17 августа 2017, четверг

Российский журналист рассказал, как Путин пятнадцать лет шел за ослом

комментировать
Олег Кашин: Пятнадцать лет Путин вел за собой Россию, а сам шел за ослом
Фото: ria.ru

Олег Кашин: Пятнадцать лет Путин вел за собой Россию, а сам шел за ослом

«К старости Владимиру Путину захотелось добавить к имеющимся форматам своих появлений на публику новый и вершинный — большое документальное кино о том, какой он великий», - пишет российский журналист Олег Кашин в своей колонке для Colta.ru

(…) Первый большой фильм о Путине снял еще Виталий Манский в 2001 году, но тогда это был частный эпизод творческой биографии Манского (а в следующие годы — еще нескольких авторов вплоть до Никиты Михалкова с фильмом «55»), теперь же мы имеем дело с таким кино, на создание которого работает вся мощь российского государства, поэтому перед нами именно новый, невиданный ранее жанр. В первом фильме «Крым. Путь на родину», месяц назад, ради камер ВГТРК расчехляли ракету «Бастион» и зажигали мигающие лампочки в новом офисе Министерства обороны. В новом фильме «Президент» спецэффектов было меньше, но кино оказалось более масштабным — то ли потому, что больше высокопоставленных персонажей задействовано в ролях второго плана, то ли потому, что охват событий несопоставимо шире — пятнадцать лет в «Президенте» против месяца в «Пути на родину».

В середине нулевых по российскому телевидению показали в самый прайм-тайм два очень странных фильма — «Великая тайна воды» и «Плесень» о тайнах воды и плесени соответственно. Тогда комментаторы недоумевали, что это за монументальный научпоп, кто его придумал и зачем он нужен. Сейчас, когда создательница обоих фильмов Саида Медведева сняла «Президента», можно предположить, что «Вода» и «Плесень» были тестированием формата — вероятно, успешным. Вообще, поскольку фильм — второй за месяц с небольшим, это главное впечатление от «Президента» — им понравилось, они не успокоятся и снимут еще много, много фильмов о великом Путине. С годами это станет индустрией — если, конечно, у них еще есть эти годы.

Путин, Путин, Путин: вся жизнь при нем, мы старимся при нем, многие умрут при нем, и никуда от этого не деться

(…) Быть может, задачи перед таким кино ставятся не столько пропагандистские, сколько психотерапевтические — как будто Путин сам нуждается в том, чтобы телевизионное свет его зеркальце доказало ему, что в эти пятнадцать лет он все делал правильно и упрекнуть его не в чем. Но, черт побери, это в любом случае пятнадцать лет, и чем подробнее и красочнее о них рассказывают, тем невыносимее и очевиднее главный вывод, о котором создатели фильма явно не думали: пятнадцать лет — это очень, очень, очень долго.

Если не обращать на это внимания, если забывать — как общество забыло обо всем, что было в эти годы, и архивные видео действительно смотрятся как открытие, как новость, — то жить еще как-то можно. Но в концентрированном виде, в тяжеловесном, мрачном монументальном кино события этих лет, в каждом из которых — Путин, Путин, Путин, выглядят еще более жутко, чем в свое время в новостях. Вся жизнь при нем, мы старимся при нем, многие умрут при нем, и никуда от этого не деться.

(…) Финал фильма — подарок сентиментальному и набожному телезрителю, афонская притча про ослика, который, когда в монастырь приезжал Путин, шел по дороге перед путинской машиной, как бы ведя его за собой. Монах предполагает, что появление осла было чудом Божией Матери, но говорит об этом неуверенно, советует спросить у самого Путина, ему виднее. Во что верит Путин, мы не знаем, но такая история, звучащая в финале фильма, производит странное впечатление — пятнадцать лет Путин вел за собой Россию, а сам шел за ослом.

Полную версию колонки Олега Кашина читайте на Colta.ru

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Мы рекомендуем ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: