7 декабря 2016, среда

Вспомним 90-е. Архангельский – о том, почему власть РФ испугалась безобидного флешмоба


Андрей Архангельский: На фотографиях 90-х человек часто зафиксирован&
Фото: osvita.mediasapiens.ua

Андрей Архангельский: На фотографиях 90-х человек часто зафиксирован&

«Проклятые фотографии напоминают власти о том, что свобода тогда была у всех и все распорядились ею по-разному», - пишет журналист Андрей Архангельский в своей колонке для Colta.ru

(…) «Безобидный, на первый взгляд, флешмоб» — эта фраза прогосударственных колумнистов взята как будто из лексикона советских газет: именно безобидность, бесцельность — главная опасность для тоталитарного устройства психики.

(…) В 70-80х снимки приучали жить не для себя — для общества, родителей, для отчетности — для других. Фотография 90-х, прежде всего, — для себя. А по большому счету — вообще ни для кого, ни для чего. Фотографии 90-х, которые теперь выкладывают в сеть, были бессознательной борьбой против двух традиций: дружеского чинного фото за столом и детско-изуверского из ателье. На фотографиях 90-х человек часто зафиксирован в момент наибольшего отклонения от нормы. Это было актом символической мести за советское унижение и окрик «сиди смирно».

Выражение лица 90-х — не улыбка, а некое удивление: вот на что я способен, оказывается

Выражение лица 90-х — не улыбка, а некое удивление: вот на что я способен, оказывается, вот он я. По сути, это открытие себя, откровенность, надежда. Ну и — свобода. Эта свобода еще как таковая не осознается: это просто растерянность от того, что теперь можно все. Условно говоря, точно такие же фото есть и у тех, кто сегодня работает в администрации президента или на федеральных телеканалах. Точно такие же осоловелые лица — перед первой бутылкой зарубежной водки или тенью на стене с первым ирокезом. Но они, конечно, не постят эти фоточки. По сложившейся в России традиции свобода здесь понимается как заблуждение, ошибка молодости, явление временное, формальное, а не содержательное.

(…) Тех, кто пожертвовал своей свободой ради нынешнего «успеха», раздражает в этих снимках именно напоминание о том, что свобода и для них когда-то была инстинктом, самим воздухом, а потом была рационализирована, удушена и заправлена в брюки. По своей, кстати, воле. И когда они затягивают свой романс про «лихие годы», это они на самом деле хотят нам внушить, что путь к богатству и преуспеянию был только один — вот такой, как у них: через унижение, через продажу души. Они хотели бы скрыть существование других возможностей роста (и тогда, и сейчас), возможность выбора. И эти проклятые фотографии напоминают им об этом. О том, что свобода тогда была у всех и все распорядились ею по-разному.

(…) Если бы 90-е были поняты правильно, они стали бы живительным источником будущего; непонятые, они так и остались загадкой — но в любом случае они, 90-е, ускользают. Как ускользает любое время свободы в России.

Остались, собственно, только фоточки.

Полную версию колонки Андрея Архангельского читайте на сайте Colta.ru

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Мы рекомендуем ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: