3 декабря 2016, суббота

Украина становится на путь торговой конкуренции с Россией. Замминистра экономразвития – о том, как будут продвигать украинский бренд на Западе

Вопрос блокады Крыма для нас важен, но он лежит не в экономической плоскости, - торговый представитель Украины Н. Микольская
Наталья Кравчук

Вопрос блокады Крыма для нас важен, но он лежит не в экономической плоскости, - торговый представитель Украины Н. Микольская

Торговый представитель Украины – Наталия Микольская – рассказала НВ о том, как Минэкономразвития планирует поощрять европейцев покупать украинское, и как захватить экспортные рынки Соединенных Штатов, вытеснив с них Россию

У Украины никогда не было экспортной стратегии. Ни одна власть не уделяла достаточно внимания или финансов на продвижение украинских товаров за рубежом. Бездействие экономических государственных структур, торгово-экономических миссий или даже украинских посольств отрицательно влияла на продвижение экспорта.

За полтора года работы новый состав Минэкономразвития тоже не удосужился представить общественности целостную картину того, какое будущее ждет украинские бренды в Европе и мире. Однако, в Министерстве уверяют, что дело продвигается. Этот занавес для НВ приподняла заместитель министра экономического развития и торговли Украины – торговый представитель Украины Наталья Микольская.

- Что происходит с украинским экспортом?

- Происходит общее падение экспорта. За первое полугодие падение составило 35% [по сравнению с первым полугодием 2014 г.] Это обусловлено многими объективными факторами. Прежде всего надо смотреть на глобальные мировые тенденции, потому что сокращение экспорта – это не только тренд в Украине, это тренд почти во всех странах. За первое полугодие сокращение международной торговли, по разным исследованиям, составило от 10% до 15%. Это связано с тем, что разрушаются глобальные производственные цепочки, поскольку развиваются различные виды технологий. Соответственно, происходит общее замедление экономического развития и падение торговли.

Вторая для нас тенденция – это падение цен на наш классический экспорт: руды, на металлопродукцию и на некоторую аграрную сырьевую продукцию. Но основное – это падение экспорта с оккупированных территорий: из этих 35% около 15% – это падение экспорта из Донецкой и Луганской областей и автономной республики Крым.

У нас сократился и внутренний рынок. Соответственно, себестоимость производства стала дороже. А особенно того производства, которое применяет импортное сырье, потому что, в связи с девальвацией, составляющие для наших предприятий стали дороже.

- Какое влияние оказывает сокращение экспорта на бюджет?

- Мы однозначно можем констатировать, что это плохо влияет на промышленное производство, на платежный баланс, потому что есть недопоступления валютной выручки. Война на востоке также привела к сокращению промышленного производства на 20%. Сокращение производства также влечет за собой непоступление в бюджет. Это, в свою очередь, может влиять на резервы и стабильность национальной валюты.

Поэтому для нас сейчас крайне важно начинать больше работать с экспортерами. Это один из факторов экономического роста в следующем году. И в Кабинете министров есть понимание того, что надо поддерживать экспорт, вкладывая государственные средства.

- Есть план по поддержке экспортеров?

- В настоящее время мы разрабатываем видение экспортной стратегии. Экспортная стратегия будет состоять как из определения приоритетных рынков, отраслей, так и из определения системы, которая будет заниматься поддержкой. Пока что мы говорим об институциональной поддержке, о создании торговых офисов за рубежом, экспортно-кредитного агентства и переформатирования работы государственного Укрэксимбанка.

Система финансовой поддержки экспорта будет состоять из двух институтов. Первый – это Укрэксимбанк, который будет заниматься кредитованием экспортеров, то есть вернется к изначально установленным для него функциям.

Второй – это агентство, которое будет заниматься страхованием и гарантированием рисков. Для нас важно не создать мертворожденный орган. В настоящее время мы завершили работу над концепцией и проектом закона. Сейчас основным является вопрос уставного капитала, и возможности государства в следующем году вложить в это агентство средства. Как один из вариантов рассматривается возможность вхождения в уставный капитал международной финансовой организации или использования привлеченных кредитных средств.

- Как эта система должна работать, как будут сосуществовать государственное агентство и государственный банк?

- Идея очень простая. Важно чтобы у нас не было дублирования функций и двойного использования госресурсов.

Укрэксимбанк будет выполнять свои функции, как государственный банк, который занимается банковским кредитованием и банковским обеспечением. Сейчас Минфин разрабатывает программу реформирования государственных банков, каждый из банков будет специализироваться на определенном виде деятельности. Укрэксимбанк будет заниматься только экспортно-импортными операциями.

Агентство будет заниматься двумя видами услуг – это страхование и лоббирование. Когда наш экспортер поставляет свою продукцию в определенные страны, ему требуется страхование его операций, или гарантия под платеж экспортеру. То, что называется гарантированием оплаты товаров. Под эти гарантии и под страхование может происходить привлечение ресурсов, что удешевит определенным образом операции экспортера. Цель агентства – получать оплату за предоставленные услуги и, соответственно, зарабатывать.


Фото: Наталія Кравчук

Фото: Наталья Кравчук


- Что еще предусмотрено экспортной стратегией? До сих пор украинское правительство мало уделяло внимания продвижению украинских товаров за рубежом.

- Действительно, раньше правительство уделяло мало ресурсов продвижению экспорта. Экспорт всегда составлял около 50% нашего ВВП. И те незначительные ресурсы, которые государство вкладывало в развитие экспорта, не соотносятся с тем, что она получала от него. Даже в лучшие времена финансирование развития экспорта было довольно малым.

Системного подхода к развитию экспорта тоже не было. Нужно создать систему. Работа экономических отделов, посольств однозначно требует немедленного реформирования.

- Давайте поговорим о наших торговых партнерах, и о том, как мы будем строить с ними отношения. Недавно возобновилась Генерализированная система преференций (Generalized System of Preferences) США, которая предоставляет привилегии для Украины. О чем договорились?

- Возобновление GSP было односторонним решением правительства США. Она означает, что на определенные виды товаров импорта из определенного перечня стран Америка применяет пошлину в размере ноль. Для того, чтобы наши компании воспользовались этим беспошлинным режимом, импортер, который ввозит товары (то есть американская компания), в соответствующих документах, которые он подает в таможню, должен поставить галочку, что товар подпадает под действие GSP.

Мы, украинское правительство, работали на всех уровнях для того, чтобы быстрее восстановить эту систему преференций для Украины, и чтобы никоим образом Российская Федерация не попала под восстановление ее действий.

Но важнее, что Украина имеет право подать заявку на увеличение линейки товаров, которые подпадают под действие GSP. Сейчас мы ведем консультации с нашими производителями, которые поставляют в США, или готовы поставлять в США.

Основная проблема с GSP в том, что не использовались преференции. Американские импортеры украинских товаров не всегда ставили в своих декларациях и документах отметку, что товар подпадает под действие GSP. То есть наш украинский бизнес не доносил до своих контрагентов, что их товар подпадает под действие этой системы.

- Россия не попала в список GSP?

- Нет. Для России эта система не была возобновлена. И для нас это означает, кроме того, что мы будем поставлять на рынок США товары по нулевой ставке ввозной пошлины, мы еще и потенциально можем вытеснить ряд товаров из России. Потому что применение ставки ноль удешевляет наши товары по сравнению с товарами из других стран, дает нам определенные конкурентные преимущества на рынке США. А значит по этим позициям у нас возможен прирост экспорта и, соответственно, производства.

- Насколько велика эта ниша?

- Объем поставок по этой генерализованной системе преференций в 2014 году составил около $100 млн. Под действие этой преференции попало очень много товаров сельскохозяйственных и значительная часть промышленных. Например, телескопы, микроскопы, лыжи. Мало кто догадывается, но у нас экспорт лыж в США составляет около $3,5 млн.

- По каким товарам мы Россию заменим?

- Это металлопродукция, это сельскохозяйственные товары (овощи, крахмал, крупы, мука, сахар, соки, кетчуп). Так же красители, музыкальные инструменты, машинное оборудование, телескопы и микроскопы, изделия из дерева, пластмассы. Так как у нас структура производства и структура экспорта из РФ, кроме сельскохозяйственных товаров, достаточно образная, то нам это довольно интересно.

- С нового года мы переходим в зону свободной торговли. Правительство не боится российских блокад, российского эмбарго и эскалации торговой войны с Россией?

- Не боимся по двум причинам. Во-первых, экспорт товаров в РФ составляет $2,3 миллиарда. Доля РФ в украинском экспорте составила по результатам первого полугодия 2015 года до 12,5%, тогда как в 2013 она составила 23,7%. То есть, это уровень, ниже которого никогда не было.

Во-вторых, уже сейчас действуют на украинские товары около 25 необоснованных торговых ограничений со стороны РФ, которые начали применяться с середины 2013 года.

- У нас сейчас есть конфликт с Беларусью. Они два месяца назад ввели дополнительный санитарный контроль. Как на это Министерство экономики реагирует?

- Беларусь ввела дополнительный санитарный контроль на все товары продовольственной группы, начиная от сырья, заканчивая готовыми товарами, кроме товаров, которые быстро портятся (до 30 дней хранения). Для них необходимо получать сертификаты на безопасность. Это означает, что для каждой партии, каждой фуры необходимо получать сертификат. Мы считаем это дискриминационным мероприятием, который ограничивает экспорт из Украины. Эта мера применяется ко всем странам, кроме стран Таможенного союза и беларусских производителей. Мы начали соответствующее антидискриминационное расследование, если эти меры не будут отменены – будем принимать меры в ответ.

- Вы думаете, это влияние России?

- Я думаю, что это вопрос защиты внутреннего рынка, поднятый под президентские выборы.

- На юге страны мы тоже имеем торговую войну. Что думаете о блокаде Крыма?

- Для нас Крым важен. Во-первых, это все же обеспечение продовольственными товарами граждан Украины, которые там проживают. Второе – это вопрос поставки наших товаров в Крым [объем экспорта из Украины в Крым составил больше, чем экспорт в Венгрию, это $400 млн за первое полугодие 2015 г.]. Но этот вопрос не лежит исключительно в экономической плоскости.

- Как налаживается сотрудничество со странами ЕС?

- Мы сейчас ведем с ЕС диалог, хотим сотрудничать с ними в улучшении диалога бизнеса с бизнесом. Мы можем сколько угодно говорить с Еврокомиссией, но пока не будет диалога бизнес-бизнес, не будет ни транзакций, ни инвестиций, ни производственной кооперации. Мы говорим с ними о том, чтобы стимулировать диалог для привлечения украинских предприятий в цепочке производства добавленной стоимости. То есть мы можем производить здесь товар, или запчасти для его производства в ЕС, или заниматься сборкой из европейских запчастей товаров у нас.

- А какие риски в связи со вступлением в Зону свободной торговли для внутреннего украинского производителя? Достаточно ли у него финансирования, чтобы модернизировать производство? Как украинское правительство будет его поддерживать?

- Во-первых, будет переходный период для “чувствительных” товаров, в Соглашении об ассоциации предусмотрена постепенная тарифная либерализация. То есть не будет одномоментного обнуления по всем позициям.

Риски для украинских производителей есть, но о них все знали и довольно давно, и к ним могли готовиться. У украинских производителей появится больше конкурентов. Говорить о том, что это значительный риск, я бы сейчас не стала. По нашим предварительным оценкам, рост импорта будет не критическим, и не будет влиять на производство. В контексте девальвации украинской валюты, наш товар на внутреннем рынке сейчас является достаточно конкурентоспособным. К тому же, у нас довольно высокие патриотические настроения у людей, соответственно, они будут поддерживать национального производителя. С другой стороны, конкуренция – это хорошо, и с точки зрения повышения эффективности производства, и с точки зрения потребителя.

- Чего ожидать украинцам с первого января?

- Что европейские товары подешевеют на рынке Украины, потому что к ним не будет применяться ввозная пошлина. Не на все, но частичное удешевление произойдет. Потенциально, будет приходить больше инвестиций в Украину в производственные мощности для экспорта в ЕС, а это дополнительное создание рабочих мест. И третье – Соглашение об ассоциации – это то, за что мы вышли на Майдан, за что боролись. Это европейские ценности, это европейское качество и это наше европейское будущее.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: