19 ноября 2017, воскресенье

Влад Троицкий: На перемены у нас есть год - да и то, если не сделаем глупостей

У Влада Троицкого много успешных проектов, серди которых Гогольfest, центр современного искусства Дах, музыкальная этно-хаос-группа ДахаБраха и коллектив, играющий в жанре кабаре-фрик, - Dakh Daughters
Фото: Александр Медведев

У Влада Троицкого много успешных проектов, серди которых Гогольfest, центр современного искусства Дах, музыкальная этно-хаос-группа ДахаБраха и коллектив, играющий в жанре кабаре-фрик, - Dakh Daughters

Едва ли не впервые Украина направлена в завтра, но это окно возможностей не будет открыто вечно, уверен режиссер

Для обеда с НВ Влад Троицкий выбирает вегетарианский ресторан tri: — заведение, находящееся в тихом районе исторического центра Киева. “Приходя сюда, можешь быть уверен, что ешь здоровую пищу”,— объясняет свой выбор режиссер.

Высокие потолки, пустые витрины в главном зале и стены из необработанного кирпича, единственным декором которых являются ветвистые подсвечники — тут все подчеркивает пространство помещения. Мы обедаем, когда в зале совсем немного людей — время ланча уже прошло.

Влад Троицкий известен прежде всего как организатор фестиваля современного искусства Гогольfest, который он проводит восьмой год подряд. У него много успешных проектов, среди которых также центр современного искусства Дах, музыкальная этно-хаос-группа ДахаБраха и коллектив, играющий в жанре кабаре-фрик,— Dakh Daughters.

Мы устраиваемся за столиком возле окна и изучаем меню, удивляющее блюдами с необычным сочетанием продуктов. Например, тут подают суп из грейпфрута и авокадо или рулеты из цукини с изюмом и семенами. Некоторые блюда обозначены как вегетарианские или сыроедческие.

Троицкий просит принести зеленый борщ со шпинатом и рикоттой, а также салат из рукколы, свеклы, сельдерея и авокадо. А я выбираю равиоли со шпинатом и вялеными томатами и смузи с метким названием Остроумие.

Украина завоевала волшебное право на мечту

Мой собеседник сразу признается, что ему неинтересно говорить о прошлом, его больше интересуют новые возможности, которые появились после революции. “Украина завоевала волшебное право на мечту, а это большой дефицит в современном мире”,— убежден режиссер.

— Создается ощущение, что вам сейчас это интереснее, чем театр,— замечаю я.

— Прежде всего я, конечно, художник. Но кроме этого, я гражданин и, простите за выражение, патриот. Сейчас перед нами — окно возможностей, которое не будет открыто вечно. На перемены у нас есть примерно год — да и то, если не сделаем больших глупостей.

По мнению Троицкого, любая война выигрывается в головах, поэтому и победную стратегию украинской власти нужно строить на созидании. Со стороны сепаратистов идет энергия разрушения, считает режиссер, они настроены на вчерашний день. “Как и вся Россия”,— подчеркивает он. А Украина едва ли не впервые за свою историю направлена в завтра, говорит режиссер.

Главное, чего не хватает для изменений внутри страны,— это реформаторов из разных сфер, считает Троицкий. И он знает, как эту задачу решить. С единомышленниками из инициативной группы Комитет гуманитарной безопасности он хочет запустить в августе так называемую школу-резиденцию. Так он классифицирует место, где будут помогать тем, кто хочет принимать непосредственное участие в проведении реформ в различных сферах.


Свой среди своих: Влад Троицкий на сцене с участницами одного из своих проектов - фрик-кабаре Dark Daughters / DR
Свой среди своих: Влад Троицкий на сцене с участницами одного из своих проектов - фрик-кабаре Dark Daughters / DR


Для участников школы — архитекторов, менеджеров, музыкантов, актеров и идеологов —готовят воркшопы и полидисциплинарные мастер-классы.

Школа откроется в начале августа — за месяц до начала Гогольfest — и будет работать круглый год.

У Троицкого нет присущего людям искусства превосходства. Он вежлив, доброжелателен и открыт. Хотя есть тема, которую он избегает,— это деньги. И еще не любит называть имена конкретных людей — ему интереснее говорить о концепциях и стратегиях.

А планы у режиссера амбициозные: он с единомышленниками намерен превратить Украину в мировой культурный центр — цивилизационную житницу, как говорит Троицкий.

— Нынешняя Европа — это место для пожилых. Там все слишком понятно, никто ничего не хочет менять, и так все хорошо. А молодняк в Европе на самом деле воет, потому что некуда бежать.

— Думаете, будут бежать в Украину?

— Если мы создадим условия, будут. Здесь естьбудущее. Не фиксированное, как в Европе, а открытое. У тебя появляется удивительная возможность построить мир. Это очень кайфовое чувство. И если Украина выстроит платформу, где умные и свободные люди почувствуют себя как дома, то сама страна от этого выиграет, потому что в недалекой перспективе сможет претендовать на то, чтобы стать центром влияния.

Занимаясь стратегическими проектами, Троицкий не забрасывает Гогольfest. Более того, он думает о том, как сделать фестиваль постоянно действующей площадкой. “Этот [этого года] Гогольfest будет выстроен так, чтобы в нем сразу зарождался следующий год,— объясняет режиссер.— Начиная с августа фестиваль в том или ином виде будет продолжать функционировать на протяжении года”.

Правда, спонсоров у фестиваля до сих пор нет. Но это, похоже, не слишком беспокоит его основателя. “Как‑нибудь этот вопрос решится. В конце концов, фестиваль можно делать и без денег”,— философски заключает он.

Троицкий неожиданно прерывает беседу, обращаясь к официантке.

— А соль и перчик у вас есть?

К этому моменту он съел уже половину салата и, видимо, заметив мой удивленный взгляд, объясняет:

— Я, конечно, мог сразу попросить соль и перец, но хотел сначала попробовать в чистом
виде, как оно задумано.

Желание все время пробовать что‑то новое типично для Троицкого. Рассказывая об экспериментах в театре, он проводит параллели с научными открытиями — помимо режиссерско-актерского факультета ГИТИСа, он окончил радиотехнический факультет КПИ и аспирантуру.

Ставя спектакли, я никогда не вижу конкретной картинки. У меня есть только предчувствие

— Ставя спектакли, я никогда не вижу конкретной картинки. У меня есть только предчувствие, и я отправляюсь в путешествие, открывая сознание, уши и глаза.

Можно начать ставить Мертвые души Гоголя, а в результате получится Гамлет Шекспира — у меня был такой опыт. Когда я пытаюсь подготовиться к репетиции и сделать все так, как я задумал заранее, получается мертвая репетиция — я перестаю слышать.

Рассказывая о театре, Троицкий увлекается и погружается чуть ли не в метафизику. При этом он демонстрирует системность мышления, свойственную людям, получившим техническое образование. Он говорит с легкой улыбкой и практически не жестикулирует.

Вопреки мифу о том, что все творческие люди немного сумасшедшие, мой собеседник производит впечатление человека рационального. Когда‑то увлекшись театром, он не бросил аспирантуру КПИ. А с наукой распрощался, лишь когда понял, что в Украине она не имеет перспектив.

Более того: тогда Троицкий занялся бизнесом — его первое предприятие специализировалось на продаже спутниковых антенн. “Занимаясь бизнесом в 1990‑е, ты находился на границе: с одной стороны — криминал, с другой — тоже криминал”,— вспоминает то время режиссер.

В итоге он ушел из бизнеса, но остался миноритарием в нескольких компаниях, обеспечив себе таким образом определенный уровень дохода, позволяющий содержать театр Дах. “На самом деле это прагматичный путь, в нем нет никакого безумства”,— подводит черту Троицкий.

Мы продолжаем говорить о Дахе и других его проектах — музыкальных коллективах ДахаБраха и Dakh Daughters. Троицкий ожидает, что пережитое во время
Майдана отразится на постановках Даха, хотя иллюстрировать те события напрямую ему не хочется.

— Это будут размышления о власти, свободе и ответственности — соприкосновение с вневременным, но актуальным.

Пока в планах режиссера — женский Шекспир. Если во времена английского классика в театре играли только мужчины, то теперь Троицкий собирается сделать театр, где будут играть только женщины. “Они будут играть ключевые сцены из Гамлета, Короля Лира, Ричарда ІІІ, Бури,— рассказывает Троицкий.— Получится мир Шекспира сквозь призму взгляда женщин, играющих мужские роли”.

В 2013 году Троицкий был вынужден закрыть Дах по финансовым причинам — впервые за 20 лет существования театр на восемь месяцев прекратил работу. Весной он открылся, и теперь там нет постоянного репертуара, выходят отдельные спектакли, которые идут по несколько месяцев.

— Когда в театре есть репертуар, ты должен гарантировать всем зарплату. А так задействованы только те, кто играет в спектакле.

— Как актеры восприняли это новшество?

— Часть ребят участвуют в Dakh Daughters, и у них свой насыщенный график. Тем, кто не вошел в музыкальные проекты, сложнее. Но я не могу дальше тащить все это. К счастью, есть ДахаБраха и Dakh Daughters, которые уже давно самостоятельные и зарабатывающие проекты.

— Может быть, стоит повысить стоимость билетов? — предлагаю я.

— Понимаете, моя целевая аудитория — это студенты, и не все могут позволить себе заплатить за билет 100 грн. Если бы театр был рассчитан не на 50, а хотя бы на 300 мест, тогда можно было бы вести разговор о его самоокупаемости. А так он дотационный.

Несмотря на то что Троицкий — заметная фигура в отечественном театре уже 20 лет, в академической театральной среде он до сих пор чужой. Не прижился он и в Киевском детском театре оперы и балета, где проработал художественным руководителем всего четыре месяца.

Тогда даже произошел скандал: часть труппы выступила с открытым письмом, заявив, что Троицкий не соответствует высоким требованиям к должности художественного руководителя театра. И Троицкий ушел.

— Почему вам не удалось переубедить коллектив театра в необходимости перемен? — недоумеваю я.

— Им это не нужно, понимаете? На весах оказались творческая составляющая и страх перемен. Пересилил страх, и это ужасно. У меня там не было никакого ресурса — ни юридически, ни финансово я не имел никаких прав. Не мог даже репетицию назначить без согласования с худсоветом.

О событиях, которые произошли в начале этого года, Троицкий говорит спокойно, но в его голосе чувствуется сожаление: жаль, что не удалось создать еще один новый мир.

Мы заказываем кофе и десерты. Троицкий рекламирует их так, что уйти без сладкого оказывается невозможным. Сам он просит принести эспрессо и “какой‑нибудь микродесерт”. Официантка рекомендует лимонный торт — это мусс из кешью с лаймом, лимоном и базиликом на кокосовой основе. Я выбираю эспрессо и тирамису.

“Здесь сахар забавный”,— обращает мое внимание Троицкий. Действительно, к кофе подают не сахар, а сироп из агавы в пакетиках.

Наш разговор близится к завершению: моему собеседнику пора. Напоследок я заговариваю о книгах и музыке. Троицкий рассказывает, что с детства много читает — в школьные годы "проглотил" полное собрание Библиотеки всемирной литературы из 200 томов.

Сейчас он прочитывает по книге в день, причем выбирает совершенно разную литературу — от популярных детективов до сложных философских трактатов, от классики до современной прозы.

Музыку режиссер тоже слушает разную, хотя и предпочитает современной академической музыке серьезный фолк.

— Нот я не знаю. Для меня это всего лишь точки, а музыка состоит из того, что происходит между ними. Для меня гораздо важнее, как ты входишь в ноту и выходишь из нее. Как формируется тишина, паузы между нотами — в этом всем и заключается музыка для меня.

Поэтому у меня часто возникают конфликты с профессиональными музыкантами. Мы с ними говорим о разной музыке.

Пять вопросов Владу Троицкому

— Ваш любимый город?

— Киев.

— Самое важное событие в вашей жизни?

— Самое важное событие происходит каждый день. Ежесекундное ощущение жизни — это и есть самое важное событие.

— На чем ездите?

— У меня есть машина, Honda Pilot.

— Ваш личный месячный прожиточный минимум?

— Я могу прожить и на $200, и на $5.000. И в тех и в других условиях я жил.

— Чего стремитесь достигнуть в жизни?

— Чувства полноты жизни и возможности больше отдавать людям. В конце концов, все может закончиться. Когда человек понимает, что с ним все уже случилось, приходит усталость и неверие в завтра. Хотелось бы этого избежать или, по крайней мере, чтобы это произошло как можно позже.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: