27 апреля 2017, четверг

Надоело смотреть, как депутат П. дал по голове депутатке К. Кинопродюсер Созановский о том, как Украина станет трендовой страной

Надоело смотреть, как депутат П. дал по голове депутатке К. Кинопродюсер Созановский о том, как Украина станет трендовой страной
Сергей Созановский, создатель десятков сериалов и совладелец крупнейшей киностудии FILM.UA, утверждает, что при всех звездах, которые никак не сходятся над Украиной, она реально может быть очень трендовой

Сергей Созановский — личность в мире украинского кино и телевидения известная. Сегодня его называют среди самых успешных кинопродюсеров страны: Созановский создал крупнейшую отечественную киностудию FILM.UA, а в прошлом много лет руководил Интером.

В портфолио продюсера Созановского самая громкая и кассовая украинская кинопремьера последнего времени Незламна, а также до сотни сериалов, среди которых детектив Нюхач и мелодрама Женский доктор.

Еще два года назад кинопроизводство в Украине было делом почти политическим: эту не слишком денежную отрасль курировал Виктор Янукович-младший. Кино щедро финансировали из государственного бюджета, а бизнесмены, желавшие приблизиться к члену правящей семьи, вкладывали деньги в производство художественных фильмов. Владелец FILM.UA тоже принял участие в этом “празднике жизни”: его киностудию чуть было не забрали рейдеры от власти.

С тех пор на FILM.UA — усиленная охрана, почти как в банке. “Мы как тот комсомольский бронепоезд, который стоит на запасном пути, мало ли что”,— шутит Созановский.

Гораздо приветливее студия внутри. Ее интерьер напоминает о золотом веке Голливуда: на стенах — портреты больших американских звезд, в нишах — старинные кинокамеры и фотоаппараты, а в одном из коридоров припаркован ретроавтомобиль.

В обустроенном на территории студии ресторане Тарелка Созановский побеседовал с НВ.

  

5 вопросов Сергею Созановскому:

— Ваше наибольшее достижение?
— Что удалось собрать в FILM.UA людей, которые могут создавать нереальные вещи.
— Ваш наибольший провал?
— Я не смог объяснить владельцам медиагрупп, что телевидение — это бизнес. Если бы удалось, индустрия была бы другой.
— На чем вы передвигаетесь по городу?
— У меня много автомобилей. Я люблю спортивные машины, люблю старинные машины. У меня Aston Martin, джип Porsche Cayenne.
— Какая из последних прочитанных книг произвела на вас впечатление?
— История Pixar. У меня сейчас сумасшедший период увлечения анимацией.
— Кому бы вы не подали руки?
— Я не подаю руку тем людям, которые опустились ниже уровня моего представления о добре и зле. Такие есть.

 


nkl_4932_002


— Как обстоят дела на украинских телеканалах с производством собственных мыльных опер после запрета российских сериалов?

— Они испытывают жесткий недостаток контента. Качественного контента.

Почему? На телеканалах до последнего были уверены, что запрета не будет. Это первая причина, вторая — нежелание что‑то менять, мол, а вдруг пронесет.

А вдруг получится каким‑то образом обойти запрет.

Есть и объективные факторы. Например, недостаток актеров.

У нас, как в России и Польше, крепких актеров возраста 35–45 лет по пальцам можно переcчитать. Сейчас они снимаются по 18 часов в сутки и через три-четыре месяца одни и те же люди будут играть во всех сериалах, на всех телеканалах.

Плюс упал рынок — то, на что раньше тратили $ 100 тыс., сейчас нужно снимать за $ 30 тыс. Скакать на деревянном коне, конечно, дешевле, но выглядит это безобразно.

— То есть запрет не оживил рынок производства сериалов?

— Конечно, оживил. Другое дело, что это все не шедевры. Но [программную] сетку нужно закрывать ежедневно.

Раньше украинское телевидение было одним из лучших в Европе. Потому что ни французы, ни поляки, ни британцы не могут себе позволить по три суперпраймовых сериальных эпизода в будний день. В лучшем случае в субботу и воскресенье по одному эпизоду. А у нас по три!

А все потому, что телевизионная индустрия в этой стране бизнесом не была. Я говорю о телевизионных группах. В кругах собственников до сих пор существует иллюзия: телек — это не бизнес, телек — это политическая дубина. Я встречался с олигархами, говорил им, что зарабатывающая дубина — это лучше, чем просто дубина. Как‑нибудь потом, говорили мне.

Я неделю назад был в крупнейшей французской медиакомпании — к сожалению, не могу раскрыть ее названия,— это фантастический бизнес.

— У нас рекламный рынок упал в четыре раза. Какой тут может быть бизнес?

— Секундочку. Давайте считать. Медиа — это же не только рекламный рынок, это и кинопрокат, и платное ТВ, и кинопродакшены. У нас по итогам 2015 года порядка полумиллиарда долларов.

Считаем. $ 170 млн прямой рекламы, $ 90 млн — кинопрокатный рынок, $ 200 млн — рынок платного ТВ — Диван ТВ, Мегого, Воля. И около $ 100 млн — наружка, пресса, интернет и другие виды рекламы. Полмиллиарда — это сейчас, когда все плохо!

Важно, на каком ты рынке играешь. На рынке Европы и Штатов не осталось компаний, которые работают на одном узком рынке. Настоящая медиагруппа — это группа, которая присутствует на всех этих рынках. Цифры тогда другие.

Огромная французская компания, которую мы посещали, занимается и киноконцертными залами, и интернет-проектами, и продажей билетов, и производством платных и бесплатных каналов, снимает сериалы и прокатное кино.

— То есть наши плохо работают?

— Это хороший вывод. Это одна история. А вторая история — владельцы, наверное, ставят какие‑то иные задачи. А менеджмент вынужден играть в эту игру.

— Что может заставить собственников посмотреть на телевидение как на бизнес?

— Это и нынешняя экономическая ситуация, и активный западный пример того, что можно не только зарабатывать в этой индустрии, но и иметь крепкое влияние. Это и изменения законодательства.

— Законодательства? Приняли закон о раскрытии конечных собственников СМИ. Он не выполняется.

— Некоторые все‑таки выполнили эти требования. Например, Медиа Группа Украина открыла своих бенефициаров.

Почему не раскрывают конечных собственников? Потому что всегда [у власти] было желание отобрать, взять кусочек. И суперсхемы, которые скрывали бенефициаров, применялись не потому, что за ними творились страшные вещи и ходили черные деньги. Это было построение некоей системы безопасности, которая не позволяла вычленить и рейдерским способом забрать ту или иную часть бизнеса.

Все до сих пор очень напуганы.


© УНИАН НА КРАСНОЙ ДОРОЖКЕ: Продюсер Сергей Созановский приехал на открытие Киевского кинофестиваля Молодость в этом году вместе с женой и дочерью
© УНИАН

НА КРАСНОЙ ДОРОЖКЕ: Продюсер Сергей Созановский приехал на открытие Киевского кинофестиваля Молодость в этом году вместе с женой и дочерью



— Как вы думаете, почему Янукович-младший заинтересовался кино? Ведь это не очень прибыльная сфера.

— Возможно, ему нужно было найти род занятий. А в кино, как и в футболе, “разбираются” все. Думаю, так и было принято решение.

И пусть в тот период не все было хорошо и правильно, он дал толчок к развитию. Именно после этого появились фильмы Незламна [бокс-офис $ 10 млн], Племя [три награды Каннского кинофестиваля в 2014‑м году], Поводырь [номинирован на Гран-при Варшавского кинофестиваля]. Об Украине заговорили как о крепкой кинематографической стране.

При всех звездах, которые не сходятся над этой страной, мы реально можем быть очень трендовыми. Приведу пример из ТВ. Формат студии Квартал-95 Рассмеши комика разошелся в 10 или 12 странах. Наш сериал Нюхач купили 53 страны.

— Давайте поговорим о настоящем. FILM.UA объединился с крупнейшими телеканалами в инициативу #КіноКраїна. Одна из идей — законопроект о возмещении части затрат иностранным компаниям, которые снимают в Украине кино. Зачем это нужно?

— Начну с примера. Последний сезон популярного сериала Игра престолов снимали не в Шотландии или Великобритании, а в Хорватии. Почему? Потому что это государство предоставляет производителям кино специальные преференции. Они заключаются в том, что государство возвращает иностранной съемочной группе часть денег, которые те потратили на территории страны. В Хорватии это 20 %.

Через год турпоток в страну увеличился на 10 %. Потому что фанаты самого популярного сериала повалили в Хорватию дотронуться до знаменитой стены, увидеть места, где бродили Иные, дом, где жили Старки. Аналогичная ситуация в Праге. Все части фильма Миссия невыполнима с Томом Крузом снимались в Праге.

Такие льготы существуют в Британии, Болгарии, Испании, Прибалтике.

Наш хороший друг Рик МакКалун, сопродюсер Джорджа Лукаса, сказал нам: “Ребята, я с удовольствием к вам приеду. Мне нравится то, что вы делаете, вы снимаете на хорошем техническом уровне, у вас невысокие цены. Но есть одна маленькая проблемка: каждый эпизод моего сериала стоит где‑то порядка $ 1,5 млн, а у меня их 20. Очень большая сумма получается. Так вот, чешское правительство возвращает мне от потраченных на своей территории денег 20 %. А это для меня сразу заработок.

На фоне сумасшедшего негатива нужно рассказывать нежные и добрые сказки

— Это 20 % уплаченных налогов или потраченных денег?

— Денег. И тут стоит учитывать еще один фактор. Поскольку расходы нужно будет подтверждать документально, то никакой работы в черную не будет, никаких гонораров в конвертах.

— У нас сейчас страна переживает не самое простое время. Расходы урезают. Почему бы эти деньги не отдать пенсионерам?

— Эти — это какие? Деньги западных продюсеров, которые благодаря этой льготе принесут их в эту страну?

— Деньги же съемочным группам возмещать будут из госбюджета.

— Но если в нашей стране не будет 10 киногрупп, которые смогут принести сюда 100 млн, то и 100 млн не будет. А так их оставят на этой территории.

— Как опытный продюсер, скажите, что сейчас нужно рассказывать украинскому зрителю?

— На фоне сумасшедшего негатива нужно рассказывать нежные и добрые сказки. Сказки, которые происходят со всеми нами. И в которых грань между реальностью и вымыслом стерта.

Хватит напряга.

— Это то, на чем поднялся Голливуд, когда во время Великой депрессии начал снимать сказки.

— Да. Это мечта. Мечту никто никогда не отменял. Мы этого достойны.

Людям даст это уверенность и спокойствие. Надоело видеть, как депутат П. ударил правоохранителя П. или депутат Т. дал по голове бутылкой депутатке К. Это бред и абсурд, хочется других позитивных вещей.

  

Материал опубликован в НВ №45 от 4 декабря 2015 года

НВ

 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: