Жизнь как сочинение Федерико Феллини. Интересные факты к 95-летию великого режиссера

комментировать
Жизнь как сочинение Федерико Феллини. Интересные факты к 95-летию великого режиссера
Фото: canburak via Flickr

От художника и клоуна до классика неореализма. Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения итальянского кинорежиссера, классика неореализма и авторского кино Федерико Феллини.

Феллини с детства проявил страсть к сочинительству, проводил много времени, изготавливая костюмы и маски для театральных представлений, а также разрисовывал кукол. В 1937-1939 годах Феллини работал во Флоренции художником комиксов, где курировал собственные рубрики, публикуя свои иллюстрированные юмористические рассказы.

Карьера Феллини как киносценариста началась благодаря знакомству с режиссером Стефано Ванциной. Он участвовал в написании сценариев ряда комедийных фильмов, позднее выступая как соавтор-кинодраматург.

Знакомство в 1945 году с Роберто Росселини, "отцом неореализма", повлияло на мировоззрение и будущее творчество Феллини.


Феллини с Джульеттой Мазиной и продюсером Дино Де Лаурентисом, Италия, 1958 год
Феллини с Джульеттой Мазиной и продюсером Дино Де Лаурентисом, Италия, 1958 год


НВ решило опубликовать список выдающихся фильмов итальянского режиссера, а также некоторые факты из его жизни.

Фильмы Феллини

В 1944 году после знакомства с Росселини Феллини стал его ассистентом. Их совместной работой стал сценарий к фильму Рим - открытый город (1945). После выхода этой картины Феллини получил известность как драматический сценарист. Затем он написал сценарии к фильмам Дорога надежды (1950) Пьетро Джерми, Без жалости (1948) Альберто Латтуада и Закрытые жалюзи (1951) Луиджи Коменчини.

Первой режиссерской работой Феллини стал фильм Огни варьете (1950), снятый вместе с Альберто Латтуадой. А в 1952 году вышла первая самостоятельная лента Белый шейх.

Мировую известность режиссеру принесли фильмы Дорога (1954) и Ночи Кабирии (1957). Обе картины в 1957 и 1958 году получили премию Оскар, как лучшие фильмы на иностранном языке.

В 1960 году картине Сладкая жизнь присудили Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля. В этом фильме актер Вальтера Сантессо сыграл роль фотографа Папарацци, имя которого стало нарицательным. На премьере этого фильма в Капитоль де Милан один из зрителей плюнул режиссеру в лицо. Утверждают, что в тот вечер он и Мастроянни едва избежали линчевания. Героя Марчелло называли пьяницей, развратником, тунеядцем. Недовольные предлагали уничтожить киноленту, а Феллини лишить итальянского гражданства. Успех Сладкой жизни у демократических слоев Италии и за рубежом скоро сделало ленту символом великой эпохи в итальянском кино.

Восемь с половиной (8-1/2, 1963) с автобиографическими аллюзиями в образе режиссера в исполнении Марчелло Мастроянни обновил киноязык и повлиял на несколько поколений кинематографистов мира. Название фильма обозначает его порядковый номер в фильмографии Феллини - он к тому времени снял 6 полнометражных фильмов, 2 короткометражных фильма и совместный фильм с режиссером Альберто Латтуада Огни варьете (полфильма). Картина получила премию Оскар как лучший фильм на иностранном языке.

Кинолента Дорога - один из самых знаменитых фильмов Федерико Феллини, снятый в 1954 году в стилистике неореализма. В главной роли Феллини снял свою супругу Джульетту Мазину, для которой это была первая значительная роль.

Начиная с картины Джульетта и духи (1965), Феллини все фильмы снимал в цвете, создавая красочный полуфантастический мир, связанный не столько с окружающей действительностью, сколько с детским и мифологическим сознанием. Фильм Джульетта и духи был задуман для Джульетты Мазины и о Джульетте Мазине. Это фильм о свободе личности, об освобождении женщины от деспотизма мужчины.

"Намерение фильма в этом отношении состоит в том, чтобы возвратить женщине ее подлинную независимость, ее бесспорное и неотъемлемое достоинство. Свободный мужчина не может отказывать в этом свободной женщине. Женщина не должна быть ни мадонной, ни орудием наслаждения, и еще меньше - служанкой", - говорил сам Феллини о своей ленте. Фильм не вызвал особого восторга ни у критиков, ни у зрителя. А самому Феллини принес немало хлопот: налоговые органы обвинили его в финансовых нарушениях. Суд постановил, что он должен доплатить в кассу государства $200 тысяч.

В 1987 году Федерико Феллини снял фильм Интервью - попурри на собственные кинематографические темы.

В 1992 году по версии авторитетного Британского института кинематографии стал режиссером номер один ХХ столетия.

Женщина Феллини

Осенью 1943 года Феллини женился на Джульетте Мазине, исполнительнице роли Паллины на радио в написанных им скетчах, брак с которой знаменовал их полувековое творческое сотрудничество. Феллини приписывали множество любовниц, но официальных данных ни об одной из них нет. Между тем, в 1994 году на презентации автобиографического романа "Виды любви" голландская писательница Розита Стенбек заявила, что состояла в отношениях с режиссером. Розита действительно была знакома с Феллини и Мазиной. И даже сыграла эпизодическую роль в фильме Джинджер и Фред. Итальянцы восприняли откровения Стенбек как оскорбление национальной святыни.

Цитаты Феллини

  • "Чем больше ты стремишься подражать действительности, тем скорее скатишься к подделке. В этом смысле чёрно-белая гамма дает более широкий простор фантазии".
  • "Критиковать - не значит уничтожать, а значит поставить вещь на принадлежащее ей место в ряду других вещей".
  • "Нет конца. Нет начала. Существует только страсть жизни".
  • "Другой язык - это другой взгляд на жизнь".
  • "Режиссер - это непосредственно Колумб. Он хочет открыть Америку, а вся команда хочет домой".
  • "Молодые люди не знают, чего хотят, но полны решимости добиться этого".
  • "Счастье состоит в том чтобы всегда говорить правду, не причиняя никому боли".
  • "Мне нравится верить во все, что стимулирует фантазию и помогает воспринимать окружающий мир и жизнь в более привлекательном или, во всяком случае, более соответствующем моему образу жизни свете".
  • "Разве святой Франциск не называл себя шутом божьим? А Лао-Цзы говорил: "Если ты произвел на свет мысль, подвергни ее осмеянию".
  • "Я почти все себе выдумал: и детство, и черты характера, и ностальгию, и сновидения, и воспоминания. Выдумал, чтобы было о чем рассказывать. От автобиографии в моих картинах нет ничего".

9 интересных фактов о Феллини:

  • Аэропорт в Римини назван в честь Федерико Феллини
  • У российской рок-группы Сплин, в альбоме 25 кадр (2001 г.), есть песня Феллини (совместно с Би-2), она начинается словами: "В одном из неснятых фильмов Федерико Феллини…"
  • Феллини о своих неснятых фильмах: "Человек, обретающий способность летать, - вот сюжет, страстно интересовавший меня с юности. Даже мальчишкой я думал о том, как было бы здорово взять и полететь. Мне всегда снилось, что я умею летать. Взлетая во сне, я ощущал необыкновенную легкость. Я обожал эти сны. Они приводили меня в экстаз".
  • Феллини после сдачи фильмов в прокат больше никогда их не смотрел
  • Чтобы уклониться от службы в армии, Федерико приходилось симулировать болезни.
  • Понятие "папарацци" появилось в начале 60-х благодаря Федерико Феллини, сделавшего главным героем своего фильма Сладкая жизнь фоторепортера по имени Папараццо. Прототипом Папараццо был реальный человек - итальянский фотограф Тацио Секкиароли, который первым обратил внимание, что за снимки знаменитостей, застигнутых врасплох, редакторы платят больше.
  • В молодости друзья звали его Ганди за неимоверную худобу.
  • Как-то при Андрее Тарковском Феллини поднял трубку в гостиничном номере и заговорил… женским голосом, от имени прислуги. А на вопрос Андрея ответил, что просто устал общаться от своего имени.
  • Не явился на вручение гран-при Московского МКФ-1963. Его фильм 8 ½ получил главный приз кинофестиваля, но маэстро узнал, что Хрущев уснул на показе - и вместо церемонии уехал на дачу с женой.

Новое Время по материалам из открытых источников

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: