6 декабря 2016, вторник

Война в Донбассе обеспечила украинский КрАЗ крупнейшим в истории госзаказом

комментировать
Директор КрАЗа Роман Черняк надеется обеспечить своими машинами армию и Нацгвардию
Фото: Александр Медведев

Директор КрАЗа Роман Черняк надеется обеспечить своими машинами армию и Нацгвардию

Вооруженное противостояние на востоке Украины вдохнуло новую жизнь в автогигант КрАЗ, который поставил на фронт семейство новейших броневиков

О такой бесплатной рекламе АвтоКрАЗ — производитель грузовой автотехники из Кременчуга — недавно и мечтать не мог: более 8 млн телезрителей. Именно столько людей видели в День независимости идущие по киевскому Крещатику в парадном строю кременчугские бронетранспортеры Spartan и Cougar. Среди этих миллионов оказался и реальный клиент — Кеннет Минимах, начальник генштаба Нигерии, специально приехавший в Киев ради украинской техники. Спустя неделю после парада, по словам директора КрАЗа Романа Черняка, нигерийцы прибыли в Кременчуг оформлять покупку броневиков.



Впрочем, эффектная телекартинка — не самое главное, что привлекло к продукции КрАЗа, контролируемого бизнесменом Константином Жеваго, покупателей. Черняк уверен: заказчики не пошли бы на сделку, не зная, что военная техника востребована внутри Украины. А сегодня родина закупает ее много: из‑за конфликта на востоке предприятие получило крупнейший в своей истории госзаказ от Нацгвардии.

370 машин на сумму около 361 млн грн — тягачи, бронированные и бортовые грузовики, спецмашины, платформы, прицепы, ремонтные мастерские — так очертил недавно масштабы заказа глава МВД Арсен Аваков. И в дополнение — 20 бронеавтомобилей спецназа Cougar и 21 броневик Spartan.

Для предприятия с оборотом в 800 млн грн и сбытом в 930 машин по итогам прошлого года это колоссальная закупка и дорожная карта по выходу из затяжного кризиса. Благодаря заказу до конца 2014‑го продажи КрАЗа составят 1,2 тыс. машин. Могло быть больше, но помешали перебои с поставкой комплектующих из зоны АТО, говорят на заводе.

Война зовет

В конце 1980‑х предприятие выпускало в год до 30 тыс. грузовиков различных модификаций. С приходом независимости спроса не стало. КрАЗ вздохнул свободней лишь в середине 2000‑х благодаря контракту с Ираком на $110 млн — страна, отстраивающаяся после войны, закупила свыше 2,2 тыс. различных машин. После был рост продаж, и на пике завод выпускал 4 тыс. автомобилей в год. Однако финансовый кризис практически свел к нулю внутренние закупки. Дно было достигнуто в 2012‑м, который КрАЗ завершил с убытком в 200 млн грн. Дальше могло быть и хуже: недавнее введение утилизационного сбора в России практически поставило крест на одном из ключевых для КрАЗа рынков.

Заказали 370 машин на сумму около 361 млн грн 

Не было бы счастья, да несчастье помогло: военный конфликт привел в Кременчуг очень серьезного заказчика — государство.

Сейчас территория завода в 150 га с невзрачными коробками цехов кажется пустынной. Но это не означает, что предприятие вымерло. Накануне посещения завода НВ МВД буквально опустошило все площадки с техникой. Бронированные машины, производством которых КрАЗ занялся год назад, собираясь подзаработать на миротворцах в Африке, сегодня оказались самой востребованной техникой для защитников Украины.

По огромной заводской территории завода передвигаются на легковушках — на ходьбу сейчас нет времени: кроме новых заказов от МВД, поджимают и другие клиенты. По просьбе журналистов директор находит несколько минут и подъезжает к цеху регламентных работ для фотосъемки. Буквально на бегу успевает осмотреть агрегаты военного грузовика Спецназ, почти готового к отправке в Нацгвардию. Показать новейшие разработки завода — бронированные машины Shrek, Spartan, Cougar — отказывается: в закрытый от посторонних глаз цех пускают лишь покупателей.

В стиле милитари

Первый пробный шаг на поприще бронетехники КрАЗ сделал в середине 2000‑х, создав с канадско-эмиратской фирмой Streit Group грузовик с элементами бронезащиты КрАЗ Raptor. После долгого перерыва к бронетехнике завод вернулся в 2013 году, разработав с фирмой из Объединенных Арабских Эмиратов Ares Security Vehilcles бронетранспортер ASV Panther. Машину делали на базе трехосного грузовика КрАЗ-6322 с колесной формулой 6х6 либо на основе двухосного полноприводного КрАЗ-5233. Броневик представили на международной военной выставке IDEX в феврале 2013 года. “Грубовато, но мощно”,— написал об этой модели российский отраслевой журнал Авторевью. Машину заприметили в ООН и закупили пробную партию.



С фирмой из ОАЭ дела не задались, и в прошлом году КрАЗ сменил партнера на старого знакомого — Streit Group. Партнеры разработали новую версию Panther — бронемашину высокой проходимости для работы на взрывоопасных участках КрАЗ Shrek One. Сегодня это топовая модель в линейке КрАЗовской бронетехники.

Для ее создания конструкторы, по словам Черняка, изучили потребности миротворческих миссий, а также присмотрелись к продукции единственных на тот момент конкурентов — американской Buffalo и южноафриканской Casspir.

В итоге на заводе в короткие сроки создали конкурентоспособную машину, утверждает директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак.



Владелец Streit Group Герман Гуторов отмечает, что изначально КрАЗовские броневики создавались с прицелом на заказчиков с Африки и должны были выполнять мирные задачи — перевозить людей в опасных зонах. Но затем появились различные варианты, в том числе оборудованные башней, ракетами и автоматическим оружием. Сейчас есть три модификации Shrek: скорая помощь, автомобиль разминирования и машина для перевозки личного состава. По словам Гуторова, партнеры продали уже 50 таких машин. В последнее время, кроме миротворческих миссий, к машинам стали проявлять интерес африканские правительства.

КрАЗ не стал останавливаться на достигнутом и разработал вместе со Streit Group целую линейку бронированных джипов. Среди них — Spartan, на базе американского пикапа Ford 550 и Cougar, имеющий в своей основе внедорожник Toyota Land Cruiser одного из прежних поколений. Первая КрАЗовская модель стоит 5 млн грн, вторая — немного дороже.



Cougar больше подходит для боев в городских условиях. Spartan же — многофункциональный броневик, на который могут устанавливаться различные виды боевых модулей и башен. Он производится не только в Украине. Но модель была адаптирована к местному рынку. К примеру, бензиновый двигатель заменили на дизельный, покрышки приспособили к черноземам, а стоимость сделали ниже, чем у зарубежных аналогов. Украинская составляющая в обеих машинах невелика — до 15 %.

Иное дело Shrek One. “Бронекузов и элементы защиты — разработка Streit Group, наши — шасси, двигатель, силовая установка, питание, выхлоп, дополнительное оборудование”,— говорит Черняк.

По словам руководителя КрАЗа, общее количество продаж армированной техники уже перевалило за сотню. Долевое участие завода и Streit Group в проекте — 50 / 50. Приблизительный подсчет показывает, что проект уже принес партнерам за полтора года не менее 500 млн грн. Для КрАЗа даже половина этой суммы — внушительный куш. Гуторов уверен, что это лишь начало. “В зависимости от принятия правительствами программ перевооружения и потребностей негосударственного сектора рынок может колебаться от 200–300 до нескольких тысяч таких автомобилей в год”,— уверен он.

Объявленное в последнее время перевооружение украинской армии — как раз тот случай. Министр финансов Александр Шлапак заявил, что в следующем году на нужды армии будет потрачено 63 млрд грн — в 3,5 раза больше, чем в нынешнем. Часть этих денег перепадет КрАЗу.



“В украинской армии порядка 2 тыс. автомобилей ГАЗ-66, которые годятся для того, чтобы довезти солдат на учения, но не для боевых действий”,— говорит Юрий Карин, военный эксперт группы Информационное сопротивление. Он оценивает потребность Украины в бронетранспортерах несколькими тысячами единиц.

Кременчугскими машинами интересуется не только государство. Как рассказал волонтер Юрий Бирюков, известный в соцсетях под именем Феникс, в середине сентября его группа Крылья Феникса и фонд Территория жизни начали сбор средств на закупку 10 автомобилей Spartan и двух бронемашин Shrek для поставки в зону АТО. По его словам, стоимость этой закупки превышает 66 млн грн. Бирюков надеется, что нужную сумму удастся собрать за несколько недель.

Хотя в Украине бронированные автомобили выпускают еще три предприятия — НПО Практика, Машиностроительный завод им. Малышева и Николаевский бронетанковый завод,— по соотношению цены, скорости изготовления и техническим характеристикам КрАЗу, как считает Бирюков, нет равных.

Мирные перспективы

По итогам нынешнего года кременчугские автопроизводители планируют выручить порядка 1 млрд грн, то есть на 200 млн больше, чем в 2013‑м. И в этой сумме значительная доля именно военных заказов. Но в дальнейшем делать ставку исключительно на бронетехнику завод не собирается — по словам Черняка, этот рынок слишком нестабилен.

Поэтому компания расширяет линейку гражданских автомобилей. Сейчас в заводских цехах уже готовы выпускать малотоннажные автомобили на 3 т и 5 т. Кроме того, КрАЗ производит различные спецавтомобили на базе своих основных моделей: зерновозы, автомобили-пылесосы для городских улиц, мусоровозы, илососы, технику для очистки аэродромов. “В Москве не так давно закрылся ЗИЛ, выпускавший коммунальную технику для города, и его никто не заменил. Мы это сделаем”,— не теряет оптимизма директор КрАЗа.


Фото: Александр Медведев
Фото: Александр Медведев


Однако не все так радужно. Руководитель информационно-аналитического проекта AUTO-Consulting Олег Омельницкий говорит, что отобрать долю даже внутреннего рынка у извечных конкурентов — российского КАМАЗа и белорусского МАЗа — украинскому производителю будет сложно. В последнее время их ежегодные продажи — 800 и 200–400 единиц соответственно — заметно превышали КрАЗовский результат в 50 штук в год.

И значительно потеснить конкурентов кременчугцам в ближайшей перспективе будет не по силам, уверяет эксперт. Хотя бы потому, что КрАЗ не выпускает всего спектра необходимых рынку моделей. Конкурировать с россиянами и белорусами отечественные машиностроители смогут лишь в сегменте строительной техники и аграрных зерновозов и при условии, что будут развивать дилерскую сеть и сервисные центры. А также если предложат программы лизинга.

В любом случае ставка на мирную технику может сработать лишь после окончания АТО и стабилизации экономики. Потому что за восемь месяцев этого года, по данным AUTO-Consulting, в стране купили лишь около 1,1 тыс. грузовиков массой 3,5 т и 550 машин массой свыше 16 т. В прошлом году эти показатели были минимум в полтора раза выше. “Если растет экономика, повышается и спрос на тяжелые грузовики. Он является индикатором развития”,— говорит Омельницкий. И добавляет, что в хорошие времена на рынке продавалось до 4,5 тыс. грузовиков всех модификаций.

Шансы на успех у предприятия все равно будут. “КрАЗ не просит преференций у государства, что делает им честь и говорит о конкурентоспособности”,— считает Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров.

Материал опубликован в №21 журнала Новое Время от 3 октября 2014 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: