчивые линии, уверенная фразировка, чистые, словно свист, повороты. Потеря для Киева и приобретение для нас”.

Британским экспертам пришлась по душе легкость, с которой украинка будто парит над сценой. Впрочем, специалисты отмечают также, что молодой балерине порой не достает харизмы, чтобы уверенно вести за собой партнеров на сцене.

Впрочем, критика не смущает Ханюкову. Она называет себя азартным в работе человеком, увлеченно принимающим каждый вызов. “Если другие говорят, что не получится, это только подогревает мой интерес”,— говорит балерина.

А еще украинка не любит, когда говорят, будто она разорвала связи с родиной. В прошлом году она приезжала в Киев, чтобы станцевать партию Китри в балете Дон Кихот. А нынешней весной подписала гостевой контракт с Национальной оперой на следующий сезон. Согласно его условиям, она выступит в качестве солистки в двух-трех постановках, причем, возможно, тогда‑то и представит столичной публике современную хореографию.

“Я убеждена, что наш зритель достаточно умен и должен иметь выбор, на какой балет ему ходить,— рассуждает Ханюкова.— Нельзя бесконечно повторять, что зритель не готов к модерну, потому что он готов, дайте ему только возможность”.

 

Материал опубликован в НВ №18 от 20 мая 2016 года 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: