ONUKA: В украинском языке есть прекрасное слово митець, которое полностью отражает мою реальность

комментировать
Ната Жижченко рассказала НВ STYLE о предстоящем концерте и о том, кого она считает настоящими музыкантами

Ната Жижченко рассказала НВ STYLE о предстоящем концерте и о том, кого она считает настоящими музыкантами

С Натой Жижченко, фронтвумен группы ONUKA, редакция НВ STYLE встретились в разгар подготовки к грандиозному концерту с NAONI. Ната именно тот человек, который всегда двигается вперед, развивается профессионально и идет на смелые музыкальные эксперименты.

Ната, в детстве вы занимались народной музыкой. Почему решили переключиться на электронную музыку?

Любовь к народной музыке прорастала от дедушки и всей семьи музыкантов в целом. Но когда у меня начался юношеский максимализм, авторитет родителей ушел на второй план, а его место занял мой старший брат. Он обожал электронную музыку. Моя любовь к электронике – это полностью его заслуга.           

Вы выбрали сопилку или она вас?

Я думаю, это был обоюдный выбор.  Я играю на сопилке с 4 лет, была солисткой взрослых духовых оркестров, где исполняла сольное, специально написанное для этого редкого инструмента произведение. В детстве мне нравилось выступать, нравилось внимание. Я чувствовала особенное отношение ко мне со стороны взрослых. А в подростковом возрасте меня постиг комплекс ребенка, который сначала получал слишком много внимания, а потом его умение, за которое так сильно хвалили, утратило свою ценность. Я понимала, что сопилка – это узкоспециализированный инструмент, у которого есть свои границы, которых я к тому времени уже достигла. Но к счастью, мы встретились вновь и более не разлучаемся.



img_9790_2


Без чего бы вы не состоялись, как певица?

Во-первых, певицей я себя не считаю. Это очень громкое слово, большая ответственность и отдельно стоящая профессия. Я причисляю себя к музыканту - артисту. В украинском есть прекрасное слово митець, которое полным образом отражает мою реальность. Но я не состоялась бы без моей семьи. Все началось в 4 года и продолжается до сих пор. Помимо сопилки в 5 лет я начала учиться играть на фортепиано, проучилась в музыкальной школе, но бросила ее за год до окончания. Параллельно были попытки освоить скрипку, а затем флейту, но с первой не сложилось, а на вторую не хватало дыхания, хотя играть очень хотелось. В 16 лет я впервые увидела терменвокс. Он поразил меня до глубины души, целиком и полностью. Сейчас я осваиваю этот сложнейший инструмент. Моя музыкальная дорога продолжается, и неизвестно, что будет дальше на моем пути.

 Углубление в украинский фольклор у вас надолго? Вы себя представляете в другом амплуа? 

Учеба в университете на кафедре этнокультурологии мне казалась зря потраченным временем. Сухо, ветхо и нафталиново. Но спустя много лет, я начала понемногу возвращаться к этой сфере. Сначала в проекте ONUKA, затем даже были попытки преподавать детям основы этнокультуры. Я поняла, что судьба сама направляет меня в это русло. Давайте поразмыслим, ведь фольклор в переводе с английского (folk-lore) означает народная мудрость. То есть, это отфильтрованный веками и устами багаж знаний, к которому у нас есть доступ! Это наши корни, от которых мы происходим и к которым в итоге возвращаемся. Я - человек ретроградного типа мышления. Я могу жить и думать о будущем, только через призму прошлого. Наверное, поэтому мне так уютно в этой сфере.

Вы развиваете украинскую музыкальную аутентичность в новом ключе. В чем это заключается?

Наш стиль называют, как фолктроник. Но разделение на форматы и жанры не является существенным, потому что главное - это эмоция, которую вызывает музыка.

Мне хотелось проиллюстрировать звучание украинских народных инструментов в новом ракурсе. Даже наша украинская молодежь знает мало о них. Как звучит бандура, цимбалы, трембита знают единицы. Хотелось, чтобы людям не было стыдно за свою народную культуру, потому что в Украине она чрезвычайно глубока, красочна и многогранна. Если ее узнаем мы, а потом и весь мир, я буду счастлива!



img_9854_1last


Ната, вы часто рассказываете в интервью, как в детстве ездили по всему миру и выступали с оркестром. Концерт с NAONI (Национальный академический оркестр народных инструментов) – это дань тому времени или что-то новое для вас?

Все началось со съемок в научно-популярном фильме о возникновении, становлении и распространении в быту самых древних украинских музыкальных инструментов Первісний авангард. На площадке мы познакомились с Виктором Гуцалом и его оркестром НАОНИ и получили предложение записать совместную композицию. Так родилась песня, а затем и видео ONUKA and NAONI - OTHER, которое разошлось в сети безумно стремительно. Сами того не ожидая, мы поняли, насколько людям интересны подобные проекты и решили провести целый концерт в таком формате. Сейчас мы плотно занимаемся подготовкой, проходят репетиции, работа кипит!

Во время прослушивания композиций с NAONI мурашки идут по коже, и понимаешь, какая колоссальная работа проделана. Расскажите, как проходили репетиции, как реагировали музыканты на новые для них аранжировки?

Вначале я очень переживала, что мы тут придумываем черти что, приглашаем виртуозных исполнителей и просим их, по сути, сыграть три ноты. Но оказалось, что профессиональные музыканты очень прислушиваются к нашим с Женей комментариям, буквально ловят каждое наше слово. Им, правда, интересно. Конечно, многое зависит от дирижера. В нашем случае, это человек - легенда, титан своего рода. Быть настолько открытым и современным в свои года дано очень немногим!

Вам с Женей не сложно жить и работать вместе?

Тяжело разделять нашу творческую и личную жизнь – это все часть одного целого. Что касается профессиональной деятельности, то Женя - тиран, это правда. Он очень критичен, в нем есть здравый перфекционизм, стремление делать шаг, прыжок еще выше.

Вы требовательный человек? Как команде работается с вами? Кто в ONUKA лидер?

По своей природе - я не лидер, но так получилось, что мне им просто необходимо быть. Что-то получается, что-то нет. Взаимодействие с коллективом - это искусство, как и отношения в браке. Чаще получается хорошо или работать, или дружить. Но хочется совместить и то, и то.

Конечно, мне помогает целая команда: это мой менеджер, пиар - департамент. Естественно, многое завязано на визуальной составляющей. Я верна своим друзьям и единомышленникам из академии парикмахерского искусства ERTEQOOB во главе с Андреем Крупчинским. А костюмы и образы - это заслуга Patoka Studio во главе с Лесей Патокой. Это тот человек, который поверил в меня и вдохновил на создание сольного проекта. 



img_9773_var_1


Опишите процесс рождения вашей музыки

Я больше всего люблю находиться одна - молчать, думать, грустить, наблюдать. Люблю коллекционировать свои чувства и ощущения. Даже самые болезненные и горькие моменты дают мне почву для радости со временем. Мне комфортно быть печальной. Когда я радуюсь, я ловлю себя на мысли, что это что-то не свойственное мне. Песни рождаются, в основном, тогда, когда я одна. Я воспроизвожу в памяти пережитые эмоции и конвертирую их в ноты. Время не имеет значения в таком ракурсе.

Чернобыль для меня сегодня - это чистое вдохновение. Я часто езжу в Зону. Зона отчуждения - место, в котором мне комфортно и спокойно, как нигде больше. Отбросив аварию, трагедию, экологию и историю... Мне там просто очень хорошо. Это настоящее украинское Полесье, окутанное человеческой тишиной. Там почти нет людей. А те, что есть, - особенные. Там я вдохновляюсь по - своему.

Какая песня лучше всего отображает вашу сущность?

Для меня это песня Майи Кристалинской и Микаэла Таривердиева У тебя такие глаза из кинофильма Человек идет за солнцем. Это такой советский арт-хаус. Абсолютно нереальная песня 70-х годов, в которой просто безумные стихи. Мы даже в свое время сделали кавер-версию этой песни. Мне кажется, она говорит о любви больше, чем все слова поэтов мира.

Кого из украинских музыкантов вы слушаете?

Я уважаю группу The Hardkiss. Я восхищаюсь Юлей Саниной - это новое поколение. Также мне нравится Иван Дорн, я его слушаю в машине, общаюсь с ним. И это такое счастье, когда харизматичный человек появился в нужное время и в нужный момент в украинской музыке! Он делает для украинской музыки гораздо больше, чем кто-то может себе представить. Даха Браха - это вообще моя любовь. Это группа, которая очень плодотворно гастролирует, и это тот канал связи, который делает очень многое для Украины. Я считаю честью то, что могу иногда выступать с ними на одной сцене. И наше общение приравниваю к прикосновению к прекрасному.

Знаете, каждый раз, когда я слышу от своих российских друзей такую мысль: Ну вы, украинцы! Опять нас сделали!, - я этому радуюсь. Эта мысль господствует уже лет 10 в России благодаря Бумбоксу, благодаря Океану Эльзы... В Украине новая музыка - выше на голову от российской. Никак по-другому, как культурный ренессанс, я это назвать не могу. Это огромное счастье, творить в таком музыкальном пространстве.

Что для вас плохая музыка?

Попса, сделанная по шаблону, с предсказуемыми бессмысленными словами и рифмами, льющимися из утиных губ.

У Хемингуэя есть история 6 word short stories. Чтобы вы сказали в этом формате о своей жизни?

Гул затих, я вышел на подмостки… (Доктор Живаго. Пастернак. Прим.ред)

Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook и Вконтакте

 

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: