11 декабря 2016, воскресенье

Скандал с налетом силовиков на Одесский и Николаевский порты нагнал страха на иностранных инвесторов

Иностранные инвесторы обеспокоены о сохранности своих вложений в портовую инфраструктуру Украины

Иностранные инвесторы обеспокоены о сохранности своих вложений в портовую инфраструктуру Украины

Что происходит в портах – борьба с контрабандой и офшорами или попытка передела лакомых кусков бизнеса руками СБУ и прокуратуры – и как реагируют на бряцанье оружием инвесторы

Мининфраструктуры пытается погасить скандал вокруг морских портов. Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский обратился к бизнес-сообществу с просьбой рассказывать иностранным инвесторам о том, что правительство на самом деле предпринимает шаги к дерегуляции и министерство открыто к дискуссиям с бизнесом.

Об этом он заявил в ответ на обращение Федерации транспортников во все высшие инстанции, вплоть до президента, с требованием прекратить проверки со стороны силовиков и опровергнуть якобы беспочвенные обвинения в коррупции.

За последние две недели на бизнес в портах произошло несколько «налетов» силовиков. Сначала в рамках масштабной операции против продажи зерна в офшоры украинские налоговики заблокировали оформление партий зерна компаний Bunge в Николаевском порту, Glencore – в Ильичевском порту, и Louis Dreyfus – на терминале ТИС-Зерно. Сельскохозяйственная продукция признана вещественным доказательством, на нее наложен арест.

Налоговики считают, что зерно скупают за наличную валюту, а потом оформляют и продают через офшоры. При такой схеме офшоры налогов не платят, что позволяет им демпинговать и продавать зерно дешевле. При этом в Украину деньги официально не поступают.

Позже и в Службе безопасности Украины сообщили о том, что в государственном Одесском морском торговом порту выявлены миллиардные злоупотребления. На официальном сайте Службы безопасности размещено заявление, согласно которому «в следственный отдел УСБ Украины в Одесской области переданы материалы документирования факта злоупотребления служебным положением должностными лицами» Одесского порта, Мининфраструктуры, Фонда госимущества и частных портовых операторов.

В результате нарушений при заключении договоров аренды госимущества в портах, государству был нанесен ущерб в размере более 1 млрд грн, считают в СБУ

В частности, речь идет о нарушениях при заключении договоров аренды госимущества. В результате такого злого умысла государству был нанесен ущерб в размере более 1 млрд грн. В СБУ также сообщают, что параллельно правоохранители ведут и другие дела по факту злоупотреблений в Ильичевском порту и Администрации морских портов Украины.

Имидж – ничто

Сам по себе факт проверок силовиками деятельности бизнеса участников портового бизнеса не удивляет. «В Николаевском порту за последние 5 лет было 23 проверки Фонда госимущества по вопросу, связанному с имущественными отношениями, арендой государственного имущества в морских портах. Было 7 проверок СБУ. А еще были проверки, по этому вопросу, КРУ, Фининспекции, министерства, правоохранительных органов – 31 раз», - говорит президент Николаевского МТП Василий Капацина.

Но блокирование работы компаний, еще и до того, как их причастность к коррупции доказана, наносит серьезный ущерб отрасли. Так, например, блокировка оформления груза компании Bunge Limited таможней и органами МВД уже нанесла убытки в сумме более $100 тыс.

И фактические убытки компаний и государственных портов в этой ситуации еще не самое печальное. Как говорят представители стивидоров (компаний по погрузо-разгрузочным работам в портах), методы силовиков несут репутационные риски как бизнесу, так и стране в целом, ведь проверки проходят в публичном поле.

«В Украине действует презумпция невиновности. Любые обвинения, даже обвинения государственных органов, пока они не доказаны в суде – это всего лишь мнение правоохранителей. Говорить про экономические убытки и, тем более, об уголовных преступлениях против государства может только суд», - говорит директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Поэтому в глазах бизнеса публичность СБУ и прокуратуры выглядит как попытка заработать баллы за счет демонстрации борьбы с коррупцией. «Пресс-релизы СБУ практически не содержат фактажа, но содержат много негатива: убытки государству, неправильные действия. То есть, создается впечатление, что все плохо», - говорит старший банкир Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Марк Магалецкий.

То есть объективного доказательства предмета обвинения еще не существует, но заявления правоохранителей накладывают сильный отпечаток на имидж компаний. «Мы работаем с компаниями и в Америке, и в европейских странах. Им была предоставлена не очень корректная информация, которая, естественно, вызывает огромное непонимание у материнских компаний, находящихся в этих странах», - говорит первый замгендиректора компании Бруклин-Киев Елена Алиева.

Иностранные инвесторы, по словам опрошенных участников рынка, воспринимают заявления о неправомерном заключении договоров аренды чуть-ли не как уже потерянные инвестиции. Они спрашивают и своих украинских партнеров, расценивать ли эти пресс-релизы как политический посыл о том, что могут быть расторгнуты договора, заключенные 5-10 лет назад. И вернут ли инвесторам в таком случае вложенные за это время деньги, которые были инвестированы в инфраструктуру портов. Так, например, в совместный проект ЕБРР и Бруклин-Киев по строительству зернового терминала вложено уже $75 млн, в том числе часть из выделенных ЕБРР $60 млн средств на этот проект.


Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский считает, что СБУ ведет борьбу с корупцией
Министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский считает, что СБУ ведет борьбу с корупцией


Бой с тенью

По мнению опрошенных экспертов, конфликт между портовиками и силовиками может лежать сразу в двух плоскостях. Процесс номер один – это проверка легитимности экспорта больших партий зерна. Здесь действительно речь может идти о контрабанде, считает Вовк. Такой же посыл дал министр инфрастуктуры. «У меня был разговор с главой СБУ по этому вопросу. Служба безопасности Украины имеет право проверить вопрос контрабанды. Сегодня идет борьба с контрабандой. И я знаю, что бизнес-операторы способствуют этому», - заявил Андрей Пивоварский.

Процесс номер два – вопрос аренды, который в том, или ином виде возникает в Украине с частотой раз в несколько лет, когда руководитель одного из портов поднимает вопрос об экономической целесообразности такого механизма.

Основная часть договоров аренды была заключена в период с 2000-го по 2005-й. Все это время общественность могла следить за конфликтами в порту Южный, в Ильичевском порту, вокруг Ильичевского контейнерного терминала. «И очень трудно объективно оценить, насколько там условия нерыночные, насколько лучше могли быть условия, на которых порты могли сдать свои объекты в аренду, и насколько больше они могли бы заработать, если бы не сдавали в аренду, и сами были бы операторами причалов и портов», - подмечает руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.

«С другой стороны, аренда являлась самым приемлемым легитимным форматом, который позволял стивидорам реализовывать свою деятельность», - говорит Вовк. Другие, практикующиеся в мире форматы – концессия и приватизация – в Украине пока не реализованы.

Договоры концессии у нас законодательно закреплены, но они совершенно не интересны бизнесу. «Условия, которые там прописали депутаты, не выгодны для инвесторов. На Западе это работает так: ты берешь пустое место, что-то там строишь, через какое-то время – лет через 30-50 – поэксплуатировав, ты этот объект отдаешь государству. Это выгодно и бизнесу, и стране. Но в нашем законодательстве прописано много моментов, которых нет в мировой практике и которые отпугивают инвесторов. Например, введены отчисления, которые инвестор должен платить государству пока будет строить инфраструктуру, что финансово невыгодно», - объясняет аналитик BlackSeaTrans Валентина Михайлова.

С приватизацией портовых объектов государство тоже не спешило. Но новая команда Мининфрастуктуры уже заявила о разработке соответствующего законопроекта, и даже пыталась подать правки в парламент. «Наша позиция неизменна: государственные стивидоры должны быть приватизированы. В данном случае, государство является не самым лучшим владельцем этого актива. У государства сейчас нет денег и нет государственных менеджеров, которые могли бы эффективно управлять портами. Частный собственник найдет инвестиции, эффективно проинвестирует, наймет людей, заплатит налоги и сделает наши порты более конкурентоспособными», - говорит Пивоварский. Чтобы приватизировать стивидоров, нужно вывести их из списка стратегических и таких, которые не подлежат приватизации. Решение об этом принимается в парламенте.

Украинские силовики и ранее были замешаны в рейдерских захватах бизнеса, говорит отечественный бизнес считая, что и в этот раз некая группа людей таким образом хочет принять участие в приватизации

Как говорят эксперты, учитывая опыт участия украинских силовиков в рейдерских захватах бизнеса в предыдущие годы, можно предположить, что сегодня появилась некая группа людей, которые хотят «принять участие в приватизации», полагают эксперты. «Нашим избранникам или тем, кто за ними стоит, хочется убрать частных инвесторов под крики «долой коррупцию». Они понимают, что, когда начнется процесс приватизации портов, право первой ночи будут иметь те компании, которые уже работают, которые уже вложили деньги, построили терминалы», - рассуждает Михайлова.

Напомним, последние два месяца идет борьба за раздел влияния между новоназначенным губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили и экс-губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским. Саакашвили обвинил менеджмент Ильичевского порта в передаче двух причалов в аренду компании, якобы входящей в сферу влияния Коломойского и которая монополизировала растаможку грузов в нескольких портах.

Выход один – реформа

Сегодня Министерству инфраструктуры нужно сосредоточиться на выработке форматов, которые дадут инвесторам реальную защиту инвестиций. И лучше, чтобы у бизнеса был выбор, на каких договоренностях ему будет более выгодно сотрудничать с государством. «Действительно, для развития портовой индустрии можно использовать различные инструменты привлечения трастового капитала. Есть много инструментов, которые позволяют сделать это цивилизованно», - говорит заместитель бизнес-омбудсмена Татьяна Короткая.

По мнению министра Пивоварского, форма государственно-частного партнерства через договоры аренды работает эффективно, а значит отменяться не будет. И, если договора, о которых заявило СБУ, были заключены в рамках действующего законодательства, их легитимность поддаваться сомнению не будет.

Приватизацию портов будут продвигать уже в ближайшее время. «А концессионное законодательство устарело. Мы с Фондом госимущества постараемся сделать концессионный механизм удобным и доступным», - обещает министр.

Учитывая, что Министерство инфраструктуры активно работает над тем, чтобы привлечь инвестиции в терминально-портовую деятельность, а ситуация с силовиками не способствует привлечению инвесторов, Министерство будет искать пути урегулирования конфликта. «Мы все сделаем правильные выводы по этому поводу, и эта страница будет перевернута», - говорит Пивоварский.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: