4 декабря 2016, воскресенье

Знаю, что такое великорусская тоска. Обед с вокалисткой группы Крихiтка

Себя и своих коллег-артистов Кольцова называет барометрами общества

Себя и своих коллег-артистов Кольцова называет барометрами общества

Лидер популярной группы Крихiтка и не менее популярный блогер рассказывает, как она из россиянки превратилась в украинку, и сравнивает жизненные принципы двух народов

Музыкант — это барометр, определяющий здоровье общества,— говорит Саша Кольцова, лидер группы Крихiтка, которая в далеких нулевых, будучи еще группой Крихiтка Цахес, стала серьезным прорывом в украинской альтернативной поп-музыке.

С тех пор многое изменилось: умер один из основателей коллектива, гитарист Михон, группа потеряла вторую часть названия, а из музыки ушла былая легкомысленность.

Теперь Крихiтка редко дает концерты, а ее лидер больше выступает на политических ток-шоу и на конференциях, посвященных судьбам страны, чем на сцене. В последний год Кольцова много занималась волонтерством для армии и писала блоги: в Twitter у нее 48 тыс. подписчиков, что сравнимо с тиражом популярного издания.

Мы договорились встретиться с ней в модном киевском баре Косатка. Она, сосредоточенная и серьезная, с черной косой, заплетенной вокруг головы, приходит на интервью в графитовом платье в пол, оттого приобретая схожесть с мраморной статуей. Не улыбается — лишь слегка вздрагивают уголки ее губ, просто проявляя вежливость.


Выступления Саши Кольцовой в последние годы случались редко и потому были настоящим событием для ее поклонников/ Kasha Saltsova via Facebook
Выступления Саши Кольцовой в последние годы случались редко и потому были настоящим событием для ее поклонников/ Kasha Saltsova via Facebook


Кольцова на сцене и Кольцова-собеседник — будто два разных человека. Из-за этого творческий псевдоним Каша Сальцова — ее переиначенное имя — кажется чужим, как будто он давно себя изжил.

За последние полтора года ей приходилось говорить больше на общественно-политические темы. Музыкального повода пообщаться с аудиторией не находилось. “Но рано или поздно нужно оправдывать свое реноме”,— говорит исполнительница и сообщает, что в ближайшее время такой повод появится: группа выпускает песню Без имени.

Правда, и в нее вплелась реальность: композиция посвящена взаимоотношениям между волонтерами и военными. Для Кольцовой это первый опыт социальной лирики. “Это о людях, которые никогда друг друга не видели, но волей обстоятельств стали лучшими друзьями”,— пересказывает она смысл песни.

Тут же лидер Крихiтки рассказывает, как во время недавнего концерта исполнила песню Без имени, и на экране показали отрывки из переписки между волонтерами и военными. Тогда Кольцова заметила, что многие люди в зале плачут.

— Бывает, заходишь в бар, а там такие типичные курочки сидят и обсуждают гламурную жизнь. И вдруг одна из них снимает трубку и говорит: отвезите вот эти берцы туда‑то. А некоторые, наоборот, не могут проехать 20 км на машине, чтобы отдать кучу своих ненужных вещей тем, кто в них нуждается. И такое расслоение произошло повсюду. Огромный кризис самоидентификации, который разделил общество.

Русские готовы положить жизни тысяч людей ради вождя

Себя и своих коллег-артистов Кольцова называет барометрами общества: “Мы сверяем градус в палате, раньше всех ощущаем социальное напряжение”.

До тех пор, пока не возникла песня про волонтеров, Кольцовой казалось, что она иссякла, что пора уже отодвинуть музыку на второй план. “Не стоит писать музыку, когда нечего сказать. Даже если ты хороший ремесленник, слушатель чувствует, когда ты душишь себя, лишь бы сделать новый альбом”.

Сама артистка явно следует этому правилу: альбомов не выпускала с 2009 года, когда вышла пластинка Рецепт при содействии бывших участников Океана Ельзи Юрия Хусточки и Дмитрия Шурова.

А теперь Кольцовой, кажется, снова есть что сказать. “Сейчас острые события закончились, происходящее как‑то осело, нашло творческие формы, и можно сосредоточиться на музыке”,— вдохновленно говорит она и заказывает чай масала и салат.

Мы говорим с Кольцовой на русском языке, на который она из деликатно-сти переходит с украинского. Еще в школьные годы она переехала из российской глубинки — военного городка в Астраханской области — в Киев. Это многое в ее жизни изменило.

В лицее учителя требовали говорить на украинском, которого она почти не знала. И Кольцовой наняли репетиторов.

“Поначалу я, конечно, обзывалась, говорила: вот ты село, а я из России,— вспоминает она с улыбкой.— Были и бойкоты, и драки. Так что я прекрасно знаю, что такое путь от отрицания к знаниям”.

За долгие годы украинский язык стал родным, что не мешает исполнительнице любить Андрея Платонова и интересоваться русской культурой.

— Я рано уехала из России, и все же понимаю кое‑какие ментальные вещи. Знаю, например, что такое великорусская тоска. Вот этот русский трагизм и жертвенность. Русские готовы положить жизни тысяч людей ради вождя. А у украинцев больше развит инстинкт самосохранения, они не готовы умирать за царя. И я рада, что сейчас нахожусь не в России: такой социальный договор для меня просто неприемлем.

К своим коллегам, которые после конфликта предпочли жить и работать в России, Кольцова относится спокойно.

“Долгое время одобрение Москвы было гарантией успеха на родине,— вспоминает она.— Музыканты прекрасно понимали, что возможности российского концертного рынка велики: большие бюджеты, обширная география, масштабные проекты в медиа и музыкальная журналистика, которой в Украине, к сожалению, нет”.

Тем не менее и в переживающей кризис Украине она не боится оказаться без средств к существованию: по профессии Кольцова лингвист, в про-шлом — музыкальный журналист и главред журнала о музыке Молоко. Иногда подрабатывает копирайтером.

“В случае чего — проживу”,— улыбается она.

Кольцова отмечает, что теперь Крихiтку слушают не только подростки, но и старшее поколение. “На последнем концерте все сидячие места был проданы, хотя мы группа про “подвигаться”,— удивляется она. А недавно к ней в метро подошел мужчина лет 60 и сказал, что слушает ее по радио Промінь.

Сама же Кольцова старается искать и продвигать молодых исполнителей. В ее плейлисте, который она ведет во ВКонтакте, собрано более 300 музыкантов, и почти каждый день она добавляет по несколько новых композиций.

— Нужно обращать внимание в первую очередь на украинские группы — это вопрос нашего культурного самоопределения. Репрессивная система Советского Союза находила время, чтобы расстреливать представителей украинской культуры, потому что бутылка и палка не так страшны, как идея.

Сегодня, считает Кольцова, после того, что произошло в стране, для музыкантов открылось новое окно возможностей, и вскоре, предполагает она, появится больше интересной местной музыки. “В индустрии происходит обновление, и вместо странного украинского продукта, которым называют и Баскова, поскольку он народный артист Украины, должна появиться действительно качественная украинская музыка”.

Кольцова вспоминает, как прошлой зимой ездила в Донбасс и общалась с противниками Евромайдана, которые готовы были наброситься на нее и растерзать за ее позицию. “Я жалею, что мы не проводили в Донбассе каждые выходные,— говорит она.— Надо было постоянно объяснять, что у нас с ними одинаковые претензии к власти, что мы хотим одного и того же. Но появился кто‑то поумнее и разыграл другую карту”.

На вопрос, может ли музыкант сейчас стать объединяющим звеном между людьми с разными позициями, она отвечает, как политик, уклончиво: “Мне интересно, кто найдет верные слова для жителей востока Украины. Но я не уверена, что это будут песни”.

И как политик добавляет: “Для начала нам нужно научиться говорить с соседями и делать что‑то вместе”.

.

5 вопросов Саше Кольцовой:

— Какое событие в вашей жизни вы считаете главным?

— Буду рада ответить на этот вопрос лет эдак в 70–80, когда подведение итогов будет выглядеть логичным.

— Ваш любимый город?

— Не могу выбрать один.

— На чем вы ездите?

— На метро и такси.

— Ваш личный прожиточный минимум?

— Мама подала мне ужасный пример, рассказав, что в молодости покупала в первый день зарплаты пеньюар и духи, а потом жила на макаронах месяц.

— К чему вы стремитесь?

— Я не стремлюсь, а лавирую.

Материал опубликован в №16 журнала Новое Время от 1 мая 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: