23 февраля 2017, четверг

Здоровая семерка. Истории успеха производителей органических продуктов, покоривших рынок Украины

Здоровая семерка. Истории успеха производителей органических продуктов, покоривших рынок Украины
Фото: Александр Медведев
НВ рассказывает семь бизнес-историй успешных отечественных компаний – производителей органических продуктов

Олег Жуковский, ЭтноПродукт

Как-то в маленьком городке на севере Италии Олег Жуковский наткнулся в магазине на заморское диво — продукты, на которых стояла отметка био. “Я хотел понять, почему одни имеют такой значок, а другие нет,— рассказывает совладелец компании ЭтноПродукт.— Спросил у администратора, и он мне пояснил. Потом ковырялся в интернете”.

После интернета Жуковский поковырялся в кармане и там нашел достаточно средств для инвестиции в экологически чистое сельхозпроизводство в Украине. Шла первая половина 2008 года. Гривна как никогда укрепилась. К маю доллар опустился к отметке 4,5 грн. Основной бизнес Жуковского — производство стройматериалов — создавал под ногами твердую почву.

43-летний предприниматель приобрел четыре фермы на севере Черниговской области. Это стоило, с дополнительными капиталовложениями, около $2 млн. “Я считал, что в течение двух-трех лет я, параллельно зарабатывая деньги на другом бизнесе, инвестирую их в перерабатывающие мощности”,— вспоминает Жуковский. Но осенью того же года все рухнуло. Гривна подешевела вдвое.

“Средств из другого бизнеса взять стало невозможно,— продолжает предприниматель.— Я пытался развивать бизнес на кредитах. Инвестиция нужна была порядка $4 млн”.

Я надеюсь, что мы удвоим результат в этом году

Однако Жуковскому все удалось. Причем он был дилетантом, не проводившим маркетинговых исследований, а руководствовавшимся чутьем. Поэтому, не имея достаточного рынка сбыта, рискнул приобрести сразу тысячу голов крупного рогатого скота, чего бы никто из опытных фермеров сходу не сделал. И не прогадал.

Жуковский стал строить вертикально интегрированную компанию, которая не только должна была выращивать, но и производить широкую линейку молочных, мясных и колбасных изделий.
Теперь бизнесмен продает около 700 т сертифицированного органического молока в год, часть его перерабатывает на своих же мощностях в масло, сметану, йогурт, кефир. Годовая выручка — 18 млн грн (по курсу прошлого года — свыше $1,5 млн). “В течение трех лет мы прибавляли 100% год от года”,— рассказывает Жуковский.

В 2011-м под Киевом его швейцарские партнеры, получившие 25-процентную долю в совместном бизнесе, построили мясоперерабатывающий цех. Колбасные изделия теперь приносят Жуковскому еще около 3 млн грн в год.

Уже к 2013 году его обширное хозяйство в 4 тыс. га вышло на полную самоокупаемость. А продукция от Жуковского теперь продается в 150 магазинах страны.

Сейчас внимание фермера переключилось на растениеводство, он выращивает и продает экологически чистые зерновые и бобовые в страны ЕС. В 2014-м этот сегмент принес компании свыше €500 тыс. “Я надеюсь, что мы удвоим результат в этом году”,— откровенничает Жуковский.

Сейчас столичный предприниматель готовится засыпать своим зерном Швейцарию. “Учитывая повышение спроса на биопродукты — ежегодно на 10%,— потенциал там достаточно большой”,— резюмирует фермер.


DR
DR


Андрей и Виктория Билицкие, Полесье-Инвест

Андрей и Виктория Билицкие, владельцы компании Полесье-Инвест, обладают удивительным талантом — говорить синхронно. Андрей начинает предложение, Виктория заканчивает. Потом наоборот. Этот стиль коммуникации отточен годами совместной семейной, а теперь и деловой жизни.

Супруги увлечены своим бизнесом — производством органической сельхозпродукции, а именно — мяса птицы. Идею “подсказала” дочка — фактом своего рождения.

В 2006-м в семье появился ребенок, и вскоре из-за высокой концентрации химии в продуктах питания у малышки началась аллергия. В поисках решения проблемы Билицкие обнаружили большой дефицит экологически чистого продукта. Так родилась идея начать этот бизнес.

В 2011 году в Житомирской области Билицкие купили два заброшенных хозяйства и минимально необходимую технику. “Села там проблемные,— поясняет Виктория Билицкая.— Колхозы стоят пустые — даже те, что в очень неплохом состоянии”.

Первая инвестиция — 2 млн грн (около $250 тыс). Деньги на покупку привлекли от двух своих бизнесов — сети магазинов по продаже бытовой техники и мобильных телефонов, а также курсов по изучению иностранных языков.

И начали с гусей. Первые мелкие продажи птицы пошли через городские ярмарки. Но тамошнему клиенту было трудно принять природу завышенных в сравнении с магазинными цен.
Полесье-Инвест выращивало экологически чистый продукт.

В его производстве не использовались традиционные для отрасли минеральные удобрения, стимуляторы роста и прочие достижения химической промышленности. Этот приближенный к первобытному способ ведения хозяйства по сравнению с традиционным производством более чем вдвое увеличивает срок выращивания птицы и умножает ее себестоимость, замедляя скорость оборота капитала.

Магазины тоже скрепя сердце брали такой продукт. Клиентов мало, прибыль — мизерная. Пробиться на полку было трудно. Первые поставки птицы в торговую сеть Good Wine, а именно 8–10 гусей в месяц, начались у Билицких в 2012-м. Уже тогда у массового покупателя начал разогреваться аппетит на все экологически чистое. Линейка расширилась до мяса утки, индюка, фазана, цесарки и даже баранины.

Чтобы получить премию за экологичность продукта, нужно было пройти аудит хозяйства от Good Wine, а затем получить сертификат, который выдает центр Органик стандарт. Процедура обошлась Билицким примерно в 20 тыс. грн.

За два нелегких года семейный бизнес заметно вырос, и, кроме Good Wine, продукты Билицких продают и другие магазины.

Уставный фонд их фермерского хозяйства вырос до 12 млн грн. Годовой оборот — 3,5 млн грн. А класс своей продукции Билицкие в один голос подтверждают одним простым предложением: “Мы это все едим сами”.


DR
Фото DR


Дмитрий Зубаха и Олег Шубрат, Small Fruit

Это история о том, как за три года два начинающих фермера с юридическим образованием стали опытными и относительно крупными экспортерами ягод собственного производства. Плоды, получившие органик-сертификат международного образца, открыли Дмитрию Зубахе и Олегу Шубрату дорогу в ЕС с его безграничным спросом на экологически чистую продукцию.
Все началось в конце 2008 года, когда в мире и Украине бушевал кризис, не пощадивший и бизнес Зубахи и Шубрата — они занимались торговлей недвижимостью.

Тогда партнеры ухватились за аграрный сектор — даже в самые суровые дни он не прекращал движение вверх.

“Интересным [для нас] была та сфера, где не нужны очень большие инвестиции в технику, комбайны, трактора, элеваторы,— рассказывает Шубрат.— Выбор пал на выращивание ягод”.
В 2011-м партнеры зарегистрировали компанию Small Fruit. Участок земли в 12 га они успели приобрести, когда занимались недвижимостью. Около $20 тыс. инвестировали в покупку саженцев клубники, ежевики, малины и кизила. Столько же вложили в инфраструктуру — две скважины и электрификацию участка. Вместе с ранее приобретенной землей общие капиталовложения составили $100 тыс.

Деловое чутье подсказало бизнесменам, что высокую добавочную стоимость можно получить, выращивая экологически чистый продукт. Участок, на котором разместилось хозяйство, не обрабатывался с 2000 года, и, как иронизируют компаньоны, земля “успела отдохнуть от человеческой глупости, пичкающей ее всевозможной химией”.

Интересным [для нас] была та сфера, где не нужны очень большие инвестиции в технику, комбайны, трактора, элеваторы

Первый урожай дал предпринимателям 20 т ягод в 2013 году. Следующий — 22 т. В нынешнем они ожидают 50 т. Они взяли в аренду соседние участки, и их “огород” увеличился до 30 га.

За три года объем полей под посадку ежевики удвоился, клубники — утроился, малиновый участок вырос в 60 раз. После получения в 2013-м сертификата производителя органического продукта компания всю свою продукцию отправляет на экспорт. “В связи с изменением курса гривны мы посчитали нерентабельным работать на внутренний рынок,— говорит Шубрат.— Переориентировались на внешний”.

В феврале 2015-го на выставке в немецком Нюрнберге Small Fruit получила заказ на ежегодную поставку от 1 тыс. т малины. “Это раз в 30 превышает возможности нашей компании”,— хвастается и одновременно сокрушается Шубрат.

Чтобы выполнять этот и подобные заказы, компаньоны основали сельскохозяйственный кооператив, куда приглашают тех, кто обладает хотя бы 1 га чистой от химикатов земли, на которой можно выращивать ягоды.

“Следующим этапом станет вопрос не экспорта, а переработки,— тем временем строит планы Зубаха.— Будем делать джемы, напитки и продавать не как сырье, а как готовые продукты”.


DR
Фото DR


Александр Ющенко, Галекс-Агро

История этого бизнеса началась в 2010 году, когда предприниматель Александр Ющенко посетил выставку органических продуктов BIOFACH в Германии и тут же решил основать подобное производство в Украине.

Тогда же Ющенко открыл компанию Галекс-Агро, которая сегодня обрабатывает 4,3 тыс. га сельскохозяйственных земель, сертифицированных Швейцарским институтом экологического маркетинга и украинской сертификационной компанией Органик стандарт.

В 2014 году бизнесмен основал компанию Органик Милк, в которую сегодня входит завод по производству органических молочных продуктов на Житомирщине, а также три органические фермы с поголовьем скота порядка 3 тыс. голов, которые производят сертифицированное молоко.

“Молочный завод появился, когда стало понятно: продавать молоко такого высокого качества на сторону глупо и нерационально,— рассказывает Елена Стретович, директор завода Органик Милк.— Решили начать органический молочный бизнес, и здесь наш собственник не прогадал”.

Предприятие способно перерабатывать 40 т молока в сутки, хотя пока загружено лишь на 40%. Завод производит молоко двух видов жирности, масло, по два вида кефира и сметаны, ряженку, йогурт, твердый сыр, брынзу и творог — жирный и нежирный. По данным Стретович, в Восточной Европе больше нет заводов, которые бы, как этот, использовали только органическую молочную продукцию, работали бы исключительно на своем сырье и имели бы такую мощность.

Для того чтобы гарантировать качество продукции, компания работает только на своем сырье, причем завод оборудован тремя лабораториями, которые постоянно проверяют его качество. “Органическое животноводство подразумевает, что наши коровы круглосуточно имеют доступ к еде, больше 200 дней в году выпасаются на пастбищах,— рассказывает Стретович.— Телята до четырех месяцев выпаиваются только нашим молоком. Естественно, мы не использует лечение антибиотиками”.

Процесс доения осуществляется при помощи бесконтактного доильного комплекса французского производства, благодаря которому получается по-настоящему чистое молоко: если в странах Евросоюза допустимые нормы для молока экстра-класса — это до 100 тыс. бактерий на сантиметр кубический, то на фермах Органик Милк этот показатель не превышает 50 тыс. бактерий.

Все элементы продукции компании, например добавки для йогуртов, также органические, поэтому ее себестоимость довольно высока: цена пол-литра йогурта — 45 грн.
Тем не менее компания не в убытке. “У нас продажи каждый месяц растут на 10–20?%”,— утверждает Стретович.


Фото DR
Фото DR


Василий и Светлана Карацюбы, агрофирма Тарасовка

В1995 году в село Тарасовка Черниговской области приземлилась делегация американских фермеров-волонтеров. Полгода они изучали местные хозяйства и методы работы вчерашних строителей крестьянского социализма.

Один американец, уезжая, посоветовал Василию Карацюбе и его жене Светлане, у которых было свое животноводческое хозяйство, сделать упор на экологически чистое производство — переработку молока. Пожилой волонтер порекомендовал начинающим фермерам дать почве три года отдыха, чтобы после природного очищения ферма приобрела статус органической.
В те времена в Украине еще не существовало такого понятия, как органические продукты.

“Василий Михайлович раздал людям всех коров,— рассказывает Светлана Карацюба про деяния мужа.— Люди пользовались молоком тех коров, а когда рождался теленок, они должны были через три года отдать его нам”.

Так стартовала, пожалуй, одна из первых в Украине ферм, претендующих на звание органически чистой. “На нас тогда странно смотрели,— продолжает Светлана Карацюба.— Мы продавали свое зерно как рядовое. Говорили, что оно экологически чистое, люди отвечали: нам все равно”.

Когда в 2008 году в Украине стартовала сертификация, Карацюбы были в числе первых апостолов отрасли. Тогда же они занялись производством молочной продукции — масло, творог, сливки. В арсенале фермеров — 1 тыс. га пашни и 500 га пастбищ на лугах и лесах агрофирмы Тарасовка.

Одни из первых поставок в Киев были сделаны в магазин сети Good Wine. Но работать по обычной для сетей схеме “товар сегодня — деньги через месяц” тарасовцы не захотели.
Теперь они строят свою вертикаль от поля до полки, реализуя собственную программу прямой адресной доставки в Киев. Также заняты открытием собственного магазина в столице и в ближайшем от их фермерского хозяйства районном центре Короп. Сегодня оборот их маленькой компании — всего 700 тыс. грн. Всего, потому что в 2010-м он достиг 2 млн грн.

В этом году Василий Карацюба надеется на подъем, так как собирается восстановить производство масла, льна, меда, круп. “К осени будет и мука, и крупа, и комбикорм,— говорит он.— В планах — печь хлеб”.


Фото DR
Фото DR


Станислав Чекановский и Сергей Полищук, Экопродукт

Каких только чаев не производит иванофранковская компания Экопродукт, один из крупнейших поставщиков органического травяного, фруктового и фиточая в стране. Самые известные сборы — с мелиссой, мятой, ромашкой, земляникой и шиповником, в общей сложности 100 видов, известных под маркой Карпатский чай.

Этот бизнес стартовал еще в 1999 году. “В принципе, выбор был продиктован географически — мы находимся в Карпатском регионе, где произрастают экологически чистые травы, фрукты, лесные ягоды,— рассказывает коммерческий директор компании Михаил Коваль.— Когда мы начинали, ниша пустовала”.

Однако теперь у Экопродукта немало конкурентов: только в Украине работает порядка 10–15 фабрик, которые занимаются фасовкой травяных и цветочных чаев. Помимо этого, каждая вторая импортная марка имеет в своей линейке мяту и ромашку.

Тем не менее Карпатский чай занимает порядка 15-% рынка чая и половину рынка фруктового и травяного чая в Украине. Кроме того, компания экспортирует свой чай в США, Канаду, Италию, Испанию, Израиль.

Стремясь выпускать экологически чистые чаи, компания серьезно подходит к сбору сырья для них, а затем производству. Например, в компании введен суровый запрет на сбор растений и ягод вблизи дорог, а также в регионах, где флора поражена болезнями и вредителями.

Заготовители компании собирают листья, траву, цвет и соцветия только в сухую погоду, когда нет росы, и в начале цветения, а плоды — при их полном созревании.

Собранное сырье подвергается обработке в течение 3–4 ч после сбора, причем предварительно его тщательно пересматривают.

Однако и этого менеджерам компании мало: в Экопродукте создана собственная аккредитованная лаборатория, которая проверяет органолептические, физико-химические и микробиологические показатели сырья, а также содержание в нем радионуклидов.
Впрочем, все трудозатраты окупаются сторицей. По словам Коваля, спрос на фруктовые чаи растет на 1,5–2% в год. Также компания рассчитывает на расширение своих поставок в Европу.


Фото DR
Фото DR


Петр Пригара, Селиская сыроварня

Думаете, швейцарские сыры делают в Швейцарии? Так было раньше, а теперь их производят еще и в Закарпатье.

Все началось с того, что закарпатский учитель математики Петр Пригара остался без работы. Сначала он пытался устроиться за рубежом, а в 2003 году рискнул и открыл свое дело — сыроварню в селе Нижнее Селище Закарпатской области. Предварительно Пригара прошел стажировку у швейцарских сыроваров, а затем создал собственное производство.

“Выжить небольшому предприятию по переработке молока можно, только если делать что-то эксклюзивное, то, чего не будут делать большие заводы,— объясняет свою бизнес-стратегию Пригара.— Мы решили сделать ставку на классические швейцарские технологии, органическое и экологически чистое производство”.

Бизнес становился на ноги не без посторонней помощи: французский кооператив Longo Maї выдал Пригаре беспроцентную ссуду, а мэрия швейцарского города Базель оплатила постройку очистных сооружений на производстве. Сейчас у сыроварни девять учредителей, в числе которых и бывший учитель математики, он же — директор предприятия Селиская сыроварня.

По его словам, сегодня здоровое питание становится модным, и продажи швейцарских сыров, сделанных в Украине, растут. Причем Селиская сыроварня вошла в объединение производителей органической продукции Смак украинских Карпат, которое является проектом крупнейшей международной выставки товаров для здоровья FIBO.

Сегодня здоровое питание становится модным

Сегодня сыроварня производит три вида сыра — Селиский, Хуст и Нарцисс, рецепты которых помогал составить эксперт из Франции. Хотя в первую очередь Пригара ориентируется на вкусы украинцев. “Сначала я пробовал делать сыр, похожий на французский камамбер,— рассказывает сыровар.— Но выяснилось, что украинцы к этому не готовы. У нас было полно возвратов — люди жаловались на испорченную продукцию. Так что от плесени пришлось отказаться. Вкус стал менее ярким, зато жалоб нет”.

1,5 т молока ежедневно для производства доставляют из пяти соседних сел, также часть молока поступает с органической фермы, которую в селе открыли представители все того же Longo Maї. А воду для производства сыровары берут из горного источника за несколько километров от села и доставляют по специально оборудованному водопроводу.

Материал опубликован в №12 журнала Новое Время от 3 апреля 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: