11 декабря 2016, воскресенье

Здесь фуры не пройдут. Репортаж НВ о блокаде Крыма

Бойцы ПС на страже блокады

Бойцы ПС на страже блокады

Как крымские татары решили сделать из полуострова Крым остров и что из этого вышло

Блокада Крыма, инициированная крымскими татарами, официально началась в воскресенье 20 сентября в 12:00. Но уже в 9:00 утра в Чонгаре собирались люди. Через этот поселок в Херсонской области проходит одна из трех дорог, по которой возят продовольствие и стройматериалы из материковой Украины в Крым. Готовиться к ее перекрытию начали еще ночью.

Главные требования Меджлиса крымских татар, организовавшего блокаду захваченного Россией полуострова,— отмена украинского закона о создании крымской свободной экономической зоны (СЭЗ), освобождение украинских политических заключенных в РФ и прекращение уголовного и административного преследования крымских татар и других граждан Украины в Крыму. Для этого представители коренного народа полуострова при поддержке Правого сектора (ПС) и ряда добровольческих батальонов перекрыли три точки на юге Херсонской области, через которые проходят главные магистрали с “большой земли”,— Чонгар, Чаплинку и Каланчак.

НВ попало в Чонгар около полуночи накануне старта акции. И встретило здесь бойца Валида с позывным Крым. Он отвечает за все блокпосты, которые устанавливают специально для прекращения движения транспорта.

Во мраке южной ночи Валид объяснял, что на дорогу вынесут бетонные блоки, которыми и перегородят путь. “К 9 утра все будет готово”,— заверил он. И объяснил, что блокпост остановит лишь грузовой транспорт — автобусы и легковушки пройдут его беспрепятственно. Потому что цель — не люди, а товары. Причем в оптовых количествах.

Дальнейшую экскурсию по этому месту для НВ провел Ленур Ислямов, владелец эмигрировавшего с полуострова в Киев крымскотатарского телеканала ATR и один из идеологов блокады.

Показал штабную палатку для участников акции и где разместится сцена.

Утром 20‑го в Чонгаре появились еще и бойцы ПС, а также батальона Херсон, структурного подразделения МВД. Кроме них — представители батальона Айдар, Самообороны Майдана, Автомайдана и других организаций. В итоге крымские татары, инициировавшие блокаду, оказались в меньшинстве.

“Вы не знаете, когда это закончится?” — спрашивает продавщица на рыбном базаре, который находится возле дороги. “Кажется, все только начинается”,— отвечаю я.

За первые несколько дней акция не ударила по российским интересам в Крыму. Но крымские татары обещают, что блокада будет бессрочной. И они уже добились немалого результата: вернули интерес украинского общества и власти к проблемам полуострова.

Корнеплоды, стоп

Закон о создании свободной экономической зоны Крым Верховная рада приняла в августе прошлого года, пытаясь сохранить влияние на оккупированную территорию и застолбить права на нее. Согласно этому документу, поставляемые в Крым с материковой Украины товары освободили от уплаты НДС.

“Хватит нашему государству разбрасываться этим налогом. Никаких льгот украинским компаниям при поставке в Крым”,— говорит на условиях анонимности по этому поводу крымский предприниматель, поддерживающий блокаду.

Как уверяет бизнесмен, акция безнадежно запоздала. Но все равно она должна дать посыл внутрь Украины, а не в Крым или Россию: с двойными стандартами и с отмыванием НДС при торговле с полуостровом стоит покончить.


ЖИВОЙ ЩИТ: Правый сектор блокирует трассу в Чаплинке. Это одна из трех дорог, ведущая в Крым
ЖИВОЙ ЩИТ: Правый сектор блокирует трассу в Чаплинке. Это одна из трех дорог, ведущая в Крым.  / © Наталья Кравчук / НВ /


По словам крымчанина, в оккупированную автономию в основном везут газированные напитки и минеральную воду, соки, сахар, молочную продукцию (хотя сейчас доля украинской молочки не превышает 10 %), сырое молоко, твердые сыры, мясо, крупы, консервы мясные и рыбные. А также главное — картофель и лук. “Если посчитать, то, наверное, каждая вторая фура окажется с картошкой либо с луком”,— предполагает предприниматель.

Он прав. В этом можно убедиться, например, в Чаплинке.

В воскресенье 20 сентября на подъезде к местному КПП застряли более 150 фур. Многие водители открыли свои машины — и внутри действительно виднелись мешки с картошкой. Недовольные шоферы толпились возле больших машин.


ПОПУЛЯРНЫЙ КОРНЕПЛОД: Во многих заблокированных фурах — мешки с картошкой
ПОПУЛЯРНЫЙ КОРНЕПЛОД: Во многих заблокированных фурах — мешки с картошкой


Тем временем к блокпосту, находящемуся в 16 км от КПП, со стороны Крыма стала приближаться фура. Увидев ее, бойцы ПС выстроились на дороге, создав на ее пути живой шлагбаум. Но представитель Госавтоинспекции остановил грузовик еще до того, как он приблизился в “правосекам”.

Водитель показал документы и сказал, что фура пустая. “И что делать с ней?” — на секунду растерялись представители Правого сектора. “Пропускать”,— скомандовал крепкий человек в камуфляже и кепке-бейсболке — Илья Кива, замначальника милиции Херсонской области.

Кива в этот день мотался из одного пропускного пункта в другой, контролируя соблюдение закона и руководя действиями батальона Херсон. Последний — единственный среди всех присутствующих объединений — имеет право применять оружие.

Тупик

Около 150–180 фур, которые застряли в Чаплинке, приехали сюда за несколько дней до начала акции. Водители говорят, что оформили таможенные декларации еще 17–18 сентября и были уверены, что до начала блокады смогут проехать в Крым.

Подоспевший на место Кива выслушал их. И ответил: поскольку они оформили документы до блокады, то лично Кива выступает за то, чтобы их пропустить. Владельцы фур даже не успели проявить свою радость по этому поводу, как представитель МВД закончил мысль: “Но решения принимают другие. Милиция лишь обеспечивает охрану порядка”.

“Другие” — это находящиеся неподалеку крымские татары. Удалившись на совещание в придорожное кафе, они решили — в Крым эти фуры не пускать. О чем водителям и сообщил Ислямов.


ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ: Cотни фур застряли на подъездах к Крыму. Водители говорят, что у них оформлены все документы
ЗАЛОЖНИКИ СИТУАЦИИ: Cотни фур застряли на подъездах к Крыму. Водители говорят, что у них оформлены все документы


“Зачем нам тогда оформляли документы? Государство Украина разрешила нам провести груз”,— возмущается один из шоферов, так и не довезший на полуостров помидоры. “Где вы были в прошлом году, когда русские без номеров два месяца туда-сюда ездили? Их никто не останавливал”,— кричит другой водитель, доказывая, что и у него все документы в порядке.

За оформление таможенной декларации каждый из них заплатил от $500 до $1,5 тыс. Причем водители оформляют декларации не напрямую — по их словам, это невозможно,— а через брокеров.

В Каланчаке — схожая ситуация: 30‑градусная жара, 120 фур и возмущенные водители. Что делать дальше? Они тоже не знают. И толпой движутся в сторону летней площадки придорожного кафе, где сидит и курит Рефат Чубаров, изгнанный из Крыма российскими властями председатель Меджлиса крымскотатарского народа и народный депутат от Блока Петра Порошенко.


МЕДЖЛИС НА СТРАЖЕ: Народные депутаты Рефат Чубаров (слева) и Мустафа Джемилев (справа) наблюдают за тем, как проходит блокада
МЕДЖЛИС НА СТРАЖЕ: Народные депутаты Рефат Чубаров (слева) и Мустафа Джемилев (справа) наблюдают за тем, как проходит блокада


Группа мужчин подходит к нему. На вопрос, пропустит ли он машины, Чубаров ответил коротко: “Не пропущу”. А дальше напомнил делегатам “от фур” про осужденных в РФ на 20 и 10 лет крымчан Олега Сенцова и Александра Кольченко, о преследовании крымских татар в Крыму, о запрете въезда лидерам Междлиса на территорию полуострова. Водители не очень впечатлены. Один напирает на то, что везет картофель. “Откажись один раз от картошки ради Украины. У меня все друзья в Крыму в тюрьме. А ты от картошки отказаться не можешь?” — вскипает Чубаров. Водители ретируются к машинам.

Игорь Луценко, нардеп от партии Батькивщина, также приехавший поддержать блокаду, отправил запрос главе Государственной фискальной службы Роману Насирову с просьбой разъяснить, что должны делать водители со своими документами. Ответа он пока не получил.

Правое дело

На второй день блокады в Каланчаке появилась прокурорская группа из Херсонской области. Комментарии не давали, вместе с ГАИ проверяли документы водителей — правильно ли они были оформлены.

Узнав эту новость, шоферы некоторых фур развернули свои грузовики и отправились прочь от Крыма. Один из них, на автомобиле которого красовались черновицкие номера, успел объяснить: вез на полуостров пластиковые стаканчики, а тут позвонил хозяин и потребовал срочно вернуться.

“Схема‑то работает!” — обрадовался Кива, глядя вслед удаляющимся грузовикам. И, обращаясь к Ислямову, предложил перекинуть следственно-оперативные группы в другие точки блокады.


ОХРАНА ПОРЯДКА: Илья Кива (на фото справа) из херсонской милиции советовал водителям предъявить документы на груз
ОХРАНА ПОРЯДКА: Илья Кива (на фото справа) из херсонской милиции советовал водителям предъявить документы на груз


“У них сразу пропадает вся спесь, все становятся ровненькими и аккуратненькими. Почему? Потому что они понимают, что нарушили закон, и будут нести за это ответственность”,— чуть позже объяснял Кива.

Ислямов оценил ситуацию схожим образом. Он считает, что товарооборот между материковой Украиной и Крымом далек от соблюдения украинских законов. А благодаря созданию СЭЗ расцвела контрабанда товаров — причем идут они не в Крым, а транзитом в Россию.

“Наше требование — остановить торговлю на крови”,— объясняет Ислямов. И приводит данные таможни: за последние полгода на оккупированную территорию Крыма зашло товаров на $509 млн. “70 % этого груза уходит в Россию”,— уверен он.

Еда — лишь начало

Страсти на границах оккупированного Крыма быстро накалили обстановку как на полуострове, так и в Киеве. Причем информационный эффект оказался куда сильнее реального.

Эксперты говорят, что блокада Крыма не сильно ударит по жителям полуострова в ближайшей перспективе. Туда ведь уже давно не ввозят многие украинские товары. А все потому, что действуют утвержденные Россельхознадзором списки производителей, которым официальная Москва разрешает торговать со “своим” Крымом.

Полуостров уже не зависит от украинской продукции, ее полностью можно заменить за счет российской, считает Игорь Баленко, совладелец украинской сети супермаркетов Фуршет. Ее магазины продолжают работать на полуострове, так же как, например, и супермаркеты сети Сильпо. “Просто украинский продукт качественнее, дешевле. Иначе никто бы его туда не вез”,— объясняет Баленко.

Его слова подтверждают и крымчане, с которыми удалось пообщаться НВ.


© Наталья Кравчук / НВ ДЕПУТАТЫ В БЛОКАДЕ: Блокировать Крым приехали несколько нардепов, среди них — Владимир Парасюк (на фото слева)
ДЕПУТАТЫ В БЛОКАДЕ: Блокировать Крым приехали несколько нардепов, среди них — Владимир Парасюк (на фото слева).   / © Наталья Кравчук / НВ /


Житель Феодосии рассказывает на условиях анонимности, что 80–90 % продуктов в ближайшем магазине — из Краснодара, Ульяновска и других российский городов. “То, что происходит сейчас,— это как махать кулаками после драки”,— уверен он.

Кроме того, у операторов рынка, завозящих товары, рабочие запасы украинских товаров составляют не менее двух недель, а может, и более. “Поэтому блокада должна быть длительная по срокам — не менее нескольких месяцев. Иначе все это будет пшик”,— уверен еще один крымский предприниматель, с которым удалось побеседовать НВ.

К тому же ключевую роль взаимосвязей материковой Украины и Крыма играют все же не продукты, рассказывает Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. Куда важней электроэнергия, питьевая вода и топливные материалы. “Все это критично для нормального существования на полуострове”,— говорит он.

В последних интервью Чубаров не исключил, что в октябре может начаться энергетическая блокада полуострова.

По разные стороны

Александр Лиев, бывший министр курортов и туризма АРК, считает, что все действия, связанные с Крымом, должны решать государственные органы, а не активисты. Для этого в Украине есть соответствующая госслужба, правительственный уполномоченный, представительство президента в АРК и комиссия парламента. Сама же акция может быть негативно воспринята проукраинскими жителями Крыма, которых осталось много на полуострове.

Ислямов же, наоборот, рассказывает о том, что хоть каких‑нибудь действий против российских властей Крыма требуют сами крымчане. “Полтора года прошло. Столько разговоров, что Крым — это Украина. И только бла-бла-бла. Это всем уже надоело. Надо что‑то делать”,— объясняет он.

Ислямов говорит, что в блокаде участвуют даже люди, которые живут сейчас в Крыму — они ходят в балаклавах. “Нашу землю оккупировали, мы хотим, чтобы ее освободили. И Украина начала это делать”,— настаивает он.


ПОЛЕВОЙ УЖИН: Ожидая проезда в Крым, водители ночевали в своих фурах, возле них же готовили еду
ПОЛЕВОЙ УЖИН: Ожидая проезда в Крым, водители ночевали в своих фурах, возле них же готовили еду


Крымские так называемые власти в лице премьера Сергея Аксенова высмеяли блокаду. Но эффект от нее уже есть. По словам политтехнолога Тараса Березовца, автора документальной книги об аннексии полуострова, благодаря блокаде Крым вновь оказался на повестке дня в информационном плане — о нем говорят в украинских, российских и западных СМИ. Подобное воскрешение крымской проблематики — позитивный для Украины момент накануне заседания Генассамблеи ООН, на которой должен выступить Владимир Путин.

Есть и еще одно следствие блокады: 23 сентября, всего лишь на четвертый день акции, очереди фур в Каланчаке, Чаплинке и Чонгаре исчезли полностью — все стоявшие в них грузовики ретировались в сторону материка, а новые не появились.

НВ

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: