11 декабря 2016, воскресенье

Турецкая птичка взлетела. AtlasJet совершила первый полет Киев - Львов

Год назад турецкая компания AtlasJet вступила в борьбу за право летать в Украину. Вчера турки полетели, но долго ли продлится у них эйфория от полета, пока неясно

Год назад турецкая компания AtlasJet вступила в борьбу за право летать в Украину. Вчера турки полетели, но долго ли продлится у них эйфория от полета, пока неясно

Вчера из Киева во Львов отправился первый рейс турецкой авиакомпании AtlasJet. Со стороны турок это, скорее, демонстрация готовности работать, чем ее серьезное начало

"Рады приветствовать вас на борту AtlasJet. Погода хорошая, небо чистое. Может быть только незначительная турбулентность". Так начался первый полет новой турецкой компании на авиарынке Украины.

Небо над самой авиакомпанией не так безоблачно. Тучи сгущает ожидание решения профильной комиссии в Госавиаслужбе 26 июня. Тогда станет понятно, дадут ли AtlasJet права на новые авианаправления или все снова заберет монополист МАУ.

Первый взлет: без шампанского, но с аплодисментами

Посадка на рейс начинается в 9.25. Стандартная фраза "Приготовьте паспорта". Один пассажир задерживается. Это министр инфраструктуры  Андрей Пивоварский. Главный гость появляется в 9.26.


Опоздавший на одну минуту на рейс министр Андрей Пивоварский "в наказание" летит во Львов эконом-классом
Опоздавший на одну минуту на рейс министр Андрей Пивоварский "в наказание" летит во Львов эконом-классом


Журналистов у самолетного трапа встречает лично директор Атласджет Украина Сергей Подгородецкий. Под шум звуки работающего двигателя коротко объясняет, что "главное" будет известно 26 июня, и в двух словах рассказывает о самолете – "150 кресел эконом-класса и 8 бизнес". Эконом-классом летит и министр Пивоварский.

Как только пилот объявляет о том, что самолет набрал высоту – пассажиры аплодирует. Шампанского нет, да и радоваться пока рано.

AtlasJet Украина – дочерняя авиакомпания турецкой AtlasGlobal, борется за право летать над украинским небом уже год. "Год назад мы гордо пришли с протоколом, приказом министра транспорта, что все готово: "Мы летим", - рассказывает Подгородецкий. В течение года правил на рынке авиаперевозок просто не было. Они начали действовать с 5 июня.

Новый приказ Госавиаслужбы с одной стороны наконец установил правила авиаперевозок, а с другой – может свести на нет годовую борьбу турецкой авиакомпании за украинский рынок. Дело в том, что в приказе есть пункт о праве на эксплуатацию воздушных линий только для компаний, которыми владеет Украина и/или граждане Украины. Действовать это норма начнет через год, но иностранные инвесторы могут начинать переживать уже сейчас.

"686 приказ – шаг назад. Украина просит иностранные инвестиции, но по этому приказу турки должны сворачивать бизнес. Через год вводится норма, что каждый собственник должен быть или государством Украина или гражданином Украины. Кто делает бизнес на год? Если приказ не будет отменен – мы идем в тупик", - рассказывает глава UM Air Родриг Мерхеж.


Украина просит иностранные инвестиции, но по новому приказу они должны сворачивать бизнес, говорит глава UM Air Родриг Мерхеж.
Украина просит иностранных инвестиций, но сама вынуждает иностранцев сворачивать бизнес, говорит глава UM Air Родриг Мерхеж.


В ноябре прошлого года UM Air вместе с компаниями AtlasJet Украина, Визз Эйр Украина, ЮТэйр-Украина, Хорс, Дарт, Буковина, Трансаерохэндлинг организовали Ассоциацию авиапредприятий Украины, которая единым фронтом отстаивает свои права в борьбе с монополизмом на украинском авиарынке.

"Что получили от этого приказа? Через год будут спрашивать: кто вложил деньги в твою компанию? Меня это мало волнует. Меня волнует, кто открыл рабочие места. Понимаете, просто переписать позицию ЕС неправильно. В пределах 28 стран это все возможно. Почему они это записали? Они боятся американских инвестиций. Но разве можно Украине такое делать? А что делать туркам?" – спрашивает глава Ассоциации и бывший глава Госавиаслужбы Николай Марченко.

Разрезая праздничный торт

Пресс-конференцию по поводу первого полета в месте назначения рейса, во львовском аэропорту, открывает сам министр.

"Правительство Украины поддерживает развитие конкуренции в авиапространстве, уменьшение цен для пассажиров, более безопасные авиаперевозки. Очень рад, что событие произошло. К сожалению, ушло много времени, чтобы упорядочить правила", - говорит Пивоварский.

На мероприятии – глава львовской облгосадминистрации Олег Синютка и мэр Львова Андрей Садовый. Оба благодарят министра "за проделанную работу и поддержку".

"Нужно поблагодарить новую команду, которая пришла в министерство инфраструктуры. Барьер в гражданской авиации было сложно преодолеть", - вторит им Подгородецкий.

Поддакивает ему Садовый, добавляя, что радоваться пока рано и "главная задача власти – не мешать работать".

На полях мероприятия глава той же UM Air Родриг Мерхеж более сдержан в похвалах: "Мы судим по результатам. Полгода мы дали министру и министерству, но ничего не происходит. Если будут результаты, то мы увидим, что Министерство борется, а все остальное – просто обещания".  

Он рассказывает, что не все авиакомпании в Украине играют "по правилам".

"На комиссии 9 июня приняли решение отложить рассмотрение заявки МАУ на маршруты Киев-Оман-Киев. На следующий день Антонюк [глава Госавиаслужбы] подписывает им разрешение на выполнение полетов в Оман. Беспредел принимает все большие обороты", - говорит Мерхеж.

На вопрос, стоит ли ожидать честного распределения направлений 26 июня, глава UM Air отвечает тоже критически: "Мы хотели показать министру, правительству, что готовы. Все мы презентовали первый полет. Теперь нам нужна нормативная база, по которой можно работать. Следующий этап – после получения всех разрешений. Получит ли их AtlasJet – большой знак вопроса. А если получит, а Антонюк потом сам отменит это решение?".

В конце мероприятия символически "приговаривают" праздничный торт.


Большие турецкие надежды

Когда съедают торт, а министр вместе со львовским мэром покидают аэропорт, НВ подлавливает на выходу Подгородецкого, чтобы спросить, есть ли у компании план Б на случай, если 26 июня маршрутов ему не дадут.

- Что ожидаете от 26 числа? Дадут вам 30 маршрутов?

- Сложно сказать. На предыдущей комиссии был напряженный диалог, сложная ситуация. Монополист использует свои правила игры, в том числе и незаконные. Он создает остальным искусственные проблемы. Мы пытаемся выжить в таких условиях. Еще год назад мы получили направление Львов-Киев. Нам отказали в международных направлениях, что было нарушением законодательства. Мы повторно инициировали комиссию 3 июля прошлого года. До сих пор ничего не выполнено, а наши оппоненты заблокировали все возможные решения. Кто-то должен научить их цивилизованности.


"Мы летим" - год назад сказал министру директор Атласджет Украина Сергей Подгородецкий. Вчера они полетели
"Мы летим" - год назад сказал министру директор Атласджет Украина Сергей Подгородецкий. Вчера они полетели


- Министр на вашей стороне?

- Не может один министр навести порядок в целой отрасли, где годами был беспорядок. Такого как сейчас не было в авиационной отрасли Украины никогда. Мы это почувствовали. Другие просто отказывались инвестировать. Наш реальный целевой инвестор просто не понял, в чем проблема. Он решил защищать свою правоту и свои инвестиции.

- Сколько денег вы потеряли за время простоя?

- Назвать это инвестицией или прямым убытком? Более $21 млн. Мы начали работу, но не получили право работать. Просто плюнуть на все, забрать весь персонал, забыть об этой стране?

- Исчерпан ли ваш конфликт с МАУ? Вы нашли какой-то компромисс?

- Нет, компромисс найден не был, но был определенный сдвиг, который позволил механизму выдачи прав заработать. 26 июня будет решающий день не только для нашей компании. Наши оппоненты постоянно говорят о вынужденной монополии. Тогда мы и увидим, вынужденная эта монополия или спланированная.

- Если вы не получите новые направления, как будете работать?

- При отсутствии новых направлений мы не можем говорить ни о какой работе. Есть наивные инвесторы, а есть целевые. Мы не можем сказать инвестору, что прав нет и не будет. Выход один: свернуть инвестиции, уйти в глубокую оппозицию, отстаивать через европейские институции свои права, но никаких компромиссов в таком случае не будет. Летать тогда будем вне границ Украины по нерегулярным рейсам. Смысл что-то делать, если нам не дадут направления?

В терминале львовского аэропорта за несколько минут до посадки на обратный рейс в Киев появляется медработник в медицинском халате с нашивками AtlasJet. "Зачем? Мы скорую помощь не вызывали", - шутят пассажиры. "Да это врач Антонюку нужен", - звучит из-за спины. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: