4 декабря 2016, воскресенье

Украина сделала серьезный шаг к окончательному разрыву связей с Россией - закрыла авиасообщение

Украинская земля закрывает свои взлетные полосы для авиалайнеров с триколорами

Украинская земля закрывает свои взлетные полосы для авиалайнеров с триколорами

С середины осени Украина закрыла авиасообщение с Россией в ответ на аналогичные санкции РФ. Это серьезный шаг к окончательному разрыву связей между странами

Воскресенье 25 октября станет последним днем, когда украинские аэропорты будут открыты для российских самолетов. Уже с понедельника авиасвязь между двумя государствами прервется.

Теперь украинцы не смогут сделать как минимум две вещи: полететь из Киева в Москву за €85 и потратить на это путешествие всего полтора часа. В результате взаимных санкций самым коротким маршрутом из Киева в столицу соседнего государства станет полет с пересадкой в Кишиневе — 2 часа 25 минут. А дешевле всего будет путешествовать через Вильнюс — €148.

Небо стало отражением того, что делается на земле: после агрессии РФ по отношению к Украине страны Запада ввели ряд санкций, направленных против Кремля. К ним все более активно присоединяется Киев. И операция Закрытые аэропорты стала одним из самых масштабных шагов Банковой и Грушевского в этом направлении за последнее время — если ранее Украина выставляла запреты против отдельных российских компаний, банков и физических лиц, то в этом случае удар пришелся по целой отрасли. “Этим дело не закончится: последуют новые санкции”,— говорит Тарас Березовец, политтехнолог, директор компании Berta Communications.

В посадке отказать

Первым ход в небо сделал Евросоюз, который более года назад ввел санкции против российского лоукостера Добролет, летавшего в оккупированный Крым. Тогда Москва ответила запретом на транзитные полеты через свое воздушное пространство — но лишь для украинских самолетов.

16 сентября 2015‑го президент Петр Порошенко подписал указ о санкциях в отношении российских компаний физических лиц. В числе нежеланных в Украине был ряд российских авиаперевозчиков, в том числе отраслевой гигант Аэрофлот. Ему и другим участникам рынка Киев начислил штрафы за несанкционированные рейсы в Крым. Как написал по этому поводу на своей странице в Фейсбуке Сергей Петухов, заместитель министра юстиции Украины: “На 1 октября по факту нарушения воздушного пространства над Крымом российским компаниям было насчитано 646 млн грн штрафов. Уплачено в бюджет: 00 рублей, 00 копеек”.


Крупнейшему украинскому авиаперевозчику МАУ теперь нужно искать достойную замену российским маршрутам
Крупнейшему украинскому авиаперевозчику МАУ теперь нужно искать достойную замену российским маршрутам


Россия в ответ закрыла свои аэропорты для всех украинских перевозчиков. Ход опять перешел к Киеву, который поступил точно так же по отношению к россиянам.

В итоге небо РФ закрылось перед украинцами полностью, а россияне могут пролетать над Украиной, но уже не получат посадки.

Разрыв вышел громким — в нем поучаствовали высшие чиновники. Так, премьер-министр Арсений Яценюк заявил: “Нечего российским компаниям с триколорами делать в украинских аэропортах”.

Полный перерасчет

Запреты дорого обойдутся обеим сторонам.

Пассажиропоток между странами, по оценкам Росавиации, составляет 800 тыс. человек в год. Около 70 % из них перевозили авиакомпании из РФ, остальное — украинские.

Больше других, как считает Александр Ланецкий, гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support, пострадает Аэрофлот, который потеряет около 2 %, или 400 тыс. человек пассажирооборота. Запрет сильно ударит и по компании Международные авиалинии Украины (МАУ), принадлежащей миллиардеру Игорю Коломойскому. Однако если смотреть относительно структуры доходов, убежден Ланецкий, больше остальных пострадает еще одна компания из Украины — Днеправиа, которую также связывают с Коломойским.

Точный размер потерь эксперт назвать не берется — данные всех компаний закрыты. Но ранее министр транспорта РФ Максим Соколов оценивал убытки авиакомпаний двух стран от взаимных запретов в 7–8 млрд руб. ($110–130 млн).

МАУ оценивают собственные потери более чем в $35 млн в год.

Ланецкий отмечает, что также пострадают аэропорты. В первую очередь — Днепропетровский и Одесский: их пассажиропоток уменьшится на треть.

Убытки сторон могли бы быть еще больше, если бы Украина запретила транзит российской авиации. Но это слишком дорого: по словам Александра Кавы, экс-советника министра инфраструктуры, в таком случае госпредприятие Украэрорух, осуществляющее навигацию в небе страны, недополучит $150 млн в год.

От нынешних запретов пострадают и пассажиры. Вместо билета за €85 на прямой рейс им придется выкладывать €140–380. И лететь с пересадками. “Здесь будут рассматриваться все возможные варианты: Рига, Минск, Хельсинки, тот же Стамбул”,— говорит Евгения Сацкая, пресс-секретарь МАУ.

По ее словам, новые сложности обязательно приведут к подорожанию билетов: ведь в их цену включат дополнительные аэропортовые сборы. Да и себестоимость полетов возрастет.

В этой ситуации МАУ, например, сможет частично компенсировать свои убытки за счет развития новых направлений, говорит Ланецкий. Но полностью покрыть потери не удастся.

Пора действовать

До последнего времени Украина с большой осторожностью вводила санкции против России, максимально дистанцируясь от подобных ограничений, инициируемых Западом. Так, когда в августе 2015‑го одно из крупнейших украинских финучреждений — Проминвестбанк (ПИБ) — попало в санкционный список США как принадлежащее российскому государственному Внешэкономбанку, Украина не сделала аналогичного шага. Мол, ПИБ слишком важен для экономики страны, входит в число системных. “Многие еще помнят, что с проблем именно в этом банке в Украине начался кризис 2008–2009 года”,— говорит политолог Владимир Фесенко, директор Центра политических исследований Пента.

Экономические соображения долго удерживали официальный Киев от серьезных санкций. Кава вспоминает, что еще в феврале этого года Совбез рассматривал вопрос прекращения авиационного сообщения с РФ. Тогда речь даже шла о запрете транзита российских самолетов и железнодорожного транспорта. Но Совбез, мол, не устоял перед цифрами потенциальных потерь Украэроруха, а также перед перспективой снижения грузооборота Укрзализныци на 20 %.

Но внезапно Киев перешел от слов к делу. Фесенко полагает, что причина — в крайней неповоротливости украинской государственной машины, которая лишь сейчас добралась до реальных санкций.

А вот Березовец полагает, что здесь не обошлось без давления извне. “Наши западные партнеры всегда выражали недовольством тем, что они ввели санкции и несут потери, а Украина — нет”,— говорит эксперт. Теперь официальный Киев шаг за шагом начинает делать то, что должен.

Кроме того, по словам обоих политологов, санкции — это способ надавить на Коломойского. Ведь с самого начала, когда Украина вводила санкции против Аэрофлота, было понятно: ответные санкции — лишь вопрос времени. И наибольший удар примут на себя МАУ и Днеправиа. Так, мол, Коломойскому ответили на создание и финансирование оппозиционных политсил.

Однако главная причина скрыта все же во внешней политике. “Похоже, принято решение по отделению Украины от России. И принято оно не у нас: президент Петр Порошенко следует этому плану”,— полагает Березовец.

Материал опубликован в НВ № 38 от 16 октября 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: