23 марта 2017, четверг

Арабы заменят россиян и англичан на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха

комментировать
Арабы заменят россиян и англичан на курортах Хургады и Шарм-эль-Шейха
Теракт в российском самолете над Синаем нанес мощный удар по туристической отрасли Египта, а заодно и по его экономике. Чтобы выстоять, курорты страны, потеряв британцев и россиян, зазывают на свой all inclusive братьев-арабов

После крушения российского лайнера над Синайским полуостровом, которое произошло 31 октября, отель Coral Sea Sensatori в Шарм-эль-Шейхе опустел. Основную массу отдыхающих здесь традиционно составляли британцы, и теперь из‑за отсутствия постояльцев отель рискует закрыться.

Сотрудники отеля выглядят озабоченными, но о происходящем не говорят. А оставшиеся отдыхающие признают, что здесь “по‑прежнему хороший сервис, но пляжи нелюдимы и атмосфера мрачная”.

Британец Айан, который отдыхал в Шарм-эль-Шейхе до середины ноября, также рассказывает, что стал свидетелем довольно печального зрелища. “Улицы пусты, туристы уезжают, и им на смену не прибывают новые,— рассказывает он НВ.— Наш отель закрыл одну свою половину, здесь остались в основном итальянцы и несколько других национальностей, в том числе украинцы”.

Теракт, в результате которого разбился российский авиалайнер, а 224 его пассажира и члена экипажа погибли, заставил ряд стран частично либо полностью отменить авиасообщение с Египтом. Первой это сделала Великобритания, запретив своим операторам полеты в Шарм-эль-Шейх. Вслед за ней от полетов в Египет полностью отказалась Российская Федерация. А туристы из многих стран мира, которые планировали отдых в Египте на ближайшие месяцы, начали массово отказываться от него.

В их числе и украинские туристы, что заставляет отечественных туроператоров констатировать: желающих отдохнуть в стране бедуинов и пирамид среди сограждан становится все меньше, хотя и стоимость путевок существенно упала, в некоторых в случаях — в два и даже в три раза.

 

  

Власти Египта вынуждены признать, что потеря турпотока нанесла их экономике серьезный удар. Каждый месяц страна будет терять по $280 млн, заявил министр туризма Египта Хешам Заазу. По его словам, российские и британские туристы составляли значительную часть отдыхающих в стране. Теперь местные власти задумались, как восполнить эти потери.

Значимость туристической отрасли для экономики Египта невозможно недооценить. В 2014 году ее общий вклад и связанных с ней видов деятельности в ВВП страны составил почти 13%, а количество занятых в этой и смежных индустриях достигло 2,9 млн человек — это 11,6% всех рабочих мест в стране. По прогнозам Всемирного совета по туризму и путешествиям в 2015 году оба эти показателя должны были вырасти более чем на 4%. Однако трагедия в воздухе над Синаем внесла свои коррективы.

“Если до 2011‑го прямой доход от туризма составлял около $14 млрд, то в следующем году этот показатель упадет до $6–7 млрд”, — делает неутешительный прогноз Дэвид Баттер, исследователь политики, экономики и бизнеса Ближнего Востока и Северной Африки в Королевском институте международных дел Chatham House. А Амр Адли, исследователь ливанского Ближневосточного центра Карнеги, называет авиакрушение на Синае “катастрофой для туристической отрасли Египта”.

Тем временем власти страны, потеряв британцев и россиян, заговорили о новой перспективе, способной спасти отрасль — превратить свой курорт в популярное место отдыха для граждан государств арабского мира.

 

Туристический сбор

Как быстро восстановится туристическая отрасль Египта и восстановится ли вообще, аналитики сегодня сказать не готовы — доверие иностранных туристов к здешнему отдыху будет вернуть непросто.

После свержения диктаторского режима Хосни Мубарака в 2011 году Египет переживает период политической нестабильности. Из-за вооруженных столкновений, террористических атак и нападений на туристов иностранные правительства то и дело рекомендуют своим гражданам отказаться от посещения здешних курортов. По наблюдениям экспертов, первыми в подобных ситуациях на побережье Красного моря возвращаются россияне и жители Восточной Европы. Однако в этот раз руководители Российской Федерации о возобновлении египетских рейсов даже в далекой перспективе молчат.

По данным недавнего опроса жителей Великобритании, который провел глобальный портал туристических предложений Travelzoo, трое из четырех респондентов будут избегать путешествий в мусульманские страны. О своих опасениях говорят и опрошенные НВ британские туристы.

“Мы любим Египет, но сомневаюсь, что вернемся туда, потому что больше не чувствуем себя в безопасности”,— говорит Дебби Лоренс, чья семья за несколько дней до трагедии вернулась в Манчестер из Хургады.

 


МЕРТВЫЙ СЕЗОН: После теракта в российском лайнере над Синаем от поездок в Египет отказываются россияне, британцы и граждане многих других стран
МЕРТВЫЙ СЕЗОН: После теракта в российском лайнере над Синаем от поездок в Египет отказываются россияне, британцы и граждане многих других стран


Ее мнение разделяет Найджел Браун из британского Девона, который отдыхал в Хургаде в начале ноября, через десять дней после крушения. “На курорте я чувствовал себя в безопасности, однако переживал по поводу перелетов”,— признается он и утверждает, что волновался небезосновательно: несмотря на усиленные проверки транспорта и самих пассажиров, его, вопреки обычным требованиям, пропустили на борт с двухлитровой бутылкой воды, которую он купил в городе.

Египетские чиновники не раз заявляли о безопасности своих курортов: здесь установлено множество камер видеонаблюдения, ведется регулярное патрулирование, а весь персонал, который работает с туристами, имеет специальные разрешения служб безопасности. Однако после катастрофы серьезные прорехи были обнаружены в системе безопасности как раз аэропорта Шарм-эль-Шейха, где, как оказалось, не работают сканеры, процветают халатность персонала и взяточничество. Под вопросом оказалась безопасность воздушных ворот и других популярных египетских курортов.

“Меня шокировала система безопасности аэропорта,— признается Лоренс.— Из-за технических сбоев наша регистрация задерживалась, и сотрудники торопились пропустить всех пассажиров; сканеры часто сигналили, но никто не обращал на это внимания”.

Не только теракты, которые происходят довольно часто в разных регионах Египта, но и быстро распространяющаяся информация о недостаточной безопасности египетских аэропортов будет сдерживать поток туристов в кратко- и среднесрочной перспективе. Так считает Адли из Центра Карнеги, который убежден, что поднять туризм в Южном Синае в ближайшее время не удастся.

“Хотя благодаря своей изолированности этот регион был одним из немногих, которые не пострадали от сокращения туризма после 2011 года”,— констатирует Адли спад, который произошел из‑за арабской весны.

  


ДОСМОТР С ПРИСТРАСТИЕМ: Усиление мер безопасности в аэропортах Египта пока не заставило Великобританию и Россию восстановить авиасообщение с курортом
ДОСМОТР С ПРИСТРАСТИЕМ: Усиление мер безопасности в аэропортах Египта пока не заставило Великобританию и Россию восстановить авиасообщение с курортом


Теперь, чтобы поддержать туристическую отрасль, Египет будет создавать новые возможности для туристов из близлежащих стран, предполагает Йегане Моракабати, доцент Борнмутского университета, которая занимается исследованием террористической опасности в Средневосточном регионе и ее влияния на туризм.

“Население Среднего Востока и некоторых африканских стран разделяет религию и культуру египтян, что вместе с географической близостью может привлечь больше туристов из этих регионов”,— говорит Моракабати. Впрочем, жители арабских стран и ранее составляли значимую долю турпотока — в 2014 году египетские курорты посетили 1,8 млн арабских туристов.

 

Альтернативный доход

По данным Всемирного банка, после революционных событий в 2011 году рост ВВП Египта снизился до 2% в сравнении с 4,8% годом ранее. Однако с тех пор показатель рос, и в 2015 году должен был достичь 4,3 %. Выйти же на докризисный уровень страна могла бы к 2017 году, отмечено в июньском аналитическом отчете организации. Однако проблемы в туристической отрасли, которая тесно связана с другими секторами экономики, делают этот прогноз далеким от реальности.

Есть и другие факторы риска, которые способны помешать восстановлению Египта.

Угрозу внутренней безопасности Египта составляет его общая политическая нестабильность — Синайский полуостров, который после свержения Мубарака стал местом сбора джихадистов со всего мира, а также загнанная в подполье репрессиями президента Абделя Фаттаха Ас-Сиси оппозиция.

О репрессивности режима действующего президента говорят многие иностранные эксперты. При этом сами египтяне имеют различные мнения на этот счет. “Мы наконец получили профессионального президента после всех страданий от Братьев мусульман”, — говорит НВ руководитель технического подразделения одного из пятизвездочных отелей Шарм-эль-Шейха Мохи Таха.

С ним не согласен инженер Мостафа Аббасс. Он сравнивает правление Ас-Сиси с диктатурой Мубарака, вспоминая о непродолжительном правлении Мухаммеда Мурси и партии Братья мусульмане как времени максимальных свобод. “До 2011 года Египет был тюрьмой с несколькими миллиардерами, которые контролировали все, — говорит Аббасс. — Потом на несколько месяцев мы стали свободны. После чего армия взяла все под контроль, и Египет вновь стал тюрьмой”.

 


ПОСЛЕ ТЕРАКТА: Российский лайнер упал в Синайской пустыне 31 октября, и финальная точка в расследовании крушения еще не поставлена
ПОСЛЕ ТЕРАКТА: Российский лайнер упал в Синайской пустыне 31 октября, и финальная точка в расследовании крушения еще не поставлена


По мнению экспертов, перспективы демократизации Египта пока довольно призрачны. Тем не менее именно рост свобод вместе с общим порядком может открыть новые возможности для населения и стимулировать развитие экономики страны.

Причем в последнее время Египет чувствовал себя довольно уверенно. В марте этого года на международной инвестиционной конференции в Шарм-эль-Шейхе президент Абдель Фаттах Ас-Сиси заявил, что для развития его страны с населением почти 90 млн человек требуется от $200 млрд до $300 млрд. В ответ иностранные инвесторы поспешили с многообещающими заявлениями. Так, нефтяной гигант British Petroleum анонсировал реализацию в Египте нового проекта с бюджетом $12 млрд, а Coca-Cola заявила о намерении потратить $500 млн на строительство завода вблизи Каира.

Также в феврале власти Египта и Российской Федерации подписали соглашение о развитии проекта по строительству на территории Арабской Республики первой в истории этой страны АЭС. А министр строительства Египта Мустафа Мадбули сообщил о планах масштабного строительства новой столицы площадью 700 кв. км к востоку от Каира.

Международные прогнозы подкрепили надежды египетских властей: весной агентство Moody’s подняло кредитный рейтинг Египта до В3 со стабильным прогнозом.

Еще большей уверенности египетским властям принес тот факт, что в августе итальянская энергетическая компания ENI заявила о грандиозной находке: на побережье Египта было обнаружено одно из крупнейших в мире газовых месторождений площадью 100 кв. км. Запасы месторождения, получившего название Зор, оцениваются в 850 млрд куб. м и способны обеспечить Египет газом на десятилетия вперед.

К тому же хорошей новостью стало открытие новой ветки Суэцкого канала. На протяжении долгих лет канал остается одним из основных доноров египетского бюджета, принося в кассу страны более $400 млн ежемесячно.

Не думаю, что я вернусь в Египет в ближайшее время
Найджел Браун, житель Великобритании

С начала 2015 года плата за проход судов по этой водной артерии обеспечила Египту более $3,9 млрд в год. А благодаря расширению канала к 2023‑му египтяне рассчитывают зарабатывать уже до $13,2 млрд ежегодно.

В целом туристический сектор хотя и наиболее перспективная, но не основная статья доходов Египта, подчеркивают эксперты. Если прямые поступления от туризма составляют около $7 млрд, то поступления от экспорта промышленной продукции составляют около $28 млрд, валютные переводы египтян, работающих за пределами страны, — $20 млрд, а главное и наиболее перспективное, — пошлина с иностранных кораблей за проход по Суэцкому каналу и экспорт нефти.

Еще одной важной доходной статьей бюджета считается сельское хозяйство, в котором занято до 30 % населения страны.

Также Египет зависим от финансовой поддержки стран Персидского залива. “Такая поддержка обусловлена политическими причинами, но в будущем она может стать менее щедрой в результате снижения цен на нефть”, — считает Эккерт Воэрц, кандидат экономических наук и исследователь Центра международных отношений в Барселоне.

Ахиллесовой пятой египетской экономики эксперты называют валютные поступления. “Последние шесть-семь месяцев в стране наблюдается нехватка иностранной валюты, что плохо сказывается на возможностях роста сервисного и производственного секторов”, — отмечает Адли.

Правительство Египта пытается привлечь иностранный капитал и внедряет несколько противоречивых программ, направленных на ограничение импорта, чтобы управлять дефицитом платежного баланса, считает Адли. Тем не менее скорое восстановление экономики Египта маловероятно, говорит эксперт. Для этого, безусловно, необходим сильный туризм, однако в ближайшее время этого не предвидется.

Вот и британец Найджел Браун, который недавно вернулся из Хургады и собственными глазами видел пустые отели и пляжи, выражает мнение многих своих соотечественников: “Не думаю, что я вернусь в Египет в ближайшее время — у меня осталось неприятное послевкусие”.

  

Материал опубликован в НВ №44 от 27 ноября 2015 года.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: