28 апреля 2017, пятница

Визз Эйр выжили с рынка кризис и Коломойский

Визз Эйр вышла с рынка из-за непрозрачных правил и падения потока пассажиров
Фото: Пресс-служба компании

Визз Эйр вышла с рынка из-за непрозрачных правил и падения потока пассажиров

Кому выгоден уход крупнейшего украинского лоукостера и к чему готовиться путешествующим украинцам
Решение Wizz Air прекратить деятельность своей дочерней компании Визз Эйр Украина, крупнейшего лоукостера страны, грянуло, как гром среди ясного неба. С 20 апреля компания закроет десять маршрутов, прекратив полеты в Барселону, Валенсию, Кутаиси, Москву, Милан, Неаполь, и Венецию.

Часть направлений компания все же сохранит. Выполнение рейсов Киев – Будапешт, Киев - Лондон (Лутон), Киев – Кельн, Киев – Дортмунд, Киев – Гамбург, Киев – Катовице, Киев – Ларнака, Киев – Мюнхен возьмет на себя венгерская Wizz Air Hungary.

Свое решение в Wizz Air пояснили "продолжающейся нестабильностью в Восточной Украине, девальвацией и нестабильностью местной валюты, а также влиянием контроля обмена валюты".

Впрочем, эксперты не считают этот перечень исчерпывающим. Еще одной причиной стала неопределенность правил для авиации и связанные с этим ограничения, поясняет НВ специализирующийся на авиаотрасли юрист Андрей Гук.

Порядок предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий, утвержденный Государственной авиационной службой в октябре прошлого года, не вступил в силу из-за критики общественности и украинских лоукостеров. 

Правила предусматривали, что для получения международных направлений компания должна на 50% принадлежать гражданину Украины или самой Украине, кроме того, на протяжении года компания должна была бы осуществлять внутренние рейсы. Ни один из лоукостеров под эти требования не подходил. 

Более прозрачные правила авторства Мининфраструктуры были заблокированы в судах МАУ– компанией, подконтрольной олигарху и бывшему губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому.

В результате в прошлом году Виз Эйр Украина, как и другой лоукостер компания Atlasjet Украина, не смогла получить права на дополнительные международные линии.

"А это такие направления как Барселона и Варшава. В таких условиях ни одна авиакомпания не может нормально планировать свою деятельность и расходы", - говорит Андрей Гук.

Не последнюю роль в этом процессе сыграло особое положение МАУ. Инструментов для лобби у этой авиакомпании достаточно. В частности – назначение на должность главы Государственной авиационной службы директора по развитию маршрутной сети МАУ Дениса Антонюка.

"По сути сегодня из зарегистрированных в Украине авиакомпаний не летает никто, кроме МАУ. У них более 170 прав на линии, и ситуация, когда в стране не выдаются права на направления новым компаниям, их устраивает", - говорит Гук.

Генеральный директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий с коллегой не согласен. По его словам, уход Визз Эйр был прогнозируемым, и МАУ здесь ни при чем. "Рынок в 2014 году упал на 25%, в этом обвалится еще наполовину. В Украине в мирном 2013 году на самолетах хоть раз в год летало 3,5 млн жителей, в этом их будет около 1 млн. У людей просто нет денег, поэтому нет и пассажиров, а у кого деньги есть, тем нужны не лоукосты, а сервис Lufthansa", - объясняет эксперт.

Отчасти уход Визз Эйр из Украины даже справедлив, полагает Ланецкий. Выходя на украинский рынок, компания брала на себя устное обязательство осуществлять внутренние рейсы, но в результате делать это не стала, ссылаясь на убыточность таких полетов. По мнению Ланецкого, не выполнив это требование, Визз Эйр не имеет права требовать преференций по международным линиям и изменений правил игры под себя.

В целом же для гражданской авиации в Украине наступают не лучшие времена, уверен эксперт. "Кризис будет усиливаться, авиакомпании это чувствуют первыми по снижающемуся спросу туристов и командировочных. В ближайшие два-три месяца встанут еще минимум две средние авиакомпании", - полагает Ланецкий.

В качестве альтернативы менее состоятельные украинцы будут вынуждены использовать оставшиеся восемь рейсов венгерской Wizz Air, иностранных авиаперевозчиков и МАУ.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: