22 августа 2017, вторник

Внуки Гагарина: Илон Маск, Джефф Безос оттесняют государственные проекты в космической гонке

МАСШТАБНАЯ ЛИЧНОСТЬ: Илон Маск стоял у истоков платежной системы PayPal, а затем занялся космическими ракетами. На фото — он и космический корабль Dragon V2

МАСШТАБНАЯ ЛИЧНОСТЬ: Илон Маск стоял у истоков платежной системы PayPal, а затем занялся космическими ракетами. На фото — он и космический корабль Dragon V2

Успешные бизнесмены оттеснили государственные проекты в космической гонке. Первую скрипку играет создатель Tesla Илон Маск, а ему в затылок дышит глава Amazon Джефф Безос

С самого начала космической эры лишь малая толика из того “железа”, что человечество отправляло за пределы земной атмосферы, возвращалась на Землю, иронизирует обозреватель американского Forbes Алекс Кнапп.

В основном возвращаются крошечные капсулы с астронавтами. Полностью с орбиты возвращаются только шаттлы — за исключением случаев, когда происходят катастрофы.

А гигантские ракеты-носители, многотонные конструкции с разгонными ступенями стоимостью в сотни миллионов долларов сгорают в атмосфере, тонут в океанах или производят ковровое бомбометание обломками в сибирской тайге.

Однако в скором времени все изменится, убежден Кнапп. Инициированная американским миллиардером и изобретателем Илоном Маском космическая гонка XXI века подразумевает использование многоразовых носителей. Такая технология в разы удешевляет космические полеты и способна буквально катапультировать человечество в космос. Причем по пути Маска идет еще один богатый бизнесмен, одержимый освоением околоземного пространства,— Джефф Безос.

"Разбогатевшие на интернет-новациях миллиардеры осмелились вступить в схватку с технологиями, которые доминировали в космической индустрии десятилетиями", — отмечает американский обозреватель Эрик Бергер.

И это как раз то, что надо было сделать давным-давно, считает он. Да, NASA создает потрясающие вещи — такие как отправка зонда к Плутону или путешествия роботов по Марсу. Но за 50 лет агентство так и не смогло сделать то, что действительно изменило бы отношение к космосу. А именно — удешевление космических полетов.

 

Великий оптимизатор

Моложавый и улыбчивый. Настоящий гик и ботан, которому наплевать на свой имидж. Отважный исследователь непознанного. Инженер, бросающий вызов всем стереотипам технологической индустрии. Талантливый новатор и умелый менеджер. Любимец американских сенаторов и конгрессменов. Отец пятерых детей, решившийся на развод с их матерью.

Все это — про Илона Маска, человека, стоявшего у истоков международной электронной платежной системы PayPal, а затем основавшего производителя космических ракет Space X и автомобильную компанию Tesla Motors.

 


КОСМИЧЕСКИЙ РАЗМАХ: Джефф Безос сначала создал интернет-империю Amazon, а потом увлекся космосом
КОСМИЧЕСКИЙ РАЗМАХ: Джефф Безос сначала создал интернет-империю Amazon, а потом увлекся космосом


 

Маск словно сошел со страниц научной фантастики. Актер Роберт Дауни-младший говорил, что образ Тони Старка из франшизы Железный человек навеян Маском. Неизвестно, есть ли у него костюм сверхчеловека, как у Тони Старка, но аналогичные намерения по спасению мира точно присутствуют. Главное, что объединяет реального бизнесмена с экранным изобретателем, регулярно спасающим мир то от террористов, то от пришельцев,— это умение воплощать свои мечты.

У широкой общественности имя Маска ассоциируется с электромобилями Tesla. Изобретатель многое сделал на пути к своей мечте — солнечной энергетике. Он является главным популяризатором идеи о том, что, если бы человечество научилось утилизировать хотя бы 1% всей энергии Солнца, то перестало бы нуждаться в атомных электростанциях и любых других энергетических ухищрениях.

Tesla и сопутствующая инфраструктура — большой шаг на пути к этой мечте. Параллельно Маск уже давно идет к еще более масштабной идее: уже более десяти лет его компания Space X шаг за шагом оттесняет национальное агентство NASA в космической гонке.

Разбогатевшие на интернете миллиардеры вступили в схватку с космическими технологиями
Эрик Бергер, обозреватель

Впервые состыковав с Международной космической станцией (МКС) свой шаттл многоразового использования Dragon в марте 2014 года, Маск показал серьезность своих намерений.

Момент был выбран удачно. Космическая программа NASA зашла в тупик. Старые добрые шаттлы, которые были поводом для гордости американских школьников еще в 1970‑х, прекратили космические вылеты. Они безнадежно устарели, обходились дорого и постоянно ломались. Сложилась парадоксальная ситуация: для полетов на МКС и вывода на орбиту банальных телекоммуникационных спутников американскому космическому агентству требовались услуги российского Роскосмоса.

Корабли многоразового использования Союз, которые выводятся на орбиту при помощи ракеты-носителя образца 1960‑х,— это своего рода космический автомат Калашникова. И долго так продолжаться не могло.

Исправить этот политический нонсенс NASA смогло только с помощью Маска. Собственные программы агентства по созданию шаттла и ракеты-носителя нового поколения все больше напоминают долгострои социалистической эры — годы идут, а прогресс минимален.

Вот тут Маск и его Space X оказались кстати. Первая задача, которую ставил перед собой изобретатель,— сделать полноценный шаттл Dragon, способный отправляться в космос “верхом” на ракете-носителе Falcon и возвращаться назад на Землю.

Эта задача была реализована в 2014 году. Так, Маск стал главным перевозчиком NASA, получил солидный контракт и обзавелся славой национального героя, ведь он избавил Америку от позорной зависимости от Роскосмоса.

И это самое малое из его достижений. Главное, чего добился Маск,— перевел космическую гонку в новую, экономическую, плоскость. Основной его целью является переход космической индустрии на использование многоразовых ракет-носителей, которые выводят на орбиту шаттлы и прочие грузы.

Как и в случае с большинством других инноваций Маска, идея не нова. Однако ее реализация всегда упиралась в ряд сложных технологических задач. Ракета, которая просто летит вверх, отстреливая ступень за ступенью, а потом падает в океан, и ракета, которой потом предстоит приземлиться в заданной точке,— две совершенно разные конструкции.

Space X не раскрывает всех подробностей, однако эксперты предполагают, что количество различных ноу-хау для создания Falcon 9 зашкаливает. Так, бывший инженер NASA Стив Поулус, работавший в программе шаттлов, уверен, что инженеры Маска разработали для корпуса ракеты особый композитный сплав, который способен выдерживать температурные колебания от –150°С до 500°С. Именно такие испытания выпадают на долю ракеты при взлете, а затем двукратном прохождении сквозь атмосферу.

  


ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ: В феврале 2015-го с мыса Канаверал в космос взмыл Falcon 9 — самый успешный корабль Маска
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ: В феврале 2015-го с мыса Канаверал в космос взмыл Falcon 9 — самый успешный корабль Маска


 
С момента первых испытаний до триумфальной посадки Falcon 9 в декабре 2015 прошло три года. Десятки неудачных попыток и сотни миллионов долларов не останавливали Маска. Инженерам Space X удалось практически сразу создать конструкцию, способную выполнять поставленные задачи наверху, однако самая ответственная часть — посадка — долго оставалась проблемой.

Маск не боялся выставлять неудачи на всеобщее обозрение. Каждый тестовый запуск транслировался в прямом эфире. А комментарии Маска в Twitter, выдержанные в духе “почти… в следующий раз точно получится” войдут в историю пиара наравне с культовой фразой Стива Джобса “а теперь кое‑что еще…”, которая предваряла показ революционных продуктов.

В декабре 2015‑го Falcon 9 смогла осуществить удачную посадку. И в освоении космоса началась новая эра.

Маск опубликовал расчеты, согласно которым ракеты повторного использования смогут удешевить освоение космоса в десятки раз. Так, Space X обещает, что стоимость одного вывода шаттла на орбиту обойдется в $5–7 млн против сегодняшних $60 млн.

Обозреватель Алекс Кнапп считает эту цифру несколько заниженной, учитывая затраты на техническое обслуживание ракет на Земле. Однако даже если речь пойдет о $10–15 млн, это будет существенно меньше нынешних расходов и достаточно для новой космической эры.

Стоимость вывода на орбиту до сих пор была высоким входным барьером для многих компаний, которые хотели бы запустить свои коммуникационные спутники или отправить в космос исследовательское оборудование. Теперь эти компании смогут позволить себе больше инвестировать в сами исследования, подчеркивает Кнапп. Не говоря уже о стартапах, у которых прежде вовсе не было шансов вывести в космос свои разработки. Все это подстегнет мировую науку, считает обозреватель.

 

Идеальный коммерсант

Человек с феноменальным чутьем. Игрок, который никогда не проигрывает. Бизнесмен с идеальной репутацией. Технократ ровно настолько, насколько требуется, чтобы получать прибыль. Деловой человек, который заботится о влиянии на медиа настолько, что является владельцем американской газеты The Washington Post.

Это — Джефф Безос, один из богатейших людей мира, столп мирового интернета и любимец деловых журналов. В 1994 году он, выпускник Принстона в области компьютерных наук, бросил престижную работу на Уолл-стрит и открыл интернет-магазин Amazon.com. На развитие бизнеса у него были сравнительно небольшие по меркам американских инвесторов деньги — около $300 тыс.

Его считали безумцем, а продажи через интернет сравнивали с экспортом бананов обратно в Африку. Однако Безос был уверен, что интернет станет главной торговой площадкой, и спешил занять на ней лучшую позицию.

 

 

Когда в июле 1995‑го Безос запустил первую версию Amazon, ориентированную на продажу книг, сайт был полон глюков. Некоторые из них стали хрестоматийными — например, возможность выбрать при заказе отрицательное количество товаров в корзине.

Безос так спешил, что запустил магазин, не дожидаясь исправления всех ошибок,— настолько сильно ему хотелось быть первым в этой нише. И у него получилось. В 1999 году, когда мир сотрясала интернет-истерия, журнал Time назвал Безоса человеком года. Amazon успешно пережил несколько кризисов сетевого бизнеса и со временем стал торговать не только книгами, но и буквально всем.

В 2000 году Безос, обладавший уже многомиллиардным состоянием, начал инвестировать в космические исследования. Он основал компанию Blue Origin, однако она долгие годы находилась в тени других частных компаний отрасли. Однако в 2015‑м Blue Origin оказалась среди лидеров космической отрасли.

Два экспериментальных полета ракеты-носителя New Shepard производства Blue Origin в ноябре и декабре 2015 года оказались успешными и стали сенсацией. Это произошло на фоне многочисленных неудачных экспериментов Space X, что позволило специалистам констатировать: технология компании Безоса показывает более стабильные результаты.

Впрочем, у Маска есть козыри в гонке с Безосом. Его детище обладает более впечатляющими характеристиками. Поэтому с точки зрения глобального развития космонавтики Falcon 9 может иметь большее значение, чем New Shepard.

В частности, ракета Безоса имеет практический потолок около 100 км, в то время как Falcon 9 способна выводить грузы на высоту 200 км. Более тяжелые грузы и на большую высоту — вот девиз, под которым Маск пока опережает Безоса.

“Однако гонка только началась”,— отмечает Бергер. И дело сейчас не в том, у кого ракета больше, а в том, что сложнейшая задача в истории космонавтики решается за частные деньги. “Решается успешно”,— подчеркивает обозреватель.

 

Материал опубликован в НВ №7 от 26 февраля 2016 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: