25 мая 2017, четверг

У политиков отбирают монополию на борьбу с монополиями

Против экс-главы АМКУ Василия Цушко ведется расследование - рассказал сегодня нардеп Сергей Лещенко

Против экс-главы АМКУ Василия Цушко ведется расследование - рассказал сегодня нардеп Сергей Лещенко

У парламента дошли руки до органа, задача которого – холить и лелеять конкуренцию и бороться с монополиями во всех их проявлениях. И который годами выполнял свои функции с точностью до наоборот

Сегодня, 7 апреля, депутаты взялись за Антимонопольный комитет (АМКУ). Утром парламент поддержал в первом чтении законопроект 2102, который сделает работу Комитета еще не прозрачной, но уже – публичной. В частности, он обязывает АМКУ публиковать все его решения на официальном сайте в течение 30 дней.

"Это невыгодно крупному бизнесу и разным олигархическим структурам – чтобы не дай Бог какая-то информация о том, кто кого покупает, как укрупняются бизнесы, не просочилась", - говорит НВ инициатор закона нардеп Виктория Пташник (Самопомощь).

Предположительно на этой же неделе Рада должна поставить точку в истории с назначением главы АМКУ – по политическим причинам Комитет не может получить руководителя уже 13-й месяц.

На очереди и еще одна норма, которая лишит АМКУ широкого поля для злоупотреблений – штрафной вилки, которая позволяет выписывать санкции компаниям на собственное усмотрение чиновников (законопроект 2431).

Пока должность главы АМКУ будет политической, говорить о том, что Антимонопольный комитет борется с монополиями – это из серии "пчелы против меда"

На практике это проявлялось в том, что за однотипные нарушения разные компании получали "разнотипные" штрафы – кто-то отделывался замечанием, а менее удачливые платили многомиллионные штрафы. Речь идет о достаточно больших суммах – по закону верхняя граница штрафов за самые грубые нарушения антимонопольного законодательства установлена на уровне 10% годового оборота компании. В случае крупного бизнеса это означает миллионы долларов.

"Как Комитет подходит [к определению размера штрафа]? Почему он налагает на кого-то миллионные санкции, а на кого-то – 10 тысяч? Предприниматели не понимают. Происходит манипуляция", - говорит Пташник.  

Технически благодаря предусмотренной законом вилке, АМКУ имеет идеальный инструмент для давления на бизнес – например, в виде возможности намекать, что при определенных условиях сумма штрафа может быть и меньшей.

На практике в украинских реалиях столь чрезмерная свобода действий АМКУ превращается в огромные коррупционные риски, рассказывает Тарас Качка, вице-президент Американской торговой палаты в Украине (АСС). "В прошлом мы сталкивались с абсолютно парадоксальными ситуациями, когда одна компания за незначительную ошибку в маркировке получала штраф в размере 50 млн грн, а другая – рекомендацию исправить ошибку", - говорит он.

Вдобавок к этому, Комитет и только он один наделен правом пересматривать его же собственные решения о размерах штрафов. То есть АМКУ имеет право уменьшить им же выписанный многомиллионный штраф до каких-то нескольких тысяч в случае, если "клиент", то есть оштрафованная компания, решит оспорить санкции. Что также дает пространство для маневра и почву для злоупотреблений.

При этом если речь идет о международном бизнесе, то по закону штраф может быть наложен не только на оборот локальной украинской дочки, а на глобальный оборот компании.

"Мы считаем, что такая практика непрозрачна", - говорит Пташник.

О том, что к злоупотреблениям такого рода были причастны самые высокие руководители АМКУ, не далее как сегодня рассказал нардеп Сергей Лещенко. По его словам, против экс-главы АМКУ Василия Цушко на сегодняшний день открыто уголовное производство именно в связи с принятием им решения о снижении штрафа, наложенного на некую компанию "Фанеры и плиты".


Экс-главу АМКУ Николая Цушко подозревают в злоупотребление служебным положением - об этом рассказал сегодня нардеп Лещенко Фото: amc.gov.ua
Экс-главу АМКУ Цушко подозревают в том, что он, злоупотребляя служебным положением, снизил сумму штрафа с 16 млн грн до нескольких десятков тысяч Фото: amc.gov.ua


"Он [Цушко] снизил штрафные санкции с 15,9 млн до 30 тыс. грн, - утверждает Лещенко. - Эта практика, когда штрафные санкции снижаются и являются предметом непрозрачных манипуляций, и стала причиной для открытия производства в отношении бывшего главы Антимонопольного комитета господина Цушко".

Цушко возглавил АМКУ при экс-президенте Викторе Януковиче в 2011-м и был уволен при новой власти, в конце марта 2014-го. Его первым замом все это время был выходец из Донецка Рафаэль Кузьмин, кузен замгенпрокурора Рената Кузьмина.

С момента ухода Цушко, то есть вот уже более года, Антимонопольному комитету не могут назначить нового руководителя – его функции исполняет Николай Бараш, работающий в системе АМКУ уже более 20 лет.


Последний год обязанности главы АМКУ исполняет проработавший в системе 20 лет Николай Бараш Фото: amc.gov.ua
С 2014-го обязанности главы АМКУ исполняет проработавший в системе 20 лет Николай Бараш Фото: amc.gov.ua


Ответ на вопрос, почему Комитет уже 13-й месяц остается без постоянного руководителя, лежит в политической плоскости – многие хотят получить его под свое влияние и контроль.

В последние месяцы в парламентских кулуарах активно обсуждалась тема о том, что определенные силы добиваются назначения главой АМКУ нардепа Народного фронта Андрея Иванчука – соратника премьер-министра Арсения Яценюка и бизнес-партнера олигарха Игоря Коломойского. В сферу деловых интересов последнего, как известно, входят сразу несколько отраслей экономики, которые могут интересовать АМКУ с точки зрения монополизации рынка. Сам Иванчук информацию о своем назначении назвал слухами.

В конце концов кандидатуру Иванчука все-таки сняли с повестки – после того, как информация о его назначении получила широкую огласку, а также после недавнего скандала вокруг Коломойского и Укрнафты. Иванчук, как известно, возглавляет парламентский Комитет по вопросам экономической политики, несколько месяцев саботировавший рассмотрение законопроекта о снижении влияния олигарха на госпредприятие.

Очевидно, что до тех пор, пока должность главы АМКУ будет оставаться политической, говорить о том, что Антимонопольный комитет борется с монополиями – это из серии "пчелы против меда". 

"Сейчас это [назначение главы Комитета] – политический вопрос, поэтому АМКУ используется скорее для сохранения монополий. В контексте спорадических попыток назначить на пост контролируемого властью человека мы видим, что нужно просто законодательно упразднить возможность для коррупции так же, как и возможность "лупить" штрафы с потолка. Все назначения должны быть на конкурсной, прозрачной основе, - говорит Виталий Шабунин, глава Центра противодействия коррупции. - Слава Богу, что Коалиция заблокировала Иванчука. Имели бы не регулятора, а "регулятора".


Адрею Иванчуку, соратнику премьера Арсения Яценюка, до недавнего времени прочили кресло главы АМКУ Фото: pravda.com.ua
Андрею Иванчуку (слева), соратнику премьера, до недавнего времени прочили кресло главы АМКУ Фото: pravda.com.ua


Руководить Комитетом должен некий технократичный состав, и именно об этом раз и навсегда должны договориться политики, считает Качка из АСС. По состоянию на начало апреля среди кандидатур, которые рассматривал Камбин на пост главы АМКУ, политически незаангажированных, по словам Пташник, не было.

"Это должен быть человек, который не будет создавать гавань для большого бизнеса и крышевать его", - говорит она.

В бизнес-среде задачу лишить политиков монополии на Антимонопольный комитет сегодня называют делом чести для страны.

Среди международных компаний Украина печально известна именно благодаря деятельности АМКУ - Тимур Бондарев, управляющий партнер Arzinger

"Это репутационный вопрос. Среди международных компаний Украина печально известна именно благодаря деятельности АМКУ, - рассказывает Тимур Бондарев, управляющий партнер и адвокат в области антимонопольного и конкурентного права юрфирмы Arzinger. - Система штрафов очень непрозрачна, и это лишь один из проблемных моментов. ".

Для иностранного бизнеса наведение порядка в анитимонопольной сфере в Украине будет означать более цивилизованный и благоприятный климат для ведения коммерческой деятельности. В прошлом году АМКУ вынес 2,5 тыс. решений и 2.800 рекомендаций – это в 5-7 раз больше, чем принимают аналогичные органы за границей. Он перегружен ненужными обязанностями. К примеру, в функции АМКУ входит одобрение и согласование транзакций, которые международные компании, имеющие бизнес в Украине, проводят где-нибудь в Южной Америке.

В контексте уже успевшей набить оскомину деолигархизации без нормально работающего АМКУ цивилизованного рынка в Украине также не будет. А для рядового потребителя Комитет, который не обслуживает политиков, а выполняет свою функцию контроля большого бизнеса – это вопрос качества и цены товара. Коль скоро главная миссия Комитета – стимулировать конкуренцию. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: