7 декабря 2016, среда

Законы раздора. Парламент проголосует за законы, которые могут стать новой помехой на пути к безвизовому режиму

В прошлый раз, осенью 2015-го, принятие безвизовых законов вызвало протесты под парламентом

В прошлый раз, осенью 2015-го, принятие безвизовых законов вызвало протесты под парламентом

Сегодня Рада попытается внести правки в антикоррупционные законы. На кону - вопрос возврата активов, украденных представителями прошлой власти, и положительное решение о безвизовом въезде в ЕС

В пылу парламентских событий вокруг несостоявшейся отставки Кабмина остался малозамеченным конфликт вокруг документов, которые являются важными для визовой либерализации с ЕС.

Речь идет о трех законопроектах, которые сегодня утром должна рассмотреть во втором чтении Рада – это изменения в Закон о прокуратуре, касающиеся Антикоррупционной спецпрокуратуры (4055), законодательные изменения, касающиеся Нацагентства по вопросам выявления и управления активами, полученными коррупционным путем (4056), и изменения в уголовном законодательстве, касающиеся процедуры ареста имущества и спецконфискации (4054).

Документы вносят изменения в уже принятые осенью прошлого года законы, направленные на борьбу с коррупцией – законопроекты №2540а и №2541а. В прежние нормы в процессе принятия депутатами были внесены многочисленные правки, которые сделали их практически неработоспособными. Украинский Минюст тогда предупредил, что принятая редакция законов нарушает требования ЕС и ее придется переголосовывать.

Сегодня попытка привести антикоррупционные нормы в соответствие с обязательствами, взятыми Украиной в рамках либерализации визового режима с ЕС, уперлась в аналогичные попытки внесения правок, которые также могут сделать их неработоспособными и не соответствующими критериям ЕС.

Во вторник 16 февраля, перед знаменательным голосованием за отставку Кабмина, Рада не приняла новые безвизовые законы окончательно в той форме, которая согласована с ЕС – их отправили на доработку в комитеты. Завтра эти три закона будут поставлены на голосование во втором чтении с правками, против которых возражает и украинский Минюст, и представители ЕС.

«Сейчас есть большая проблема, что наши народные депутаты вносят туда целый ряд изменений, как это было в ноябре прошлого года, что фактически ставит под угрозу, что те тексты, которые были согласованы с нашими европейскими экспертами, снова будут настолько изменены, что Европейская комиссия не сможет признать их соответствующими европейским стандартам», - сказал сегодня министр юстиции Павел Петренко журналистам.

Посол Евросоюза в Украине Ян Томбинский сделал заявление о том, что принятые в первом чтении законы соответствуют стандартам ЕС, и он ожидает принятия этих версий во втором чтении.

Евросоюз добивается того, чтобы в Украине заработали законы о борьбе с коррупцией, объясняет НВ Виталий Шабунин, руководитель Центра противодействия коррупции. Он приводит пример: за первое полугодие 2015 года в бюджет страны было возвращено коррупционного имущества на мизерную сумму – 7,8 тыс. грн. Одна из причин того, что на фоне заявлений о миллиардах украденных чиновниками госсредств удалось вернуть столь мало – в том, что аресты имущества, приобретенного коррупционным путем, производились по сложной процедуре, которую тяжело сложно применить.

«Евросоюз четко обозначил, что Украина в рамках безвизового режима должна изменить эту процедуру так, чтобы она была приемлемой к применению в реальном криминальном процессе, - говорит Шабунин. - ЕС сказал, что должно быть создано отдельное сервисное агентство по поиску и управлению конфискованным и арестованным имуществом».

На необходимости пересмотра текстов законов и в первый раз, и сейчас более всего настаивали трое нардепов, утверждают в ЦПК – Сергей Власенко (Батькивщина), Андрей Кожемякин (Батькивщина) и Елена Сотник (Самопомощь).

«Законопроекты принимают в первом чтении и отправляют в комитеты с теми же теми комментариями: законы плохие, государство – полицейское. В комитете Кожемякина [Комитет ВР по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, председатель - Кожемякин] фактически выхолащивают их суть, - говорит Шабунин. – По спецконфискации и аресту делают процедуру еще сложнее, чем она была. По агентству серьезно рубят ее способность к реальному функционированию. Они пошли по тому же сценарию: выхолостить законопроекты в комитетах, чтобы проголосовать во втором чтении уже с нужными им правками. А ЕС опять не примет».

Со своей стороны противоположная сторона – нардепы – обвиняют своих критиков в непрофессионализме.

«Европейский Союз оказался в плену у не очень хороших экспертов, не имеющих практического опыта в украинских реалиях и судах, - говорит НВ Елена Сотник, юрист и глава подкомитета по вопросам адаптации украинского законодательства с законодательством ЕС. - Наша самая большая проблема сегодня – это непрофессионализм многих искренних, но поверхностных активистов, которые, как наивные дети, пытаются скопировать очень хорошие инсрументы в ЕС, но которые без адаптации будут просто бесполезны».

Сотник считает, что в том виде, в котором Рада приняла законы в первом чтении, они, во-первых, не помогут расследовать факты коррупции и хищений представителями прошлой власти. А во-вторых, не только не позволит конфисковать наворованное имущество, но и ударит по рядовым гражданам, которые могут пострадать от мошенников, вступивших в сговор со следствием.

«По сути мы сегодня открываем ящик Пандоры, когда в отношении имущества любого лица можно будет практически без особых доказательств, лишь при наличии «оснований предполагать», как сейчас пишут в постановлениях судов, будут арестовываться любые понравившиеся прокурорам объекты собственности», - объясняет нардеп. После этого такие объекты могут либо «за выкуп» освобождаться из-под ареста, либо передаваться в управление Агенству, которое будет решать как оценить это имущество и продать. В результате добросовестные собственники, даже если и докажут когда-нибудь свою правоту, получат мизерную компенсацию, считает она.

Критики же правок в безвизовые законы предполагают, что народными депутатами движут другие интересы – личные: они, мол, заинтересованы в сохранении собственных активов или активов партийных спонсоров.

«Например, это могут быть сомнительные активы, которые могут стать потенциальным предметом будущего ареста и конфискации, - в комментарии НВ говорит Ярослав Юрчишин, член правления Transparency International Україна. - Возможно, эти депутаты пытаются сохранить свои активы и активы своих семей и спонсоров».

Он приводит пример. Официальный официальный доход бывшего адвоката Тимошенко, Власенко, в 2013 году составил 44 тыс. грн, то есть около 3,7 тыс. грн в месяц, что позволяло ему содержать четыре автомобиля, два из которых марки Lexus, дом площадью 530 кв м и просторную квартиру.

Нардеп Сотник – супруга бизнесмена и инвестора Анатолия Амелина, совладельца ООО Столичный стиль – компании, которая появилась через месяц после инаугурации экс-президента Виктора Януковича и в совладельцах которой, как утверждало издание Наші гроші, фигурировал сын экс-президента Александр Янукович. В своей декларации Сотник указала, что владеет облигациями на сумму 399 тыс. 840 грн компании-застройщика ТОВ Будспецсервис. Компания с таким названием, говорит Шабунин. в Едином госреестре юр-, физлиц-предпринимателей и общественных формирований – только одна, и ее бенефециарным владельцем является экс-регионал и бизнесмен Василий Хмельницкий, фигурирующий в уголовном производстве об уклонении от уплаты налогов.

Сама Сотник, которую НВ попросило прокомментировать озвучиваемые в ее адрес подозрения в ангажированности, наличие у нее конфликта интересов отрицает.

«Это абсурд, - говорит она. - К счастью, сейчас есть открытый доступ ко всем реестрам, и все можно проверить. Еще год назад мой супруг дотошно и тщательно расставил все точки над «і» журналистам Наших грошей. Если у кого-то еще остались сомнения, мы готовы любому журналисту предоставить доступ ко всем документам, чтобы показать, что в действительности в период президентства Януковича, и, естественно после, никаких общих бизнесов с Хмельницким, Ахметовым и Януковичем он не имел».

Слухи о наличии таких связей она объясняет тем, что в конце 2000-х ее супруг приобрел офис в центре Донецка и пропорционально площади в офисе стал собственником 1% доли в частном ЖЭКе, обслуживающем это здание. Помимо него, там были десятки других собственников, включая офис компании Януковича, но об этом стало известно намного позже от журналистов. «Ну и самое главное – мы поженились лишь в минувшем году, когда я уже была состоявшимся юристом, а он уже несколько лет как государственным чиновником», - добавляет нардеп.

Бизнесмену Василию Хмельницкому ничего не известно об уголовных делах, в которых он, по словам Шабунина, якобы фигурирует, сообщила НВ его пресс-служба. С нардепом Сотник Хмельницкий не знаком. «Будспецсервис является застройщиком квартала Новопечерские липки, проекта компании UDP, в которой Василий Хмельницкий является одним из акционеров, - комментируют в пресс-службе. - Можно предположить, что речь идет о приобретении жилья в недостроенном объекте путем покупки ценных бумаг этой компании, что является повсеместной рыночной практикой. Другими словами, следуя этой логике, любой покупатель недостроенной квартиры связан с акционерами строительной компании". 


Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: