23 июля 2016, суббота

Желтая карточка: коллективное обращение руководителей ИТ-индустрии к президенту и премьеру

комментировать
Президенту и премьеру пришло время начать действовать, потому что любое дальнейшее промедление приведет к катастрофическим последствиям, - считают представители ИТ-индустрии

Президенту и премьеру пришло время начать действовать, потому что любое дальнейшее промедление приведет к катастрофическим последствиям, - считают представители ИТ-индустрии

Семь представителей ИТ-индустрии хотят предъявить желтую карточку руководителям страны за их нерешительность и бездействие в вопросах реформ

Свое видение реформ изложили представители крупнейших украинских ИТ-компаний: Евгений Уткин - основатель и президент KM Core, Евгений Сысоев - инвестор, управляющий партнер AVentures Capital, Дмитрий Лисицкий - инвестор, CEO Allbiz, Катерина Костерева - управляющий партнер группы компаний Terrasoft, Илья Кенигштейн - управляющий партнер Hybrid Capital, Дмитрий Гадомский - адвокат и партнер практики ІТ и медиа-права Юстукум, Анна Дегтерева - основатель и CEO Happy Farm.


Фундаментальные инновации, такие как атомная энергетика и компьютер, стимулировались американским правительством для того, чтобы победить во второй мировой войне или, позже, в холодной. Интернет был разработан американскими военными для противостояния ядерной угрозе, а Силиконовая долина и израильская инновационная экономика начинались с производства оружия. Война консолидирует, а этого правительству если не невозможно, то очень сложно добиться от общества в мирное время. Для того, чтобы выжить, не говоря уже про победу - нужно начать мыслить иначе, а главное - необходимо использовать инновационные принципы мышления, совершенствуя производительные силы, особенно тогда, когда появились амбиции, позволяющие это реализовать. 



К сожалению, пока что мы видим, как власть отчаянно сопротивляется объективным процессам, всеми силами пытаясь минимизировать любые изменения, мысля краткосрочными критериями, ставя перед собой лишь самые простые задачи. Конечно есть изменения. Но пока что они микроскопические и осуществляются скорее как исключение из правил, чем единая стратегия, предпринятая благодаря консолидированным усилиям небезразличных профессионалов. Пока что изменения происходят благодаря усилиям одиночек, действующих вопреки интересам старой жлобской, ленивой и циничной системы, в то время, как большинство представителей власти вообще не отдает себе отчет о возможных последствиях подобного бездействия, либо, что еще хуже - сопротивления им.

В 1966 году, во время чемпионата мира по футболу в матче между Аргентиной и Англией, Антонию Раттин, аргентинский футболист, проигнорировал требование арбитра покинуть поле за нарушение, и остался в игре. Это вызвало ярость игроков английской сборной и переросло в потасовку между игроками обеих команд, а после перекинулось на болельщиков, благо аргентинцев и англичан дважды просить не надо. Во избежание подобных происшествий, английский арбитр Кен Астон предложил ввести систему желтых (и красных) карточек, которую впервые применили на практике, показав желтую карточку игроку сборной СССР Кахи Асатиани, в матче между Мексикой и СССР на чемпионате мира в 1970 году. С тех пор предъявление желтой карточки превратилось в мировой стандарт и является одним из основных правил игры.

У новой волны политиков, пришедших к власти в результате революции достоинства, окно возможностей как никогда узкое - тяжелейший кризис и война оставили им очень мало времени, поэтому действовать нужно прямо сейчас

Мы, представители ИТ-индустрии, хотим предъявить желтую карточку президенту и премьер-министру, и делаем это потому, что благодаря их нерешительности и бездействию, экономика страны год спустя после начала военных действий находится в исходной точке практически по всем основным направлениям реформ. Этим актом, мы хотим сообщить, что пришло время начать действовать, потому что любое дальнейшее промедление приведет к катастрофическим последствиям, которые лягут тяжелым бременем на плечи украинского общества и отразятся на будущем наших детей.

Ниже изложены шаги, которые, на наш взгляд, необходимо предпринять правительству Украины, если его на деле, а не на словах, заботит реанимация собственной экономики, не говоря уже о таких стратегически-важных вещах, как инновационный сценарий развития.

1. Защита прав инвесторов и миноритариев. Попробуйте превратить стандартное соглашение о намерениях технологического стартапа в устав украинской компании. Это невозможно! Не секрет, что в отечественной ТОВке у кого 51%, тот и царь. Попробуйте предусмотреть механизм защиты миноритариев от размытия на следующих этапах финансирования или сделать инвестицию в виде конвертируемого займа. Это написано практически в каждом термшите инвестиции в технологический бизнес, но не реализуемо в нашем правовом поле. Но на первом же шаге создания компании, основатели понимают, что придется создавать компанию в США или на Кипре или еще в какой-то иностранной юрисдикции. От создания до выхода часто проходит 7-10 лет и за этот период те, кто вложили деньги первыми, должны быть уверены, что в случае успеха они получат причитающийся им возврат от инвестиций. На сегодняшний день, все украинские технологические компании либо живут на “пацанских договоренностях”, либо создается в других юрисдикциях, т.е. фактически не являются более украинскими. Украинское законодательство переполнено императивными нормами, и часть из них регулируют корпоративное законодательство. Если мы хотим увидеть хоть одну реальную украинскую технологическую компанию, нужно срочно отдать отношения между учредителями на откуп их персональным договоренностям, как это сделано во всех развитых юрисдикциях: Великобритании, США, и даже на Кипре. Кроме того, необходимо предусмотреть нормы о защите прав инвесторов и миноритариев, приведя украинское законодательство в соответствие общепринятым цивилизованным нормам.  



2. Дерегуляция предпринимательской деятельности. Мы не просим налоговые льготы! Но не секрет, что каждый человек, создавший компанию в Украине, становится автоматически объектом атак разнообразных “рэкетиров в законе”, мытарей и попрошаек: налоговой службы, санэпидемстанции, пожарных, УБЭП, УБОП, налоговой милиции, СБУ. Мы иногда шутим, что спасибо, что хоть ГорОНО не приходит! Каждый предприниматель рискует своими деньгами, временем, нервами своих сотрудников, деньгами своих партнеров, чтобы создать жизнеспособный организм, который будет потом кормить сотрудников и платить налоги стране. Но когда к этому риску добавляется перспектива получения уголовного дела за преступление, которое ты и не думал совершать, то многие предпочитают даже не начинать рисковать. Если мы хотим видеть стабильный поток стартапов, причем не только в технологическом бизнесе, а и вообще развитие мелкого и среднего бизнеса в стране, необходимо защитить ростки будущего бизнеса от многочисленных контролирующих органов. Понятно, что дерегуляция требует изменений в законодательстве и в органах исполнительной власти, но кто мешает уже сейчас презентовать дорожную карту по дерегуляции? Или ее нет?.. Кроме того, для начала хорошим подспорьем была бы горячая линия антикоррупционного бюро, которое бы оперативно сажало вымогателей от власти. Эффект от этого простого хода уже был бы колоссальным.

3. Реальная борьба с коррупцией, особенно в судебной власти. В Украине масса хороших судей. Судей, которые способны не просто принять решение, а объяснить и описать, почему они приняли такое решение. Но есть и другие судьи, которых, к сожалению, большинство. Некоторые позволяют себе бросить в адвоката папкой судебного дела; чей-то юридический интеллект находится на уровне заведующего кадрами, откуда, собственно, он и стал судьей “за выслугу лет”; ну и конечно масса очень молодых судей без достаточного практического опыта, которые в силу обстоятельств чувствуют в себе силы принимать справедливые и мудрые судебные решения.

У нас так и не появилось сито, через которое можно было бы просеять серую массу чиновников-бездарей и чиновников-коррупционеров. Простое упражнения “уволить всех и принять на работу по конкурсу” сейчас опробуют на МВД. Дальше на очереди должны быть судьи. И сколько бы достойных судей не отсеяло это упражнение, скольких бы случайных людей оно не привело в судебную систему, все равно будет лучше чем сейчас.

И еще. Стоимость (т.е. официальные судебные расходы) судебного процесса в Украине - это смешные цифры по сравнению с судебным процессом в Штатах или Англии. Возможно, увеличив судебные расходы, вы отучите городских сумасшедших судиться с ЖЕКами, а soviet-style предпринимателей годами судиться друг с другом за 100 тыс. грн.? Это разрулит судей и позволит им наконец сосредоточиться на написании мотивированного решения, а не текста “на отцепитесь”, с орфографическими ошибками, из которого порой не ясно, в чью пользу решение. Возможно, для вас не секрет, что суды в Украине, в основном, существуют для собирания мзды даже с тех, кто прав. Кстати, от представителей оффлайн бизнеса мы слышим, что коррупция в судах не только не уменьшилась, а расценки в судах остались в у.е. - зажравшиеся чиновники ведь тратят свои деньги не в Украине и далеко не на украинские товары.

Но что же нам предложили в итоге? - ликвидировать хозяйственные суды. Это такое тонкое издевательство над бизнесом с целью загнать нас в районные суды, в которых даже не всегда электронные базы нормативных актов есть.

4. Легализация выплаты зарплат программистам. Не секрет, что ни один стартап не берет в штат программистов. Мало того, что за головы наших программистов приходится конкурировать с международными компаниями, что изначально подразумевает высокие зарплаты, ни у кого нет возможности с зарплаты в $3000 заплатить еще $2000 налогов. Фактические все работают либо с СПД или вообще в лучших традициях 90-х - за наличность. Можно много рассуждать на тему того, чем программисты лучше доярок, и как в других странах, но на самом деле все гораздо проще. Можно оставить все как есть - и это означает, что все стартапы будут существовать в тени и не иметь надежды поднять финансирование от приличных иностранных инвесторов. Можно заставить их платить все налоги на фонд заработной платы и работать в белую, что резко снизит их количество и шансы на появление каких-либо новых стартапов. А можно зафиксировать и легализовать существующую фактически ставку налогообложения, и в будущем пожинать в бюджет плоды от динамичного роста индустрии, а не от увеличения налогового давления. 



5. По-настоящему повернуться лицом к инновационному бизнесу. “Злочинна влада” пыталась играть в PR вокруг поддержки инноваций - даже бывший Президент употреблял это непонятное слово в своих речах. Новой власти как-то не к лицу подражать предшественникам, поэтому зазвучали противоположные лозунги, мол, “нет преференциям”, или “да, мы аграрная страна, но мы этим гордимся”. Поворот действительно надо было делать, но противоположность от того, что делали  “попередники” - это перейти от произнесения непонятных слов про инновации к реальным попыткам дать толчок развитию инновационного бизнеса в стране. Почему-то премьер-министру Малайзии не стыдно открывать международный форум по ИКТ и потом еще не зазорно прийти вечером на гала-ужин, а простой чиновник из индийского аналога нашего минтранса может рассказать по бизнес-моделям ИТ-компании такие вещи, что наши предприниматели слушают и записывают… Понятно, что в стране война и Президент, просыпаясь утром после нескольких часов сна, скорее всего, читает сводки оттуда. И все же, Израиль построил инновационную экосистему, не прекращая войну. Ранее отсталые страны третьего мира, такие как Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Сингапур, Индия, Китай, доказали, что если инновационный бизнес становится реальным приоритетом для государственных мужей, то все возможно. У нас есть природный ресурс - это армия из сотни тысяч высоколиквидных инженеров, есть уже и опытные предприниматели, но каждый из них занят тем, чем и должен быть занят - ростом личного благосостояния. При этом, все, что необходимо сегодня - это координация действий и возможностей, внешних и внутренних, финансовых и технологических по запуску и развитию технологических кластеров, в том числе и технологий двойного назначения. Необходимо определить с этой целью структуру и персоналии, которые бы обеспечили квантовый скачок в технологическом развитии и использовали шанс быть в первой десятке европейских стран с инновационной экономикой. Сейчас - тот момент, когда индивидуализм каждого из них может раскрутить маховик роста индустрии, которая будет кормить всю страну. Но это возможно только если маховик будет держаться на стержне политического лидера, по-настоящего сфокусированного на этой идее.

Мнения авторов обращения 

Дмитрий Лисицкий, CEO Allbiz, инвестор

После революции достоинства, меня неоднократно спрашивали иностранные друзья и коллеги, есть ли надежда на изменения в Украине? Я искренне отвечал, что к власти пришли лучшие: если у этих не получится, то кто вообще тогда способен изменить систему?.. Когда человек восседает за огромным дубовым столом в правительственном квартале, а в его приемной выстраивается очередь, у него уже нет времени на осмысление или обучение, он действует почти рефлекторно, на основании своего предыдущего опыта, и опираясь на людей, которых он хорошо знает. Предыдущее поколение политиков сделало себе состояния на распиле государственной собственности и рейдерстве, и с такими рефлексами от них едва ли стоило ожидать реформ и реального курса на инновационную экономику, хотя эти слова изобиловали в их речах. Они продолжали делать то, что привыкли делать: пилить и рейдерить. Но новая волна политиков другие: многие построили бизнес, инвестировали и выращивали компании, работали в международных организациях. Это другая ментальность и моя ставка в том, что эта ментальность постепенно изменит старую коррупционную систему. Но есть одна проблема: времени очень мало. Война и падения экономики сократили отведенное им время с многих лет до месяцев. Это своего рода turn-around в масштабах страны. В такой ситуации повседневная текучка и политическая борьба могут поглотить все внимание и выпить все соки. Очень важно определить приоритет на инновационную экономику, задекларировать его как амбициозную цель и каждый день находить время в операционном хаосе для реализации этого приоритета.

Катерина Костерева, управляющий партнер группы компаний Terrasoft

В ситуации, когда нужно менять все, единственный выход - фокусироваться, и запускать реформу за реформой, давая результат. Что в первую очередь делает кризис-менеджер, попадающий в терпящую бедствие компанию?  Начинает с ее расходов! Мы же до сих пор никак не можем разобраться с государственными закупками. Это какой-то отдельный теневой, абсолютно непрозрачный и закрытый  аспект деятельности государства. Создание прозрачной системы закупок, контроля затрат всеми органами власти – это не самые интеллектуальные, с точки зрения ИТ, проекты. Было бы желание - их можно было бы уже запустить за несколько месяцев и полностью ликвидировать коррупционную составляющую этого процесса.

Евгений Сысоев, инвестор, управляющий партнер AVentures Capital

Насколько мне известно, новые лидеры государства хорошо владеют пониманием, как работает экономика и финансы. Позвольте мне привести один пример - Азиатский кризис 1997 года, Бразильский 1998 года и Аргентинский в 1998-2002 приводили к катастрофическим девальвациям….”аж на 50-100%” сказал бы я, мы могли бы сейчас только мечтать… в Украине национальная валюта упала уже в 3 раза, и такие истории единичны за последнее столетие. То, что ждет украинскую экономику и страну - выходит из-под контроля и грозит реальным коллапсом. Азиатский и Латиноамериканский кризис отбросили страны на десятилетие в экономическом развитии, при меньшей девальвации и отсутствии войны.

Ответ, и единственно возможный - реформы. Тотальная борьба с коррупцией, посадки, дерегуляция, реформа судебной и исполнительной ветки - возможно последний возможный шанс, и не факт, что поезд еще не ушел. При всем этом происходящем, мошенники - как ряд бизнесменов за “схемными” бизнесами и чиновники у кормушек, даже прикрываясь украинским паспортом и “патриотичностью”,  продолжают грабить страну. Ровным счетом ноль посадок и ноль изменений в борьбе с коррупцией. История становления великих стран начиналась с политической воли как правило нескольких человек, которые начинали четко двигаться к цели. Мы не принимаем за причину откладывания имплементаций реформ проблемы на Востоке. Главный враг Украины - наш внутренний змей, а не Путин.

Дмитрий Гадомский, адвокат и партнер практики ІТ и медиа-права Юстукум

В головах у чиновников запреты и наказания. И самое страшное, что привыкшие к такому порядку вещей юристы и адвокаты мыслят аналогичным образом: дополнительная статья в уголовном кодексе – дополнительная услуга и дополнительный заработок. Вместо этого законодательство должно быть максимально избавлено от императивных норм. Обязательные нормы, стандарты, запреты  - все это бессмысленно при рыночной экономике. Если компания делает некачественный товар, она просто не выживет на рынке. Необходимо очистить уголовный кодекс и кодекс административных правонарушений от пережитков плановой экономики: экономические преступления должны пропасть оттуда раз и навсегда. Интересно, кому нужна административная ответственность за хранение самогонного аппарата? Распространение порнографии, мошенничество, нарушение авторских прав – это бюджетообразующие статьи для правоохранительных органов. Если сторона гражданских отношений действует недобросовестно, другая сторона должна идти в суд, а не в милицию, как это у нас принято. Вместо этого милиция могла бы заняться хищениями государственных средств, неправосудными приговорами и судебными решениями, незаконными милицейскими задержаниями.

Анна Дегтерева, основатель и CEO Happy Farm

Если посмотреть на прошедший год, то можно смело сказать, что изменений - “ноль”. Напрашиваются сами собой несколько важных выводов:

1. Огромное количество реформ и необходимых действий, которые нужны стране СРОЧНО  - отсутствуют.  Наша страна находится не в том состоянии, чтобы их откладывать.

2. Вопрос сильного лидера, как в парламенте так и во главе страны, остается открытым.

Говорят, что в бизнесе нет прошлых заслуг, а есть сегодняшние результаты. В нашей ситуации, наши Лидеры получили большой аванс, который они не в состоянии отработать стране. Значит, пора на выход. Не можете принимать решения, внедрять современные технологии менеджмента, менять команду - нужно уходить!

3. Друзья, наши волонтеры, обыкновенные люди, из разных структур, разных профессий, разных слоев общества смогли само организоваться за короткие сроки. Одевают, обувают, кормят и вооружают армию, лечат больных и раненых, вывозят беженцев и все это в короткие сроки, без претензий на власть и вознаграждение, жалоб на то, что кто-то мешает работать. Берут и делают! Что происходит?! Может быть вам пора поменяться местами.
4. Инновации в нашем случае, на сегодня, самое “дохлое” направление, управляют которым “мифические” старцы. Либо сегодня же нужно нанять команду эффективных менеджеров из инновационной сферы (а их достаточно), либо завтра же расформировать ведомства за ненадобностью.
Хочу заметить, что срок нахождения у власти неэффективных команд с каждым разом становится все короче и короче. Желаю нынешней команде осознать суть и глубину проблемы, чтобы двигаться в ритме необходимых изменений.

Илья Кенигштейн, управляющий партнер Hybrid Capital

Буквально год назад я был уверен, что при совместных, эффективных и рациональных действиях со стороны государства и бизнеса, украинская высокотехнологическая индустрия, которая сегодня базируется на существенном опыте в развитии технологий, а также на потенциале в становлении реальной экосистемы инноваций, сможет не только догнать, но и перегнать Европу в перспективе ближайших 5-8 лет. Это означало, что правительство, в первую очередь начнет выполнять свою часть социального договора - то есть бороться с коррупцией и запускать реальные реформы в экономике. Ведь для того, чтобы выжить, не говоря уже про победу - необходимо начать мыслить совершенно по другому: используя инновационное мышление и совершенствуя производительные силы, начать системную, крупномасштабную модернизацию существующей экономики. Но что существенно-позитивного произошло за этот год? Практически - ничего. Признает ли это существующее правительство? Нет. Вот где краеугольный камень проблемы - власть не признаёт собственные ошибки, предпочитая в лучшем случае оправдываться, в худшем - игнорировать. Поэтому, несмотря на симпатию ко многим политикам и искреннее желание помочь, у меня все больше и больше складывается впечатление, что это правительство имени тщетных иллюзий и несбывшихся надежд. Очень хотел бы ошибаться.

Евгений Уткин, основатель и президент KM Core

По сути присоединяясь к “крику души” ИТ-коммьюнити Украины, считаю что второго (после 2005 года) разочарования в том, что мы упускаем возможности жить по-новому, не переживут несколько поколений технической интеллигенции. Война - это, прежде всего, великое горе, но и беспрецедентная консолидация волонтеров, феноменальная изобретательность перед лицом более подготовленного противника и возможности создать свою, субъектную, хай-тек индустрию на новых принципах : координация vs вертикальное управление, сетевая экономика , максимальная глобализация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда мы обсуждали эту статью, вместе с желтой карточкой прозвучала идея черной метки. Но мы сошлись на том, что точку ставить еще рано. Время для качественных изменений еще есть, но его катастрофически мало. За две декады независимости Украины, сменилось уже несколько поколений политиков. Но каждый вновь пришедший, будь то депутат, министр или Президент, вел себя так, словно он пришел к власти навсегда. Предыдущее поколение даже не скрывало этого. В этом и кроется их трагическая ошибка.

В бизнесе есть понятие "окно возможностей", которое также применимо и к политикам. Терпение избирателей рано или поздно истекает и надо нести ответ за свои действия или бездействие. Только политик, постоянно осознающий, как мало времени у него осталось, чувствующий, как его окно возможностей закрывается с каждым днем, способен преодолеть инерцию системы и реализовать столь долгожданные реформы. У новой волны политиков, пришедших к власти в результате революции достоинства, окно возможностей как никогда узкое - тяжелейший кризис и война оставили им очень мало времени, поэтому действовать нужно прямо сейчас.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: