Кладбище надежд. Рецензия на фантастический вестерн по романам Стивена Кинга - Темная башня

комментировать
Кадр из фильма Темная башня
© Sony Entertainment Inc.

Кадр из фильма Темная башня

В украинский прокат выходит фильм Темная башня – насколько долгожданная и многострадальная, настолько и рискованная затея по экранизации одноименного цикла романов Короля ужасов Стивена Кинга.

В серию входит семь ключевых романов и один вспомогательный. Кинг писал историю Роланда Дискейна, начиная с 1978 года и по 2012-й. То есть практически всю свою сознательную творческую жизнь. Неудивительно, что для писателя Темная башня стала системообразующим произведением.

На его орбиту и в его миры в разное время попали другие большие работы Кинга, казалось бы, не имеющие ничего общего с историей стрелка Роланда: Оно, Сердца в Атлантиде, Салимов удел, Сияние, Противостояние. Список говорит сам за себя.

Организовать экранизацию Темной башни дело дорогостоящее и трудоемкое. С 2007 года к нему подступались сначала Джей Джей Абрамс, а потом, когда тот отступился – маститый Рон Ховард. Но даже его опыта и влияния не хватило на скорый запуск проекта.

Основных проблем здесь всегда было несколько: вложение большого количества денег с неизвестным результатом, основному актерскому составу придется перекраивать свои графики на годы вперед (все-таки семь романов) и последнее, но не менее важное – форма будущих экранизаций. Сколько должно быть фильмов и сезонов сериала, чтобы не пострадал сюжет и тонкая душевная организация фанатов?

Но самый главный вопрос по состоянию на 3 августа 2017 года – справились ли режиссер Николай Арсель, продюсер Рон Ховард и команда сценаристов во главе с Акивой Голдсманом и самим Стивеном Кингом с первым фильмом?


Темная башня (2017) © Sony Entertainment Inc.

Темная башня (2017) © Sony Entertainment Inc.


Сюжет

11-летний Джейк Чеймберз просыпается с криком в своей кровати по двум причинам: Нью-Йорк сотрясло землетрясение, не первое надо сказать, и мальчику приснился кошмар. Тоже не первый. Обе причины связаны. Дело в том, что Джейк в своих кошмарах видит не вымышленных монстров, а вполне себе настоящих. Готовых разорвать наш мир в клочья.

В его снах есть стрелок, Роланд Дискейн – последний из благородного рода. Он ищет Уолтера или Человека в Черном – могущественного темного волшебника, пытающегося уничтожить Темную башню – центр всех миров. От Темной башни исходят лучи, подпитывающие силовое поле, которое сдерживает внешний хаос. И демонов, в нем живущих.

Образы из своих снов Джейк старательно зарисовывает в блокноте, чтобы, во-первых, окончательно не сойти с ума, а, во-вторых, предъявить при случае Роланду, как доказательство того, что их встреча не случайна.

Мама Джейка и в особенности его отчим не верят мальчику и хотят сдать его в специализированную клинику для особых детей. Всего на пару дней. Приехавшие санитар с доброй женщиной сразу вызывают у Джейка подозрение: он замечает на их шеях швы от масок, которые носят прислужники Уолтера Падика в его снах.

Джейк сбегает сначала из дома, а потом, с помощью портала, и из нашего мира – в Срединный, где Роланд бредет по пустыне в поисках Человека в Черном.

Сценарий и драматургия

Перед нами яркий пример упущенных из-за конфликта интересов возможностей. Слишком много людей работало над фильмом Темная башня, слишком многого хотели его создатели. Вместо того чтобы договориться, они решили сесть каждый на свой стул и не двигаться пока производство не закончится.

Фильм Темная башня не является экранизацией одной конкретной книги. Первой, например, что было бы логично. А пытается уместить в себе сразу несколько романов цикла: по чуть-чуть из каждого. Что важно – фильму это практически удается. Но проблема в том, что именно “практически”.

Первые две трети картины проносятся быстро и где-то даже радуют глаз. На некоторые огрехи не обращаешь внимания, потому что их перекрывает удивление от того, что у Николя Арселя, кажется, получилось нестыдное кино. Это ложное чувство.

Проблемы начинаются ближе к финалу. Видимо, сценаристы и продюсеры так и не договорились, как они хотят закончить свой фильм: троеточием, ведущим к следующим частям или легким знаком вопроса, чтобы подстраховаться на случай провала.

Чем ближе к развязке, тем быстрее, скомканнее становится действие, превращаясь в конце в полнейшее недоразумение. Настолько полное, что становится стыдно за то, что вначале фильм нравился. Безусловно, сценаристам надо было оставить финал открытым и протянуть сюжетные арки героев дальше, в следующие фильмы.

А так, вместо Башни рушатся и без того нетвердые сюжетные арки персонажей, но самое главное – становится ясно, что создатели картины поставили на ней крест задолго до ее выхода в прокат, а первая, неплохая, половина – лишь ширма, прикрытие, чтобы успеть подальше отбежать перед волной негативных отзывов и потенциального провала в прокате.

То, что могло послужить началом новой, успешной и непохожей ни на одну другую франшизой, стало скомканной и выброшенной на землю зарисовкой.

Картинка

Режиссеру каким-то чудом удалось адаптировать сложную и непривычную мифологию романов Кинга. Стрелки, Человек в Черном, Башня, мутанты в масках – все это гармонично вписывается в наш мир.

Понятно, что чем-то пришлось пожертвовать и не всем фанатам это придется по вкусу. Например, двери в другие миры, которым в романах Кинга было отведено свое, важное мифообразующее место. Или Алый король – хозяин Человека в Черном: о нем здесь упоминается вскользь с помощью пары граффити.

Тем не менее, на все то, что не удалось взять из романов Кинга, закрываешь глаза, пока работает все то, что взять удалось. Это тонкий и неуловимый баланс, но он присутствовал до некоторой поры в фильме Николая Арселя.


Темная башня (2017) © Sony Entertainment Inc.

Темная башня (2017) © Sony Entertainment Inc.


Актеры

Во всем этом безобразии больше всего жалости вызывают Идрис Эльба, Том Тейлор и Мэттью Макконахи. Последний в особенности. Макконахи играет Человека в Черном старательно, со знанием дела, но самое обидное – с любовью к персонажу. Его Уолтер Падик получился донельзя циничным, инфернальным существом. Смотреть, как он убивает всех вокруг одно удовольствие.

Герой Идриса Эльбы – Стрелок, наоборот, скуп на внешние проявления эмоций. В Темной башне его всегда дополняли другие куда более яркие персонажи. И тут в дело вступает сочетание харизмы и внешности, чего у Эльбы предостаточно.

Играющий Джейка Чеймберза, Том Тейлор точно так же уловил характер своего героя. Он сообразительный, довольно смелый и не боящийся приключений.

Разгон, который взяла эта троица никак не соответствует ни хронометражу фильма, ни его сценарию.


Темная башня (2017) © Sony Entertainment Inc.

Темная башня (2017) © Sony Entertainment Inc.


Темная башня – вердикт НВ

5/10

В идеальном мире экранизация цикла Темная башня началась бы с первого романа – Стрелок. Не вдаваясь в подробности сюжета, надо сказать, что его постановка стоила бы недорого. На выходе мог получиться мощный экзистенциальный вестерн, а Идрис Эльба и Мэттью Макконахи обеспечили бы достойные сборы, что послужило бы началом скромной, но престижной франшизы. А если бы в режиссерское кресло усадили, например, Дэвида Кроненберга, то проекту цены бы не было. Но это все из разряда фантастики.

Темную башню погубила жадность ее создателей. Это перепродюсированный продукт, полный клише и сюжетных недоразумений. Но даже в таком виде моментами картина производит впечатление. Здесь есть проблески большой вселенной, созданной Стивеном Кингом и заслуга Николая Арселя в том, что он смог хоть как-то нащупать ее эстетику, мифологию, ритм. В остальном же перед нами кладбище упущенных возможностей.

Трейлер к фильму Темная башня

Темная башня

The Dark Tower

Научное фэнтези, хоррор, вестерн, боевик

2017 год

США

Режиссер – Николай Арсель

В ролях: Идрис Эльба, Мэттью Макконахи, Том Тейлор, Кэтрин Винник, Клаудия Ким и другие.

Следите за самыми интересными новостями раздела НВ STYLE в Facebook

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: