Фабрики искусств. Заброшенные заводы крупных городов превращаются в центры культуры

ПЕРЕДОВИК ПРОИЗВОДСТВА: Арт-директор Платформы Роман Тугашев сделал модным отдых в непопулярном районе столицы на левом берегу Днепра

ПЕРЕДОВИК ПРОИЗВОДСТВА: Арт-директор Платформы Роман Тугашев сделал модным отдых в непопулярном районе столицы на левом берегу Днепра

Заброшенные заводы крупных городов, облагороженные несколькими миллионами евро, превращаются в центры притяжения для ценителей современной музыки, живописи, хорошей кухни и прочих развлечений.

Три года назад в стенах столичного Дарницкого шелкового комбината, который раскинулся на внушительных размеров территории в 12 га, царила тишина. Завод не работал с середины 1990‑х, его помещения пустовали, и лишь изредка их использовали как склад.

Теперь у бывшего промышленного объекта новое название — арт-завод Платформа — и совсем другая, насыщенная жизнь. Каждые выходные тысячи соотечественников направляются сюда за вкусной едой, качественной одеждой от украинских производителей и актуальной музыкой. А в будние дни обустроенные здесь рабочие места оккупируют фрилансеры и сотрудники креативных индустрий, в соседствующих с ними мастерских трудятся художники. На многочисленных локациях, сохранивших индустриальный шарм, снимают клипы и устраивают фотосессии.

История Платформы началась совсем недавно, в 2013‑м, с проведения Фестиваля уличной еды на парковке прилегающего к заводу торгового центра Дарынок, рассказывает арт-директор Платформы Роман Тугашев. Тогда инициаторы проекта боялись, что киевляне не захотят ехать за развлечениями в неизвестное место на левом берегу Днепра. Однако опасения оказались напрасными.

“В 2014‑м у нас побывало порядка 100 тыс. посетителей, а 2015‑м гостей было уже 950 тыс.”,— впечатляет цифрами Тугашев.

Потребовалось всего два года и € 3 млн инвестиций, чтобы арт-кластер стал флагманом нового для страны направления предпринимательства — ревитализации. Это процесс, когда бизнесмены и менеджеры от культуры вкладывают деньги в заброшенные склады и фабрики, приспосабливая их под рекреационные зоны.

Практика возвращения к жизни старых заводов давно известна на Западе, однако лишь теперь приобретает популярность в Украине. Всего за пять лет только в столице возникло около десятка подобных культурных и развлекательных площадок. Аналогичные инициативы появляются также в крупных городах вроде Львова и Одессы.

Причина успешности таких начинаний — в острой нехватке мест для качественного и интересного времяпровождения в городе, констатируют эксперты. Также сказывается фактор относительной дешевизны: для преображения промышленных зданий, как правило, достаточно небольшого ремонта, непременно сохраняющего индустриальную эстетику. Зато наполнение имеет принципиальное значение.

“Вся невостребованная и нереализованная государством энергия культурных индустрий должна где‑то плодиться”,— объясняет причины появления тренда украинский режиссер и продюсер Влад Троицкий. Будущей осенью основанный им фестиваль Гогольfest, который стал одним из наиболее ярких культурных событий в стране и ежегодно представляет актуальные музыкальные и театральные проекты, впервые пройдет на территории Платформы.

 

С чистого листа

Одним из первых проектов по преобразованию постиндустриальных развалин в стране стал центр культурных инициатив Изоляция. Он появился в Донецке в 2010‑м на территории бывшего завода по производству тепло- и звукоизоляционных материалов. Инициатором создания центра стала местная предпринимательница Любовь Михайлова, отец которой возглавлял облагороженный ею завод в советские времена.

Уже через год Изоляция удивила многих: в сердце индустриальной Украины, где в дефиците были даже самые простые картинные галереи, экспонировалась инсталляция Цая Гоцяна, одного из лучших художников современного Китая. О высоком статусе мастера свидетельствует тот факт, что в 2008 году на него было возложено оформление Олимпиады в Пекине.

В течение трех следующих лет центр принял несколько десятков художественных проектов из разных стран, тут начали устраивать киносмотры и лекции. Довольно скоро он превратился в ведущую площадку современного искусства в Донбассе. Популярности не мешало даже неудобное расположение на городской окраине. И прежде чем летом 2014‑го территорию Изоляции захватили террористы так называемой ДНР, здесь успели провести также первый на украинском востоке литературный фестиваль.

Теперь Изоляция вынужденно перебралась в Киев, однако осталась верна индустриальной эстетике. Новым домом донецкого арт-центра в изгнании стал Киевский судоремонтно-судостроительный завод на Подоле.

В Киеве катастрофически не хватает культурной инфраструктуры
Владимир Кадыгроб, сооснователь креативного пространства Port Creative Hub

К одному из его корпусов ведет теперь отдельная дорожка, вдоль которой выставлены ярко-оранжевые указатели Изоляции. Один из этажей здания стал выставочным пространством, где представляют свои работы как украинские, так и зарубежные авторы.

К примеру, зимой тут демонстрировали инсталляции, незадолго до этого выставлявшиеся на авторитетной Венецианской биеннале в национальном павильоне Грузии.

Также в рамках проекта Izone здесь работают органическое кафе и несколько мастерских, где желающие могут воспользоваться оборудованием фотолаборатории или создать уникальную печатную продукцию на литографских станках.

Подобные мастерские работали еще в донецкой Изоляции, рассказывает руководитель Izone Михаил Глубокий. Арт-центр стал первым в городе местом, где можно было воспользоваться 3D-принтером. Согласно бизнес-плану, прибыли от работы мастерских должно было хватать для реализации выставочных проектов Изоляции. Достичь этой цели в Донецке не успели, а в Киеве пришлось начинать почти с нуля, ведь большую часть оборудования покупали заново.

Когда Изоляция только переехала в промышленную часть киевского Подола, в окрестностях не было не только подобных проектов, но даже обычных кафе, вспоминает Глубокий. Теперь район притягивает все больше единомышленников.

А в 2015 году неподалеку открылось креативное пространство Port creative hub. Его основали руководители агентства по реализации социальных и культурных проектов Art Management Владимир Кадыгроб и Катерина Тейлор. Среди наиболее громких достижений команды — выставка послемайданного искусства Through Maidan and Beyond, которая проходила в Вене, а также документальный проект Ветераны известного украинско-американского фотографа Саши Маслова, представленный в столице.

“В Киеве катастрофически не хватает культурной инфраструктуры,— объясняет необходимость создания своего пространства Кадыгроб.— При этом пустует невероятное количество недвижимости”.

Минимального ремонта в складском помещении, при Советском Союзе принадлежавшем речному порту, оказалось достаточно, чтобы привлечь сюда художников, любителей искусства и даже высокопоставленных гостей, рассказывает Кадыгроб. Например, Port часто арендуют для проведения событий дипломаты из культурных представительств различных европейских стран.

Еще один креативный кластер расположился в другой части промышленного Подола. Два года назад на территории бывшей лентоткацкой фабрики появился арт-центр Closer. К этому зданию, выкрашенному в насыщенный красный цвет, по‑прежнему ведет типичная проходная, где сидит тот самый консьерж, который в прошлом пропускал на смену рабочих. Теперь он встречает любителей современного искусства, электронной музыки и джаза.

ИМЕНИ ГОГОЛЯ: Ежегодный мультидисциплинарный фестиваль
Гогольfest в этом году пройдет на арт-заводе Платформа

 

Прежде основатели Closer Тимур Баша и Сергей Яценко устраивали на различных городских локациях громкие вечеринки, на которых выступали лучшие электронщики западной клубной сцены. С появлением постоянной площадки мероприятия стали регулярными и обросли параллельными проектами. В Closer работает современная галерея, где экспозиция сменяется каждые полтора-два месяца. Также в стенах завода разместился клуб Mezzanine, программа которого состоит не только из концертов, но и курсов лекций по истории современных кино, музыки и искусства.

Ежегодно в арт-центре проходит масштабный фестиваль электронной музыки Стрічка, собирающий наиболее ярких представителей клубного движения вроде американского гуру хауса Jus-Ed или нью-йоркского продюсера Камрана Садеги.

 

Вопрос кооперации

Бум частных инициатив, направленных на ревитализацию заброшенных промзон, участники процесса связывают с рядом причин. Во-первых, выросло поколение украинцев, которые путешествуют, перенимают западный опыт и стремятся перенести его на украинские реалии. К примеру, руководитель Платформы Тугашев, в прошлом юрист и ресторатор, ориентируется на экспериментальную площадку для музыкантов Platoon Kunsthalle в Берлине и популярные лондонские рынки Camden и Portobello.

Во-вторых, многие украинцы стремятся к свободе самовыражения, анализирует ситуацию Ирина Соловей, основательница платформы социальных инноваций Велика ідея и сайта для краудфандинга Спільнокошт.

ДЕЛО ТЕХНИКИ:
Михаил Глубокий руководит проектом Izone, который
объединяет органическое кафе и несколько
арт-мастерских, где есть даже 3D-принтер
 

“Для таких проектов нужны самоорганизация и самообразование, которые получили мощный толчок к развитию за последние года четыре”,— подчеркивает Соловей.

А еще накопилось огромное количество помещений, пустующих годами. Только в Киеве их число достигает ста, утверждают креативные предприниматели. Впрочем, рассматривать таких арендаторов всерьез готовы не все.

“Мы делаем все на свой страх и риск, потому что в любой момент у владельца может поменяться мнение, и он решит использовать помещение для других целей”,— признается Кадыгроб из агентства Art Management.

Впрочем, девелоперов и собственников, рассматривающих ревитализацию индустриальных объектов как долгосрочную инвестицию, становится все больше. По словам Тугашева, City Capital Group, владеющая помещениями Платформы и вкладывающая деньги в ее обустройство, предполагает, что проект окупится в течение пяти-семи лет. За это время на территории завода появятся новые коворкинги, собственный фестиваль электронной музыки и даже бассейн.

“В ближайшее время к латанию дыр в урбанистической, социальной и экономической ткани будут активней присоединяться муниципалитеты”,— прогнозирует развитие тренда Соловей.

В качестве примера эксперт называет Львов, где уже разрабатывают стратегию развития отдельных объектов из индустриального наследия города. К примеру, здесь готовится к запуску проект Креативного квартала, который разместят в здании старого трамвайного депо в центральной части города. Его инициатором стал Илья Кенигштейн из венчурного фонда Hybrid Capital. В числе партнеров будущего интеллектуального хаба — ведущие IT-компании вроде Intel, Microsoft и Hewlett-Packard. Предварительно стоимость проекта оценивают в $ 5 млн.

Другим эпицентром ревитализации во Львове станет район Подзамче, местный аналог промышленного Подола, где появится так называемая Фабрика повидла — в советское время в этом уникальном здании конца XIX века размещался винзавод. Прошлым летом помещение, в котором проводилось всего несколько театральных и арт-фестивалей, приобрел австрийский историк Гаральд Биндер. Теперь здесь идет ремонт, который должен завершиться через два года, и тогда фабрика превратится в современный культурный центр.

ИЗОЛЯЦИЯ ПО-КИЕВСКИ: В одном из корпусов судоремонтного завода
в Киеве проходят выставки современного искусства

 

Об украинских инициативах прослышали за рубежом. Фабрика повидла, а также Изоляция и арт-завод Платформа уже стали членами международной сети Trans Europe Halles. Эта организация объединяет несколько десятков арт-пространств, обосновавшихся в бывших заводских павильонах. Участие в проектах этой сети гарантирует обмен опытом и сулит реализацию совместных международных проектов.

“Такие пространства — хорошая площадка для экспериментов, и их появление объясняется высоким спросом на социальные и урбанистические инновации,— подытоживает Соловей.— К тому же, это долгосрочные проекты, результаты работы которых будут видны через какое‑то время”.

 

 

Материал опубликован в НВ №13 от 8 апреля 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Еще на НВ style

Еще на НВ style

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: