11 декабря 2016, воскресенье

Всплытие покажет. Восемь министров правительства Гройсмана рассказывают, что сделают на своем посту

Всплытие покажет. Восемь министров правительства Гройсмана рассказывают, что сделают на своем посту
14 апреля парламент утвердил состав нового правительства во главе с Владимиром Гройсманом

В Кабмин, сформированный по политическому, а не технократическому принципу, вошло 23 человека. Девятеро из них работали в прежнем правительстве Арсения Яценюка

Всем им придется доказывать, что третий после Майдана Кабмин в состоянии провести реальные реформы. И если их предшественники боролись с кризисом, то теперь, когда дно достигнуто, команда Гройсмана должна показать рост.

НВ обратилось к новым министрам, пришедшим в правительство, с просьбой ответить на вопрос: “Что вы планируете сделать и чего хотели бы достичь на своем посту?”

 


Степан Кубив,

первый вице-премьер — министр экономического развития  и торговли, 54 года

 

CV: С 2000‑го по 2008‑й — глава правления Кредобанка. На парламентских выборах-2012 прошел в Верховную раду (ВР) от ВО Батькивщина.

Во время революции был комендантом Евромайдана. С февраля по июнь 2014‑го возглавлял Нацбанк.

На внеочередных выборах 2014‑го вновь получил мандат, но уже от Блока Петра Порошенко (БПП).

ОТВЕТ: Говоря с бывшим министром Айварасом Абромавичусом, я искренне поблагодарил его за проделанную работу и заверил, что все инициативы, которые были начаты Министерством экономики, будут доведены до конца. К таким я отношу, например, приватизацию госпредприятий. Сегодня их почти 3,5 тыс., но только половина работает. Да и те приносят больше убытка, чем прибыли. Нашей целью будет оставить в госсобственности только действительно стратегические предприятия, остальные же корпоратизировать либо полностью или частично приватизировать.

Мы продолжим работу над кросс-секторальным вопросом дерегуляции. Это включает в себя и гармонизацию законодательного поля с правом ЕС, и отмену отдельных лицензий, и упрощение процедур (все эти законопроекты уже не единожды были в Раде, но до них никак не доходили руки).

Вхождение в топ-50 в ближайшие месяцы дало бы четкий сигнал инвесторам
Степан Кубив,
первый вице-премьер

Особое внимание я бы хотел уделить вопросам научной сферы. Речь идет о прикладной науке и разработках. Здесь я вижу огромный потенциал, который до этого времени практически не использовался. У Минэкономразвития нет возможности влиять на развитие того или иного направления науки напрямую, но мы можем и должны заниматься вопросом коммерциализации: стимулировать разработки инновационных технологий украинскими исследователями и способствовать их внедрению на практике.

Все международные обязательства Украины будут выполнены — мы сделаем все возможное, чтобы получить следующий транш МВФ в мае-июне этого года.

Премьер-министр также наделил меня функцией работы с парламентом и депутатами. Я считаю, что мы должны существенно улучшить коммуникацию Кабмина с Радой — все‑таки, как ни крути, любая реформа начинается с принятия соответствующих законодательных актов. Я бы хотел, чтобы мы начали с принятия горящих законопроектов, которые необходимы для поднятия Украины в рейтинге Doing Business. Вхождение в топ-50 в ближайшие месяцы дало бы четкий сигнал инвесторам, что в стране происходят практичные положительные изменения.

 

 

Иванна Климпуш-Цинцадзе,

вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, 43 года

 

CV: С 2014 года — депутат ВР от БПП: входила в объединения Еврооптимисты и Антикоррупционная платформа. До этого четыре года работала директором Ялтинской европейской стратегии (YES).

Работала в Украинском независимом центре политических исследований, корреспондентом службы ВВС в США и на Кавказе, руководила Фондом поддержки международного сотрудничества Украины.

ОТВЕТ: Задания нескольких ближайших дней и недели — организационное обеспечение работы вице-премьера с новым функционалом. Здесь, в Кабмине, есть офис правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции. Мы уже провели какое‑то количество встреч с его сотрудниками — это 31 человек плюс руководитель — для того, чтобы понять, насколько возможным им видится исполнение поставленных перед нами задач. Это тот костяк, на который хотелось бы опереться, а потом предложить усовершенствование этой структуры.

Страны, которые полноценно ставили перед собой задачу евроинтеграции, создали отдельные институты: кто‑то — министерство евроинтеграции, как в Грузии; кто‑то — агентства. В перспективе такой институт мог бы заработать [в Украине] со следующего года.

Есть несколько важных для меня заданий. Первое — адаптация нашего законодательства к директивам и взятым на себя обязательствам, заложенным в рамках Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Второе — координация горизонтального сотрудничества между министерствами, чтобы достичь максимального успеха в каждом секторальном направлении.

И, конечно, мы говорим о евроатлантическом компоненте. Со стороны Кабмина нужно помогать скоординировать усилия по оборонной реформе. Многие предложения на данном этапе серьезно проработаны. Этот процесс нужно двигать вперед.

Хотелось бы также присоединиться к подготовке стратегии системы госуправления. Наши европейские партнеры заинтересованы, чтобы эта реформа получилась и стала одним из элементов борьбы с коррупцией. Поэтому будет полезно привлечь вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции к этому проекту.

 

 

Владимир Омелян,

министр инфраструктуры, 37 лет

 

CV: Работал заместителем министра инфраструктуры Андрея Пивоварского в правительстве Арсения Яценюка.

Карьеру начинал в отделе НАТО и Западноевропейского союза управления евроатлантической интеграции при МИДе. После работал на других должностях, в частности руководил отделом РФ в МИДе. Был заместителем директора Департамента обеспечения деятельности министра (патронажная служба) Минфина, руководил Службой министра Кабмина.

ОТВЕТ: Моя основная задача — довести до конца начатые реформы и положить начало новым.

Во-первых, это изменения в [госкомпании] Укрзализныця (УЗ). Нам нужно создать независимую УЗ с эффективным профессиональным менеджментом и прозрачным корпоративным управлением. Цель этого этапа реформы УЗ — создать вертикально интегрированную холдинговую компанию, в которой управление инфраструктурой, пассажирскими и грузовыми перевозками, промышленными предприятиями и т. д. разделены по вертикалям и управляются отдельно.

Нужно создать независимую УЗ с эффективным профессиональным менеджментом
Владимир Омелян,
министр инфраструктуры

Второе — морская отрасль с необходимостью реформирования АМПУ [госпредприятие Агентство морпортов Украины], создания полноценной морской администрации. Мы по‑прежнему будем отстаивать важность приватизации госкомпаний, кроме стратегических. В первую очередь государственных стивидоров [структуры, контролирующие погрузку и выгрузку в портах]. Это может быть продажа или концессия, главное — чтобы актив развивался, наращивал рабочие места, приносил больше денег в бюджеты всех уровней.

На повестке дня остается вопрос создания дорожного фонда, мы будем заново вносить этот законопроект в парламент. В целом я планирую уделять больше времени работе с ВР и профильным комитетом.

Продолжится работа над успешным завершением процесса подписания соглашения Об открытом небе с ЕС. И, конечно, корпоратизация Укрпочты — работа в этом направлении станет более интенсивной.

 

 

Александр Данилюк,

министр финансов, 40 лет

 

CV: До прихода в украинские госорганы работал в инвесткомпаниях. В сентябре 2010‑го, во времена президентства Виктора Януковича, возглавил Координационный центр по внедрению экономических реформ. В июле 2014‑го Порошенко сделал Данилюка представителем президента в Кабмине, а через год — замглавы Администрации президента. Данилюк — один из соучредителей Центра свободной экономики им. Кахи Бендукидзе.

ОТВЕТ: Приоритетами министерства в 2016‑м я считаю возобновление сотрудничества с МВФ и реализацию Коалиционного соглашения, в котором перечислены поставленные перед правительством задания. Также считаю необходимым начать системную реформу сферы госфинансов и усилить роль самого Министерства финансов как функционального, системного инструмента преобразования всех сфер, ведь именно Минфин с помощью механизмов финансирования может стимулировать реформы образования, медицины, социальной сферы и тому подобное.

Еще одним важным направлением работы я считаю прозрачную приватизацию, являющуюся реальным инструментом борьбы с коррупцией, в частности политической.

Кроме того, мы должны наладить систему администрирования налогов, благодаря чему освободится дополнительный финансовый ресурс, который наполнит бюджет страны. И, наконец, мы будем принимать меры для окончательного объединения налоговой и таможни.

 

 

Лилия Гриневич,

министр образования и науки, 50 лет

 

CV: Профессиональную карьеру начинала во Львове, работая учителем в школе. Была директором Центра оценивания качества образования. На выборах в 2012‑м прошла в парламент от ВО Батькивщина, возглавила комитет по вопросам науки и образования. В 2014‑м стала депутатом от Народного фронта.

ОТВЕТ: Моя стратегическая цель — создать такую систему образования, которая будет помогать ребенку стать успешным и занять свое место в жизни независимо от его происхождения и способностей, а взрослым — создаст возможности для обучения на протяжении жизни.

Мы должны существенно изменить украинскую школу, прежде всего содержание образования — чему мы учим детей. Это должно быть образование для жизни. Мы перейдем от трансляции огромного количества знаний и требований (чтобы дети воспроизводили эти знания), к формированию у школьников умений критически мыслить, работать в команде, решать проблемы, самостоятельно искать и анализировать информацию, владеть финансовой грамотностью и навыками предпринимательства, быть готовым учиться на протяжении жизни.

Хочу подчеркнуть: финансовая грамотность и предпринимательство — это не новые предметы для обучения в школе. Это компетентности, которые должны быть развиты у детей в результате обучения, в частности математике.

Мы должны изменить содержание образования, чтобы младшие школьники могли посчитать свой бюджет похода в магазин или зоопарк, а старшие — умели рассчитать проценты по депозиту или свои налоги. Искренне убеждена, что школа — это не только сумма знаний, но и место, где закладываются ценности. И они также должны стать частью содержания образования.

Учебники должны переориентироваться на ребенка
Лилия Гриневич,
министр образования и науки

Одновременно мы должны подготовить учителей к преподаванию осовремененного содержания: изменить подходы к преподаванию в педвузах и повышению квалификации учителей. Новое содержание требует знания новых современных методик и других подходов к оцениванию знаний.

Наряду со стратегическими задачами мы продолжаем реформы высшего образования.

Но есть и ряд неотложных кризисных вопросов. До моего прихода в министерство не были решены вопросы своевременного обеспечения выпускников школ аттестатами и свидетельствами. Мы уже приняли необходимые меры, и хочу успокоить и школы, и выпускников: аттестаты и свидетельства выдадут вовремя. При этом мы удешевили стоимость этих документов, и государство сэкономит бюджетные деньги.

Другой острый вопрос — печать учебников: своевременно издать учебники для 8‑го класса и помочь органам местного самоуправления закупить учебники для 4‑х и 7‑х классов, которые до сих пор не доставлены в школы в полном объеме.

Мы должны срочно решить эти насущные вопросы, но наша стратегическая цель — полностью изменить подход и логистику подготовки и отбора учебников. Учебники должны наконец переориентироваться на ребенка, его возрастные способности и особенности, и на современный смысл.

 

 

Остап Семерак,

министр экологии и природных ресурсов, 43 года

 

CV: Экс-нардеп фракции Народный фронт.

Много лет проработал руководителем секретариата парламентских фракций ПРП Реформы-центр, Наша Украина, Реформы и порядок. Занимал пост замглавы Киевской облгосадминистрации по вопросам внутренней политики и связей с общественностью. С 2007‑го по 2012‑й — нардеп Блока Юлии Тимошенко. С февраля по декабрь 2014‑й — министр Кабмина Арсения Яценюка.

ОТВЕТ: Первое и главное задание я вижу в том, чтобы реорганизовать министерство в прозрачную, продвинутую структуру, способную внедрять современную экологическую политику. Я хочу, чтобы в общественном представлении министерство не ассоциировалось с коррупцией и распилом недр. Наоборот, именно тут может зарождаться новая культура отношения общества к окружающей среде в самом широком понимании этого слова. Отношение к природным ресурсам, которые являются достоянием не только нынешнего, но и следующих поколений, должно определять в том числе и национальные приоритеты.

Начал я работу с организационных моментов. Например, уже на первом аппаратном совещании принято решение о быстром переходе на электронный документооборот — по крайней мере, в рамках министерства — и внедрение открытых электронных сервисов. Дико выглядит, когда в министерстве экологии сотрудники носят за собой сотни бумажек!

Второй приоритет — министерство должно стать локомотивом роста ВВП благодаря эффективному управлению.

Третье задание — формирование стратегических приоритетов в экологической политике, которые бы отвечали Соглашению об Ассоциации с ЕС.

Из проектов, которые уже можно презентовать и выносить на общественное обсуждение — новая концепция развития Чернобыльской зоны отчуждения. Есть разные идеи — от развития здесь биосферного заповедника до создания научной базы по изучению последствий и предотвращения катастроф. Кроме того, я сторонник идеи создания в Украине полного ядерного цикла, то есть, захоронения ядерных отходов на территориях, которые будут всегда непригодными для жизни. Этот проект имеет экономическую целесообразность, и выводит Украину на качественно новый технологический уровень.

Считаю, что нам срочно необходима реформа Экологической инспекции. Из коррупционной пирамиды она должна превратиться в эффективный прозрачный сервис.

Отдельный вопрос — кадровая политика. Во всей структуре Минэкологии, в том числе и во главе госпредприятий, подчиненных министерству, должны работать люди с современным мышлением и безупречной репутацией. Надеюсь на поддержку общественности в контроле за работой каждого.

 

 

Тарас Кутовой,

министр аграрной политики и продовольствия, 40 лет

 

CV: В 2004–2009 годах был финансовым директором инвестиционной компании XXI век. После руководил агрохолдингом Райз.

В 2012 году прошел в парламент от партии УДАР, был первым замглавы комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений. На выборах в 2014‑м попал в Раду по одномандатному округу.

ОТВЕТ: Если говорить о кадровом видении, в министерстве будут проанализированы предыдущие достижения, посмотрим планы на следующие месяцы. Тогда я и определюсь с результатами: на кого можно положиться, а на кого — нет.

Второе, о чем нужно говорить,— это вхождение в переговорный процесс (вместе с Минфином, МВФ) касательно пересмотра условий и границ работы агропромышленного комплекса, прежде всего в контексте государственной поддержки и налогового регулирования. Это то ключевое, что требует быстрых решений. На этом мы сосредоточимся.

Очень часто в медиа сегодня говорится о каких‑то катастрофических кадровых изменениях, которые планируются. Я пришел повышать эффективность министерства и достигать целей, а не менять людей. Если замена людей — элемент повышения эффективности, она будет происходить.

Я пришел в министерство в сложный период — мы в процессе посевной. Хочу, чтобы мы существенно повысили уровень взаимодействия, прежде всего, с малыми и средними предпринимателями, которые сегодня ждут открытого диалога.

С точки зрения человеческих отношений — что было раньше и останется сейчас — нулевая толерантность к коррупции. Любые неэтические вещи в министерстве недопустимы. Я буду лично прикладывать все усилия для того, чтобы тот, кто не дай Бог будет иметь к этому отношение, был наказан. И чтобы это было сделано публично и доведено до конца.

 

 

Евгений Нищук,

министр культуры, 43 года

 

CV: Народный артист Украины, актер, голос обоих Майданов. Был министром культуры в первом правительстве Арсения Яценюка в 2014 году.

ОТВЕТ: Одно из главных заданий сегодня — вернуть доверие к Минкульту. Я хочу создать совет министра в дополнение уже существующим институциям. Это должен быть пул интеллектуалов, с которым вместе мы бы проработали план действий.

Путеводителем должны стать наработки, созданные вне Минкульта,— стратегия Культура-2025, работа РПР [Реанимационного пакета реформ] Культура, Конгресса активистов культуры, Альянса культуры и других. У меня уже было несколько встреч с представителями культурной общественности, я принял участие в Конгрессе активистов культуры, также у меня была достаточно продуктивная встреча в Минкульте. Уверен, такие шаги сотрут границы между государственной и негосударственной культурой, они должны быть уравнены в правах, именно это поможет “сшить” страну. Рад, что мы договорились о координации действий, дальнейшей коммуникации и проработке списка приоритетов.

Мы должны декоммунизировать сам Минкульт
Евгений Нищук,
министр культуры

Мы должны декоммунизировать сам Минкульт и отказаться от исключительно технического функционала — распределения средств. Также я хочу создать департамент по развитию современных культурных индустрий. Министерство должно стать той платформой, которая поможет воплотить идеи наших талантливых художников в разных жанрах и продуцировать их в мир.

Вижу большие перспективы и в работе с европейскими партнерами. Министерство может стать гарантом, но не должно вмешиваться в распределение денег тех или иных программ. Государству также необходима разветвленная система культурно-информационных центров заграницей. Пришло время вместе с традиционным достоянием показать современное искусство Украины — актуальное, интересное, острое, самобытное. Буду очень рад активно сотрудничать с инициативой Культурная дипломатия Украины от МИДа.

 

Материал опубликован в НВ №15 от 22 апреля 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: