5 декабря 2016, понедельник

Война.net, Рост.da. В Украине набирает обороты рынок виртуальной торговли

ВЫИГРЫШНЫЙ ВАРИАНТ: Гендиректор Rozetka.ua Владислав Чечеткин не прогадал, когда решил не привязывать цены на импортную электронику к курсу доллара
Фото: Александр Медведев

ВЫИГРЫШНЫЙ ВАРИАНТ: Гендиректор Rozetka.ua Владислав Чечеткин не прогадал, когда решил не привязывать цены на импортную электронику к курсу доллара

Война и финансовый кризис открыли новые возможности перед одним из самых быстрорастущих рынков в стране — онлайн-коммерцией

Интернет-торговцы не знают слов война и кризиc. В их лексиконе — другое ключевое понятие: рост продаж.

Николай Палиенко, генеральный директор одной из крупнейших торговых онлайн-площадок Prom.ua, рассказывает, что его компания смогла продать за прошлый год на 70 % больше, чем в 2013‑м. Гендиректор компании Portmone.com Игорь Горин говорит, что объем услуг оплаты коммунальных, мобильных и других счетов через его систему и вовсе растет “колоссальными темпами”.

Схожим образом описывает итоги 2014 года и Владислав Чечеткин, генеральный директор Rozetka.ua, крупнейшего интернет-магазина, специализирующегося на продажах электроники и бытовой техники.

“Проиграли только те, кто жестко привязывал цены к курсу доллара. Те же, кто не спешил повышать цены, нарастили продажи”,— это его слова.

Обобщенных данных об успехах всего украинского онлайн-рынка в 2014‑м пока нет. Но за последние несколько лет он стабильно растет на 25–35 % в год. И война не изменила этой тенденции: по словам Александра Ольшанского, президента интернет-компании Imena.ua, кризис в стране лишь замедлил темпы роста, но в целом объем продаж в сети увеличился. В докризисном же 2013 году, как показывает исследование Украинской ассоциации директ маркетинга (УАДМ), объем рынка онлайн-коммерции составлял $2 млрд, что сопоставимо с той суммой, которую страна получает в год за перекачку российского газа.

Беда — не беда

Лучше всего в сети, по данным УАДМ, продается бытовая техника — более 50 % объема онлайн-торговли. Причем по некоторым группам товаров в сегменте бытовой техники и электроники доля их интернет-продаж, как уточняет Дарья Перекосова, аналитик исследовательской компании GfK Ukraine, уже сопоставима с европейскими странами.

Второе по популярности направление продаж через сеть — железнодорожные и авиабилеты. На этот сегмент пришлось 13,8 % объема рынка интернет-торговли.

Третье место заняла одежда и аксессуары 7,5 %. Под последними может скрываться все что угодно: по словам Андрея Логвина, основателя интернет-магазина ModnaKasta, в прошлом году значительно росла продажа дешевых товаров, например чехлов для мобильных телефонов.

Набирает обороты и торговля продуктами питания — большинство участников рынка считают именно этот сегмент самым перспективным на ближайшие пять лет. Потенциал роста “зашит” в курсовой неустойчивости национальной валюты и особенностях работы обычных супермаркетов.


УРОЖАЙНЫЙ ГОД: Николай Палиенко, директор торговой площадки Prom.ua, достиг в 2014 году 70% роста продаж, несмотря на ситуацию в стране


Как объясняет Палиенко из Prom.ua, ажиотажные “пропадания” гречки, муки или сахара с полок магазинов случаются из‑за того, что супермаркеты возвращают деньги за товар поставщикам лишь спустя три месяца, когда курс гривны может сильно измениться.
Из-за этого никто не хочет поставлять им продукты при резких курсовых колебаниях. “В интернете таких проблем нет: продажа осуществляется сразу, деньги поступают сразу,— рассуждает Палиенко.— Поэтому если бы я открывал сейчас интернет-магазин, я бы запустил какой‑нибудь grechka.ua или sahar.ua”.

Вообще, к рынку онлайн-продаж отлично подходит житейская мудрость “что ни делается — все к лучшему”. Нынешний кризис стал, например, катализатором для роста вторичных продаж через интернет.


УРОЖАЙНЫЙ ГОД: Николай Палиенко, директор торговой площадки Prom.ua, достиг в 2014 году 70% роста продаж, несмотря на ситуацию в стране
УРОЖАЙНЫЙ ГОД: Николай Палиенко, директор торговой площадки Prom.ua, достиг в 2014 году 70% роста продаж, несмотря на ситуацию в стране


“Просто полюбопытствуйте, что на авторынке творится. Сколько сейчас хороших автомобилей на сайтах по смешным ценам продаются. Достаточно устойчивый тренд и в детском сегменте, где люди все больше и больше норовят продать вещи, которые ребенок носил всего пару месяцев”,— подчеркивает Валентин Калашник, президент УАДМ.

По его словам, порталы, которые создают возможность для продажи подобных товаров, вроде Prom.ua или Slando, будут расти темпами, превышающими рынок.

Усугубление кризиса будет и дальше выдавливать товары с полок обычных магазинов в интернет. По словам Палиенко, когда дорожают деньги, а складские запасы истощаются, поставщики хотят повышать оборачиваемость. Если раньше можно было завезти товар куда‑нибудь в Полтаву и “подморозить” его на три-четыре месяца на полке магазина, то сейчас этого делать никто не станет. Гораздо проще и дешевле продавать товары дистанционно и доставлять по первому требованию.

“И чем глубже будет кризис, тем большая доля товара будет продаваться таким образом”,— говорит гендиректор Prom.ua.

Онлайн-продажи толкает вперед не только кризис, но и то, что под рынок уже сформировалась необходимая для него инфраструктура. В стране действует несколько развитых логистических компаний, например Нова пошта, Мист Экспресс, Ин-Тайм — и платежные системы вроде Portmone, подчеркивает Палиенко.

“Мы работаем также в Беларуси, Казахстане, России: нигде проблема логистики в рамках страны не решена так, как у нас”,— рассказывает глава Prom.ua.

Представители сервисов, обслуживающих онлайн-торговлю, заявляют: рынок онлайн-платежей сейчас переживает взрывной рост. Только месячный оборот Portmone.com в январе достиг 350 млн грн, а в феврале — уже 500 млн грн.

“Это даже нельзя сравнивать с тем, что было еще год назад”,— говорит Горин. В прошлом году оборот компании составил 2,8 млрд грн.

Причин здесь, по его словам, несколько.

“Во-первых, увеличение пользователей интернета и то, что его проникновение в повседневную жизнь превысило определенный психологический порог, после чего начал срабатывать так называемый закон 5 %, или, другими словами, стадное чувство”,— говорит Горин.

Вторая причина — это война. “Звучит кощунственно и грустно, но война в Донбассе создала очень серьезный спрос на услугу переводов денег с карты на карту”.

И все же участники рынка констатируют, что оплата товаров в интернет-магазинах находится все еще в зачаточном состоянии. Для многих карта нужна только для обналичивания в банкомате, потому что люди боятся аферистов, а у кого‑то есть страх перед электронной квитанцией. “Как раз здесь и скрывается огромный потенциал рынка, а перспективы приобретают четкие очертания”,— резюмирует Горин.


ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ: Растущий рынок интернет-торговли — идеальное место для развития сервисов электронных платежей, таких как Portmone.com (на фото — гендиректор компании Игорь Горин)
ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ: Растущий рынок интернет-торговли — идеальное место для развития сервисов электронных платежей, таких как Portmone.com (на фото — гендиректор компании Игорь Горин)


Издержки роста

Онлайн-торговля развернулась бы в Украине еще шире, но ее сдерживает ряд факторов.

Со страхами клиентов — невозможности пощупать товар, оценить его качество, а также опасениями быть обманутыми,— торговцы постепенно справляются: онлайн-магазины дают возможность выбора, обмена товара и оперативно реагируют на критику. По крайней мере, об этом заявляет Чечеткин.

Чтобы разрешить проблему окончательно, в стране нужно узаконить электронную коммерцию, чего до сих пор не сделано. В прошлом году Верховная рада в первом чтении проголосовала за соответствующий закон, но дальше дело не пошло.
Впрочем, онлайн-торговцам внимание и поддержка государства не очень и нужны.

“Главная просьба — не вмешиваться,— говорит Горин.— Мы 13 лет развиваем этот бизнес без помощи государства, налоговых льгот, программ, всегда работая “в белую”, с уплатой всех налогов”.

Для участников рынка куда более весомым сдерживающим фактором является технологическое отставание Украины. Так, услуга связи третьего поколения 3G, позволяющая активизировать продажи через мобильные устройства, появится в городах-миллионниках в лучшем случае через шесть месяцев, а по всей стране — не ранее чем через полтора года. Да и по распространению обычного интернета страна далека от развитых рынков: в США этот показатель составляет 85 %, в Европе — 77 %, а в Украине — лишь 55 %.

Скоро ситуация должна улучшиться. Развитие 3G приведет к тому, что в ближайшие десять лет доля интернет-продаж, по оценкам Калашника, увеличится с 2 % до 12 %.

При этом через два три-года, как считает Палиенко, заказывать с мобильных устройств будут больше, чем со стационарных.

Только вперед

За те несколько часов, на протяжении которых был написан этот текст, в мире через интернет продали товаров на $95 млн. Это данные портала evermerchant.com, постоянно отслеживающего объемы глобальной онлайн-торговли.

Доля Украины в этом процессе все еще мала. Но потенциал огромен. На интернет-продажи в стране приходится пока лишь 2 % от общего товарооборота. Тогда как в Германии и Франции, по данным исследовательской компании Morgan Stanley Research, доля интернет-торговли достигает 10 %, в США и Великобритании — 12 %, а в Южной Корее и Японии — все 18 %.

“Рынок в Украине будет и дальше развиваться, причем гигантскими темпами”,— уверена Юлия Марищук, экс-гендиректор торговой онлайн-площадки Aukro.ua.

Материал опубликован в №8 журнала Новое Время от 6 марта 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: