24 октября 2017, вторник

НВ представляет ТОП-50 украинских лидеров мнений в социальных сетях

НВ представляет ТОП-50 украинских лидеров мнений в социальных сетях
Бум соцсетей на фоне возросшей социальной активности украинцев заставил общество по-новому потреблять новости. Украинские лидеры мнений сегодня руководят страной и конкурируют с прессой

Карл Волох, один из самых известных в Фейсбуке украинских блогеров, когда‑то завел аккаунт только для того, чтобы продвигать собственную клинику. Писать на политические темы он и не думал. Более того, Волох признается, что долгое время не мог освоить клавиатуру — никак не удавалось запомнить расположение клавиш. “Поэтому первое время оставлял комментарии максимум в полпредложения”,— вспоминает он.

Сегодня аудитория блогера сопоставима с вполне успешным изданием и составляет 55 тыс. человек, а сам он уверен, что жизненный опыт позволяет ему высказываться по делу практически на любую тему — от политики до экономики и судебной реформы. На вопрос, зачем ему, успешному предпринимателю из Израиля, у которого до недавнего времени не было даже здешнего гражданства, впрягаться в воз украинской политики, он уверенно отвечает: “Мне неловко об этом говорить, но, например, я совершенно точно знаю, что без меня не было бы закона о люстрации [закон Украины Об очищении власти]”.

Мне неловко об этом говорить, но я совершенно точно знаю, что без меня не было бы закона о люстрации
Карл Волох,популярный блогер

Собственным влиянием и немалым количеством подписчиков Волох обязан не только своей информированности и гражданской позиции, но и росту популярности социальных сетей в стране. По подсчетам Watcher, отечественного издания об интернет-бизнесе и маркетинге в социальных медиа, за последние шесть лет количество украинских пользователей Фейсбука выросло в 64 раза: в апреле 2009 года в сети были зарегистрированы 62 тыс. соотечественников, а теперь их число перевалило за 4 млн. Как минимум 40 из них имеют более 100 тыс. подписчиков, то есть их мнение считается авторитетным, а сами они — влиятельными.

Бум социальных сетей, случившийся на фоне возросшей социальной активности украинцев, привел и к изменению структуры потребления новостей. По данным исследования международной компании Nielsen, проведенном среди 30 тыс. онлайн-респондентов в 60 странах мира (в том числе в Украине), в социальных сетях свежую информацию о последних событиях черпает 47 % соотечественников. Для сравнения: почти столько же — 48 % украинцев — получают новости из интернет-изданий, а 51 % — из телепрограмм.

 


44-lidinet-2015_site


“Социальные сети — это очень личное пространство для каждого человека. Это его клуб по интересам, его приватная вечеринка, его семейное застолье, если хотите,— считает Эльдар Нагорный, директор по маркетингу литовской социальной сети Plag, экс-директор украинского медиахолдинга UMH.— Все, что происходит там, очень личное и вызывает больше доверия и эмоций, чем все, что происходит на улице или в СМИ”.

 

Коллективные честь и разум

Евгений Гендин, популярный блогер и автор кабаре Веселый ПесецЪ, известного своей политической сатирой, и не заметил, как его “уютный дневничок” в социальной сети превратился в публичную библиотеку. На посты Гендина в Фейсбуке подписаны более 20 тыс. человек, а особый интерес к днепропетровскому сатирику, который раньше считался человеком неангажированным, появился после того, как он публично поддержал своего друга, лидера партии УКРОП Бориса Филатова.

Из-за этой поддержки часть фейсбучных друзей покинули Гендина, посчитав Филатова одиозным политиком. Хотя сатирик не унывает, утверждая, что тут же немало и подписалось. “Я в итоге в плюсе”,— уверяет он.

Гендина можно назвать типичным украинским лидером мнений, человеком, имеющим десятки тысяч подписчиков, который отлично разбирается в политике, по сути своей является социальным активистом и хотя бы однажды попал в эпицентр фейсбучного скандала. Есть и еще одна общая черта: большинству отечественных лидеров мнений уже исполнилось 40. Практически все эти качества разнятся с западными стандартами социальных сетей, где больше востребован не политический, а развлекательный контент, и потому там правят бал в основном 25‑летние — певцы, актеры, футболисты и прочие знаменитости.

Причина лидирующих позиций украинских политиков и околополитических блогеров в рейтинге самых влиятельных лидеров мнений — чрезмерная заполитизированность общества, констатируют эксперты.

 


КАК СТАТЬ ГЕРОЕМ: Блогер Александр Барабошко называет социальные сети инструментом, с помощью которого можно создать любую иллюзию
КАК СТАТЬ ГЕРОЕМ: Блогер Александр Барабошко называет социальные сети инструментом, с помощью которого можно создать любую иллюзию


“Дурость (что чаще) или мудрость (что почти никогда) наших политиков влияет на жизнь каждого, что и вызывает интерес к их мнениям,— расставляет точки над i Елена Деревянко, партнер агентства PR-Service и вице-президент Украинской PR-лиги.— В стабильных мирных странах этого нет, потому что там граждане чувствуют себя в большей безопасности”.

С другой стороны, специалисты называют активность украинцев в Фейсбуке приметой времени: если тебя нет в соцсетях, тебя нет нигде. Поэтому социальные сети и облюбовали политики, которые зачастую используют эти площадки не столько для общения с народом, сколько для пиара. Впрочем, в Фейсбуке царит демократия: одобрительные лайки здесь получают не за портфели, а за точно сформулированные и актуальные посты.

 


ПОПУЛЯРНОЕ ИЗДАНИЕ: Максим Саваневский, издатель Watcher, считает, что Фейсбук стал источником новостей в Украине осенью 2013 года
ПОПУЛЯРНОЕ ИЗДАНИЕ: Максим Саваневский, издатель Watcher, считает, что Фейсбук стал источником новостей в Украине осенью 2013 года


Более того: коллективный разум социальных сетей превратился в своего рода ориентир для власти. Например, после того, как лидеры мнений Фейсбука назвали принятие закона от 2 июля 2015 года о возврате кредитов физическими лицами по курсу на момент их взятия губительным для банковской системы, это не на шутку напугало многих депутатов. Многие стали публично оправдываться, пытаться отозвать голоса, и в результате одиозный закон отменили.

Еще один знаковый эпизод: 8 июня 2015‑го, когда в Васильковском районе возник масштабный пожар на нефтебазе сети БРСМ, министр экологии Игорь Шевченко был в несогласованном с премьер-министром отпуске в Ницце. После нескольких резонансных постов от лидеров мнений Шевченко был уволен.

А самый свежий пример — отстранение от должности киевского полицейского Алексея Савкина после того, как блогеры нашли в сетях его записи в поддержку Беркута времен противостояния на Грушевского.

 

Как стать звездой

Политические звезды и гражданские активисты, “поселившись” в социальных сетях, приобретают еще большее влияние,— так считают многие. Вовремя заняв нужную нишу, можно стать одним из наиболее цитируемых блогеров в соцсетях, не имея в реальной жизни для этого весомых оснований. Популярный блогер Александр Барабошко приводит в пример Дмитрия Тымчука, руководителя Центра военно-политических исследований, который первым начал систематизировать информацию о происходящем в АТО и “подавать ее под соусом инсайда”.

Теперь у Тымчука больше 245 тыс. подписчиков в Фейсбуке, 297 тыс. в Твиттере, и он седьмой в списке лидеров мнений, составленном НВ. Более того, следом за виртуальной влиятельностью к нему пришла реальная — он стал народным депутатом.

Хотя наличие сотен тысяч подписчиков у блогера отнюдь не гарантирует, что все они читают каждый его пост. Фейсбук, в зависимости от настроек, показывает в ленте не все посты, и алгоритмы формирования ленты постоянно меняются. Также специалисты считают, что для влиятельности блогеру хватит 10 тыс. подписчиков, а Нагорный убежден, что иногда и 5 тыс. подписчиков достаточно, чтобы быть услышанным.

Социальные сети — это клуб по интересам, приватная вечеринка, семейное застолье, если хотите
Эльдар Нагорный, директор по маркетингу литовской
информационной социальной сети Plag

Влиятельность в социальных сетях держится на трех китах — лайках, шерах и комментариях. К примеру, Барабошко знает тысячу и один прием, как создать пост “на три тысячи лайков”. А самый проверенный — писать то, что хочет слышать аудитория.

Этим приемом мастерски пользуется Олег Ляшко, народный депутат и лидер Радикальной партии, замечает Максим Саваневский, управляющий партнер компании PlusOne DA и основатель издания Watcher. В 2014 году Ляшко попал в число топовых авторов и держится там до сих пор. В рейтинге НВ он занимает десятое место с суммарной аудиторией подписчиков в Фейсбуке и фолловеров в Твиттере 445 тыс. человек.

“У него были наглые, на грани фола посты, в которых он предлагает “дать под зад держимордам-депутатам”,— именно это, считает Саваневский, хотели слышать люди.

Авторы, регулярно получающие тысячи одобрительных кликов, помимо признания, имеют возможность монетизировать свою популярность. Гендин признается, что регулярно получает такие предложения — от рекламы мебели или мобильной связи до политической рекламы.

Зарабатывать на лидерах мнений — мировая практика. Однако если в западных странах популярные блогеры работают в основном с коммерческими брендами, в Украине, как выражается Барабошко, они “сидят на партийных кассах”, и их не интересует сотрудничество с брендами за $100.

 


ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ: Популярный блогер Карл Волох в реальной жизни занимается не политикой, а медициной
ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ: Популярный блогер Карл Волох в реальной жизни занимается не политикой, а медициной


Денно и нощно крутясь в виртуальном мире, многие становятся заложниками лайков: нередко блогер, сделав в социальной сети несколько удачных записей и получив массовое одобрение, начинает переживать, если его новые записи не получают желанное количество лайков вновь.

“Еще товарищ Маслоу [автор пирамиды потребностей психолог Абрахам Маслоу] говорил, что каждый человек жаждет признания,— рассуждает психолог и бизнес-тренер Владислав Вавилов.— Люди любят, когда их хвалят, а тут [в соцсетях] есть простой способ получить долгожданную похвалу: постишь фото котика или анекдот — и ты звезда”.

Когда зависимость от социальной сети становится болезненной, выход только один — удалить свой аккаунт, считает Вавилов. “Жаль, что таких людей я не знаю”,— признается он.

 

Герои из сети

Альтернативным источником новостей и медиаинструментом Фейсбук стал в Украине в 2013 году. В мае 2013‑го в стране было два топовых автора — Мустафа Найем, который тогда был журналистом, и Виталий Кличко, который тогда был боксером,— у обоих было по 25 тыс. подписчиков, то есть в пять раз меньше, чем у некоторых топовых блогеров сейчас, вспоминает Саваневский.

Уже через год Фейсбук стал одной из самых популярных социальных сетей, аудитория некоторых топовых блогеров приравнялась к аудитории большинства рейтинговых интернет-СМИ.

“Соцсети уничтожили эффект сакрализации селебрити, ранее создаваемый таблоидами, и любой человек может написать любому политику, артисту или журналисту все, что он о нем думает",— приводит пример Сергей Иванов, популярный луганский блогер и журналист.

По словам Деревянко, учитывая, что многие реальные СМИ перестали восприниматься как источник объективной информации, люди ищут тех, кому можно доверять, в социальных сетях. Кроме того, выросло поколение digital native, которому сложно общаться лично и намного легче жить в социальных сетях.

К тому же есть люди, которым просто необходим лидер или несколько лидеров, чтобы они могли им “поклоняться”, добавляет Вавилов.

В то же время социальные сети — это идеальный питательный бульон для манипуляций любого рода. Барабошко, который по договоренности ведет несколько аккаунтов публичных политиков, убежден, что репутацию даже самых одиозных людей можно изменить несколькими постами.

  


ЛИДЕР МНЕНИЙ ИЗ ПЕРВОЙ ПЯТЕРКИ: Количество подписчиков бывшего журналиста, а теперь депутата Мустафы Найема перевалило за 700 тыс.
ЛИДЕР МНЕНИЙ ИЗ ПЕРВОЙ ПЯТЕРКИ: Количество подписчиков бывшего журналиста, а теперь депутата Мустафы Найема перевалило за 700 тыс.


“Всего‑то нужно написать что‑то вроде: “Ко мне приходили SMM-щики, просили кучу денег за пиар моей страницы, так лучше я эти деньги отдам людям,— объясняет свои приемы Барабошко.— Сколько лайков будет под этим постом — столько я отправляю денег в детский дом”. И те люди, которые раньше его клеймили, теперь будут принимать в этом участие”.

Также Барабошко знает испытанный рецепт, как стать “героем” Украины. Например, в момент, когда в Донецке только все начиналось, все, что нужно было сделать,— анонсировать у себя в аккаунте, что вот, мол, хочу поехать в Донецк. Потом переключить IP-адрес с киевского на донецкий, “отметиться” в нескольких местах, потом организовать жесткую фотосессию в близлежащем лесу на тему Сепаратисты пытают укропа, показать ее на донецких форумах и исчезнуть из информационного поля на несколько дней. А потом “вынырнeть” с душещипательной историей героического побега из плена. Барабошко утверждает, что знает нескольких человек, которые воспользовались таким приемом.

Именно за это социальные сети порой называют королевством кривых зеркал, которое искажает до неузнаваемости действительность и представляет актуальными проблемы, которых в реальной жизни практически нет. "Это круги на воде,"— скептически говорит Деревянко.

Также она, как и многие другие эксперты, уверена, что человечество еще долго будет тешиться новой игрушкой и все больше запутываться в соцсетях.

Впрочем, эволюционным тупиком это не станет. “Со временем накал спадет, доверие к лидерам мнений уменьшится, каждый начнет больше думать своей головой”,— прогнозирует ход событий Нагорный.

 

Материал опубликован в НВ №44 от 27 ноября 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: