28 июня 2016, вторник

Шоковая терапия Яценюка: быстро, конкретно и без саботажа

План Яценюка неплох, но пока это только план, самым слабым местом которого будет имплементация - считают эксперты
Фото: пресс-служба президента

План Яценюка неплох, но пока это только план, самым слабым местом которого будет имплементация - считают эксперты

Называть правительственную программу реформ рецептом спасения страны – слишком громко. Но если все обещанное реализуют – ему и его команде будут аплодировать стоя

Шансы на то, что предложенный вчера Кабмином план реформ завтра будет поддержан парламентской коалицией, очень высоки. Ее представители уже заявили, что программу правительства, если та не будет противоречить тезисам коалиционного соглашения, одобрят. 

Во многих аспектах заявленный план реформ неплох, утверждают эксперты. Но пока - это только план. Причем - несколько декларативный.

Многие из "реформ Яценюка" так или иначе уже декларировались или озвучивались раньше, включая снижение налогов, реформу судебной системы и вопросы приватизации. Но есть в нем и новые предложения. Старт многих реформ запланирован уже на первый квартал 2015 года.

"В принципе из 13-14 страниц плана, который был вывешен на всеобщее ознакомление и который, дай Бог, завтра будет принят в Раде, - если все это будет выполнено в те сроки, какие указаны в документе, то это будет очень позитивно для страны", - говорит НВ Андрей Беспятов, глава аналитического департамента инвестокомпании Dragon Capital.

Одним из самых слабых пунктов плана Беспятов считает слишком "мягкое" сокращение госсектора - всего на 10% в течение двух лет. Эти цифры не соответствуют требованиям времени, полагает он: "Чтобы мотивировать людей работать, им нужно достойно платить. На волонтерском порыве можно какое-то время и бесплатно работать, но долгосрочно человек должен получать хорошую зарплату", - считает Беспятов.

То незначительное повышение зарплаты, которое смогут получить за счет уволенных 10% служащих остальные 90%, при текущем уровне инфляции и обменном курсе не будет стимулировать их не искать дополнительных (читай незаконных) способов заработать.

По мнению Анны Деревянко, директора Европейской Бизнес Ассоциации, запланированное сокращение госаппарата не соотносится даже с анонсированным сокращением контролирующих органов: "Математика не сходится", - говорит она.

Чтобы освободившийся фонд оплаты труда можно было эффективно распределить между теми, кто останется работать на госслужбе, госаппарат необходимо сократить не на 10%, а на 50%. И не за два года, как прописано в плане реформ правительства, а гораздо быстрее, считают в бизнес-среде.

Полумерой могут стать и планы Кабмина сократить вдвое число контролирующих органов – с 56 до 28, а также контролирующих функций - с 1032 до 680.

"Всем очевидно, что количество контроля над бизнесом и экономикой надо сокращать. В публичной дискуссии уже ставился вопрос о целесообразности упразднения целых министерств, не то что контролирующих органов, - говорит Беспятов. - Трудно сказать, решит ли проблему сокращение или это будет полумера, но если за полгода они сократят контроль хотя бы в озвученных рамках, экономика это должна будет почувствовать".

Важными изменениями Деревянко считает грядущее сокращение налогов с 22 до 9. Однако оно предполагает не радикальные изменения, а структурирование налогов и налоговых сборов – то есть группирование каких-то мелких платежей. "Это не супер-радикальная реформа, но провести ее надо", - говорит эксперт.

В целом налоговую реформу специалисты называют одной из приоритетных в программе правительства. Идея вывести из тени доходы и снизить нагрузку на работодателя обсуждается давно. Вопрос в балансе – сможет ли компенсировать, а в идеале перекрыть эффект от вывода зарплат из тени то, что недополучит бюджет из-за снижения налоговых ставок?

В целом правительство ставит перед собой много амбициозных и правильных задач, полагают эксперты, и Кабмину под силу их осуществить – если члены команды реформаторов не станут тихо саботировать решения.

"Вопрос имплементации этих реформ будет очень большим, - говорит Беспятов. - Цели обширные и амбициозные. Главное, чтобы была команда и желание проводить их очень быстро. Ситуация в стране такая – тут нет такого, как "первые 100 дней правительства". Времени для раскачки и раньше не было, а теперь его совсем нет. Нужны конкретные действия и конкретный результат за короткое время".

Называть правительственную программу реформ рецептом спасения страны – слишком громко, считает Деревянко: документ несколько декларативный, ему не хватает конкретики - она заменена общими формулировками и яркими тезисами о либерализации, дерегуляции и дебюрократизации. Но эффект от реформ (или их отсутствия) ощутят все и быстро, уверяет Беспятов. 

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости