4 декабря 2016, воскресенье

Глава Киевской школы экономики рассказал НВ о реалиях отечественного бизнеса

комментировать
Логуш является одним из первых западных менеджеров, сразу после развала СССР приехавших в Украину, чтобы развивать бизнес
Фото: Натальи Кравчук

Логуш является одним из первых западных менеджеров, сразу после развала СССР приехавших в Украину, чтобы развивать бизнес

Юрий Логуш, который в начале 1990‑х, был среди первых западных топ-менеджеров, приехавших работать в Украину, за стейком и салатом рассуждает об особенностях отечественного бизнеса

 - Вы хотите услышать о том, как развивался украинский бизнес? А у вас есть пять-шесть часов, чтобы я вступление сделал? Видите, у меня уже седина, так что есть о чем рассказать,— шутит Юрий Логуш, доктор экономических наук и президент Киевской школы экономики.

Знаменит Логуш тем, что является одним из первых западных менеджеров, сразу после развала СССР приехавших в Украину, чтобы развивать бизнес. За его плечами — руководство такими транснациональными компаниями, как KPMG, Kraft Foods и RJ Reynolds Tobacco International. Поэтому о бизнесе по‑украински Логуш осведомлен, как никто другой.

Мы обедаем в киевском ресторане Beef мясо&вино. Устроившись на втором этаже за большим столом недалеко от панорамных окон, выходящих на шумный перекресток, мы заказываем салаты.

У Логуша необычная жизненная история, которую он охотно рассказывает, забыв о еде. Он родился в Германии, куда его родители, активисты ОУН (Организации украинских националистов), выехали во время Второй мировой войны. Затем семья переехала в Нью-Йорк. Первые годы в Америке Логуш вспоминает как очень тяжелые.

— Нашим переселенцам из Восточной Украины не легче,— вздыхает он.— Взрослым, которые начинают все с нуля, приходится конкурировать с местными специалистами. Они не знают местных стандартов, стилей поведения — все это непросто.

Трудности не помешали Логушу закончить престижный Нью-Йоркский университет, затем он даже защитил диссертацию, посвященную советской экономике и социалистическим методам руководства предприятиями. Проанализировав в этой работе макроэкономическую модель советской экономики, он еще тогда, в 1970‑е годы, предсказал развал Советского Союза. То же самое, по его мнению, сейчас происходит и в России.

— Низкая продуктивность, акцент на военной промышленности — это дословное повторение сценария.

В начале 90‑х, с появлением на карте мира независимого государства Украина, Логуш решается ехать сюда. На тот момент у него за плечами было 22 года преподавательского стажа и опыт консультирования и руководства крупными компаниями.

— Это было абсолютно рациональное решение, лишенное какой‑либо романтики. Я представлял себе ситуацию в постсоветской Украине и понимал, что ожидает ее в процессе перехода от плановой к рыночной экономике.

Вначале Логуш помогал запустить в Украине Международный институт бизнеса, а затем получил предложение возглавить представительство одной из крупнейших табачных компаний в мире — RJ Reynolds Tobacco International (сейчас JTI).

Он вспоминает, как приходилось непросто. Шел 1992 год, и в Украине не было квалифицированных кадров, которые умели бы работать в условиях рыночной экономики и конкурентной среды. Поэтому приходилось заниматься обучением персонала.

После табачной компании Логуш основал в Украине представительство KPMG, одной из четырех крупнейших аудиторских компаний в мире.

— Я начал ездить по Украине, встречаться с предпринимателями и понял, что на самом деле никто не хочет, чтобы в страну приходили инвесторы. Для этого нужно наводить порядок, нести ответственность и нельзя красть. А это невыгодно.

Наша главная задача — подготовить украинский бизнес к работе с европейскими рынками

Он вспоминает, как сложно было вести деловые переговоры даже в тех случаях, когда украинские компании готовы были сотрудничать с зарубежными партнерами. Классический пример — поездка представителей АвтоЗАЗа в Штутгарт для переговоров с компанией Daimler-Benz.

— Ребята волновались, были перепуганы, и вечером накануне встречи они разошлись по своим комнатам и выпили все, что было в мини-барах. Можете представить, как они выглядели и пахли на следующее утро.

На этом переговоры с инвесторами для АвтоЗАЗа закончились. И таких историй, иллюстрирующих менталитет украинских предпринимателей середины 1990‑х, у Логуша припасено немало.

О своей работе в украинской Kraft Foods (сейчас — MondelezInternational), крупном игроке пищепрома, которую Логуш возглавлял на протяжении 16 лет, он рассказывает увлекательно — как будто пересказывает триллер. Он вспоминает, как запускали шоколад Корона, кофе Jacobs и чипсы Люкс, как искали возможность выращивать правильный картофель для чипсов, а также говорит об ассиметричной борьбе с конкурентами за долю рынка.

В разгар воспоминаний к Логушу подходит поздороваться Юрий Косюк, один из богатейших людей страны, владелец компании Мироновский хлебопродукт (крупнейший производитель курятины, ТМ Наша Ряба). Логуш успел поработать и в этой компании, однако недолго, потому что как раз собрался возвращаться в США.

Мы беседуем уже почти два часа, и, проголодавшись, мой собеседник решает заказать стейк — фирменное блюдо ресторана. Он просит официанта принести мясо, чтобы самостоятельно выбрать подходящий кусок.

Официант возвращается с мясной картой — большой доской, на которой разложены куски мяса, готовые для приготовления стейка. Логуш выбирает рибай и просит подать его полусырым. Когда официант уходит, он уточняет, что ест красное мясо не чаще одного-двух раз в месяц.

— Лучшая диета — это вегетарианство плюс рыба. Все остальное укорачивает жизнь, ослабляет иммунную систему и вызывает мутации клеток,— уверенно говорит Логуш, который когда‑то работал в США в компании, которая занималась превентивной медициной.

Сейчас, несмотря на интерес к бизнесу, ему интереснее работать в сфере образования, признается Логуш. Это чувствуется и в разговоре - умение вести беседу сразу выдает в нем профессионального лектора. Его невозможно сбить с темы или отвлечь. На каждый вопрос Логуш отвечает обстоятельно, приправляя рассказ фактами и прогнозируя, к чему это может привести.

— Я вышел из этого мира. Да и в Украину я приехал изначально заниматься образованием. Просто бизнес для человека, вышедшего из академической среды, интеллектуально несложен и при этом очень азартен.

Поработав у Косюка, в Америку Логуш так и не вернулся — он получил предложение стать проректором по стратегии Украинского католического университета во Львове, а позже — президентом Киевской школы экономики (КШЭ). Этот частный университет, предлагающий англоязычные магистерские экономические программы и программы MBA, является его основным местом работы и сегодня.

Бизнес для человека из академической среды — это азартно

О работе в КШЭ Логуш рассказывает с еще большим энтузиазмом, чем о бизнесе. Он планирует создать при КШЭ еще и научный институт, который занимался бы разработкой реформ, а также запустить ряд новых учебных программ, помимо экономической. В планах — программы в сфере государственного управления, публичных финансов, юридическая и программа по бизнес-журналистике.

— Наша главная задача — подготовить украинский бизнес к работе с европейскими рынками. Сейчас помехой для этого является незнание английского языка, европейской бизнес-культуры, отсутствие общей с европейцами учебной базы и глубинного функционального образования.

Последняя строка в резюме Логуша — глава комитета по назначению глав государственных компаний, которому предстоит выбрать руководителей для 60 крупнейших госпредприятий. Но об этом он говорит не слишком охотно — пока комитету не удалось выбрать главу Укрзализныци, а это было его первым заданием.

— Главная проблема — с зарплатами,— признается Логуш и сравнивает зарплату украинского главы железнодорожного оператора с той суммой, которую получает его российский коллега, в пользу последнего.

Еще одна сфера интересов бизнесмена - литература. В 1999 году Логуш вместе с женой основал конкурс книжных рукописей Коронация слова. Его задачей было находить бестселлеры — проблема украинской литературы, по мнению Логуша, в том, что она преимущественно сложная для массового читателя.

— Литературе сейчас непросто конкурировать с телевидением и другими развлечениями, поэтому книга должна хватать за горло, чтобы ее невозможно было отложить,— считает бизнес-эксперт. И тут же признает, что и сам когда‑то мечтал стать писателем.

Он уверен, что в самое ближайшее время украинскую литературу ожидает успех на мировой арене.

— Сейчас в Украине происходят значимые события — борьба свободы с неволей, правды с ложью, ценности и порядочность людей проходят испытание сложными обстоятельствами — это то, что уже исчезло из современной европейской литературы, и то, что может привнести в нее Украина. Наша задача — вывести украинских писателей в англоязычный мир.

После этой фразы мы прощаемся: Логуш спешно убегает на следующую встречу, где его уже ждут.

.

.

Пять вопросов Юрию Логушу:

— Главное событие в вашей жизни?

— Встреча с моей женой.

— Ваш любимый город?

— В Украине — Киев и Львов. За границей — Венеция и Барселона.

— На чем вы передвигаетесь по городу?

— У меня автомобиль Mitsubishi Pajero, которому десять лет.

— Ваш личный месячный прожиточный минимум?

— Основная проблема — с арендой квартиры. Чтобы платить за нее и закупать еду в холодильник, нужно 16 тыс. грн.

— Чего вы стремитесь достигнуть?

— Вместе с женой написать роман.

Материал опубликован в №12 журнала Новое Время от 3 апреля 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: