8 декабря 2016, четверг

Все в Сеть. Украинский рынок электронной коммерции стоит на пороге масштабных перемен

В отличие от развитых рынков, в Украине все еще много ниш, в которых доля онлайн-продаж товаров невелика
Фото: rmnt.ru

В отличие от развитых рынков, в Украине все еще много ниш, в которых доля онлайн-продаж товаров невелика

Потенциал роста сектора электронной коммерции исчисляется сотнями процентов на горизонте в 3-5 лет. Расти ему есть куда – на онлайн-продажи в Украине приходится 2% против более 10% в странах Европы

Глобальный рынок e-commerce растет сумасшедшими темпами – на 18-23% ежегодно и в 2015 году, по данным AT Kearney, должен достичь $ 1,5 трлн. Для сравнения темпы роста всего глобального ритейла – 5-6% в год.  

Доля online-продаж в общей структуре мировых розничных продаж составила более 7% в 2015 году, а в таких странах как Великобритания, Норвегия и Финляндия достигла 14% и 10-11% соответственно.

В Украине уровень проникновения e-commerce отстает от общемировых тенденций – на текущий момент лишь около 2% розничных продаж в Украине приходится на продажи в Сети, а весь рынок оценивался в $1,6 млрд по результатам 2014 года (данные УАДМ, только B2C-продажи новых товаров). Однако эксперты прочат дальнейшее быстрое проникновение online-продаж. Его причины игроки рынка обсуждали накануне в рамках масштабного форума E-Commerce Congress, посвященного вопросам организации этого бизнеса. Речь идет о следующих трендах:

  • Сохранение конкурентного преимущества онлайн-ритейлеров за счет предоставления более низких цен, широкого ассортимента и удобства сопоставления предложений продавцов по сравнению с традиционной розницей
  • Дальнейшее повышения доли жителей Украины – постоянных интернет-пользователей: на сегодняшний момент около 50-60% населения Украины имеет постоянный доступ к сети (по данным разных источников, в том числе Factum Group, GfK; по данным МСЭ этот показатель еще ниже), в то время как в США этот показатель составляет 78%, в Великобритании – 84%, Германии – 83%, Норвегии – 97%
  • Постепенное изменение структуры населения Украины в разрезе возрастных групп с превалированием поколений с более высоким уровнем культуры работы в сети. Согласно данным компании Nielsen, 52-63% населения Земли в возрасте 21-35 лет (поколение millennials) собирается осуществить покупки в сети в течение следующего года, в то время как для поколения X (35-49 лет) этот показатель составляет 25-30%, для поколения baby boomers (50-64 года) – 6-13%
  • Запуск 3G-связи и устойчивый рост количества обладателей смартфонов в Украине. В мире уже более 30% транзакций в Сети осуществляется с мобильных устройств. Если в 2013 году пользователями смартфонов были лишь 9% населения Украины, то в 2015-м – уже каждый четвертый
  • Увеличение числа постоянных пользователей платежных карт и иных систем электронных расчетов. На сегодняшний день основным способом оплаты для украинцев остается расчет "из рук в руки" при получении товара – им пользуются 85-90% покупателей (для сравнения в Люксембурге 99% расчетов осуществляется в электронной форме). С начала года Национальным банком Украины проделана большая работа по подготовке выхода на рынок Украины платежных систем PayPal, GoogleWallet, ApplePay и других.
  • Усовершенствование системы доставки, в том числе, за счет роста количества точек выдачи товара, использования нетрадиционных форматов доставки, например, через почтоматы.

На рынке могут произойти достаточно серьезные изменения: практически монопольное положение Розетки, миноритарный пакет которой не так давно приобрел фонд прямых инвестиций под управлением компании Horizon Capital, в сегменте электроники, а также выход маркетплейса в другие рыночные сегменты, тем не менее, не означает, что компания покроет весь рынок. Остаются возможности для развития нишевых e-ритейлеров. Например, в вертикалях рынков одежды и обуви, продажи авиабилетов и сервисов бронирования гостиниц, косметики, детских товаров есть свои признанные лидеры. В отличие от развитых рынков, в Украине все еще невелика доля онлайн-продаж товаров повседневного спроса, стройматериалов, спортивных товаров, услуг.

С другой стороны, рост количества трансграничных сделок с тех же EBay и Amazon, а также расширение присутствия на украинском рынке AliExpress и JD.com с их широчайшим ассортиментом, низким уровнем цен на товары и бесплатной доставкой на большинство товаров по всему миру, может существенно повлиять на расстановку сил в целых сегментах online-индустрии, в том числе, и на позиции лидеров рынка.

Что же касается украинских игроков, важным трендом будет оставаться построение бизнеса на базе мультиканальности продаж: интернет-магазины будут открывать шоурумы (как делает та же Розетка), в то время как традиционный ритейл будет идти в онлайн-торговлю (примеры Foxtrot и Comfy, Helen Marlen, Intertop).

Также можно говорить о перспективах роста В2В-сектора, выраженного в виде государственных и коммерческих закупок, малых B2C и С2С на базе классифайдов и социальных сетей.

С точки зрения операционных особенностей ведения бизнеса, постепенно онлайн-торговцы будут вырабатывать более персонифицированный подход к клиентам за счет накопления информации о предыдущих покупках и изучения поведенческих моделей: понятия big data, user experience и customer care уже не первый год являются одними из ключевых парадигм операторов рынка, направленных на повышение уровня конверсии.

В целом, игроки рынка называют 2015 год достаточно непростым для отрасли e-commerce в Украине, однако отмечают, что не ожидают ухудшения ситуации и с оптимизмом смотрят в будущее. По словам многих из них, если долларовые доходы по отрасли упали (по данным Украинской ассоциации директ-маркетинга, за первые шесть месяцев 2015 года оборот e-commerce сократился на 30–40% в долларовом эквиваленте), то в гривне рынок показывает устойчивый рост. При условии улучшения ситуации в экономике все игроки ожидают постепенного роста как количества совершаемых покупок, так и среднего чека – потенциал роста сектора исчисляется сотнями процентов на горизонте в 3-5 лет.

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: