22 октября 2017, воскресенье

Найден ген-рубильник между сперматозоидом и яйцеклеткой

У половых клеток рисовых рыб (на фото) возникает вопрос: Быть сперматозоидом или не быть?
Фото: National Institute for Basic Biology

Японские генетики нашли в ДНК рыб ген, который "решает", станет ли половая клетка сперматозоидом или яйцеклеткой.

Биологам также удалось отрегулировать его функции в обратном направлении - в яичниках самок рыб начали появляться сперматозоиды, а в семенниках самцов - яйцеклетки. Итоги исследования опубликованы в журнале Science.

"Мы знали, что половые клетки могут превращаться и в сперматозоиды, и в яйцеклетки, но никто и не предполагал, что эти клетки в организме позвоночных животных обладают особым геном-"переключателем", который определяет их судьбу - стать сперматозоидом или яйцеклеткой. Полученные нами результаты показывают, что клетка способна самостоятельно пройти весь этот путь. Это очень важное и неожиданное открытие", - пояснил генетик Минору Танака из Института общей биологии Японии в городе Оказаки.

Группа японцев сумела сделать открытие, анализируя жизненный цикл половых клеток в семенниках и яичниках рисовой рыбки-оризии. При созревании сперматозоидов и яйцеклеток генетики отслеживали трансформации в клетке и соответствующую деятельность генов, стремясь отыскать отличия между будущими мужскими и женскими половыми клетками.

Особую активность проявил ген foxl3, своеобразный "бэкап" гена foxl2, который регулирует рост икринок и поддержание их существования в организме матери. Прежде биологи не знали точно, что именно делает foxl3. Оказалось, он является своеобразным "рубильником", чье положение "включено" означает, что гамета станет яйцеклеткой и затем икринкой, а "выключено" - сперматозоид.

Обнаружение такого "переключателя" позволит понять, почему некоторые виды змей и рыбы-пилы могут самооплодотворяться. Кроме того, ген foxl3 или его аналоги у сухопутных животных могут помочь с целью спасения вымирающих видов.