24 сентября 2017, воскресенье

Физики зажгли в цифровом мире новогоднюю "наноелочку"

Наноелочка зажглась

Физики Чалмерского технологического университета в Швеции смоделировали на компьютере реакцию наноразмерной "Рождественской елочки" на воздействие лазерного импульса.

Препринт статьи опубликован в архиве Корнельского университета, коротко о ней пишет блог Technology Review.

В эксперименте в роли елки выступила золотая нанопластина, которую декорировали несколькими стеклянными шариками и звездой. Цифровое моделирование рассчитывало реакцию электронов металла на поглощение сильного импульса тераваттного лазера.

Ученые пояснили, что особая форма цели позволила импульсу лучше поглотиться по сравнению с "плоским предметом" аналогичной площади. На границах пластины появлялись мощные электромагнитные поля, которые разгоняли электроны внутри золота. Таким образом, контур "елочки" светился, в особенности на пике звезды.

Анализ реакции электронов в металлах на облучение много значит для техники, поскольку лежит в основе множества измерительных инструментов. Возбуждение, которое импульс света передает электронам, образовывает волну - плазмон, который идет вдоль границы материала.

Обнаружение плазменного резонанса дает возможность отслеживать "приземление" отдельных молекул на металл и создавать на этой основе лабораторные диагностические инструменты