12 декабря 2017, вторник

Звезда по имени зомби. Ученые обнаружили сверхновую звезду, которая "не хочет" остывать

Ученые открыли очень необычную звезду
Фото: NASA

Ученые открыли очень необычную звезду

Астрономы нашли звезду, которая стала сверхновой, погасла, а потом, спустя 60 лет, снова стала сверхновой.

За 600 дней наблюдения звезда iPTF14hls тускнела и возвращалась к яркому состоянию несколько раз - по крайней мере, пять раз в течение менее, чем трех лет, пишет Science Alert

Звезда iPTF14hls была открыта в 2014 году и была отнесена к типу II-P. В сверхновых этого типа, ядро массивной звезды коллапсирует в нейтронную звезду, посылая ударную волну через внешний богатый водородом слой, который он выбрасывает в космос. Выброшенное вещество ионизируется с помощью ударной волны. В начале наблюдений за iPTF14hls она вела себя как и все остальные звезды этого типа.

Но затем несколько месяцев спустя звезда снова стала сверхновой. За 600 дней наблюдений звезда тускнела и становилась ярче по крайней мере пять раз. А когда ученые из обсерватории Лас Кумбрес изучили архивные данные, они обнаружили, что взрыв звезды в том же самом месте был зафиксирован еще в 1954 году.

"Эта сверхновая ломает все, что мы думали, что мы знали о том, как они работают. Это самая большая загадка, с которой я столкнулся за почти десять лет изучения звездных взрывов. Это походит на обнаружение динозавра, который до сих пор жив", - сказал ведущий исследователь Яир Аркави из Калифорнийского университета в Санта - Барбаре.

Исследователи полагают, что первоначально звезда iPTF14hls была по крайней мере в 50 раз массивнее Солнца. После взрыва 1954 года сверхновая сохранила несколько десятков солнечных масс водорода, который снова взорвался. По мнению астрономов, сверхновая iPTF14hls — это пульсационная пара звезд, но эту гипотезу нельзя доказать без дальнейших наблюдений.