8 декабря 2016, четверг

Как превратить постсоветского уродца в Варшаву - мэр польской столицы

Гронкевич называют железной леди польских финансов

Гронкевич называют железной леди польских финансов

Мэр Варшавы Ханна Гронкевич-Вальц, превратившая постсоветского уродца в город, комфортный для жизни, объясняет, каким образом она это сделала

Недавно 62‑летняя Ханна Гронкевич-Вальц третий раз подряд стала президентом Варшавы — так в Польше называется должность мэра. Она получила на выборах более 58 % голосов избирателей и пообещала, что в последующие четыре года Варшава будет продолжать развиваться так же динамично, как в предыдущие восемь лет.

Когда в 2006 году Гронкевич впервые заняла эту должность, ей досталось тяжелое наследие. Польская столица, во время Второй мировой войны разрушенная на 90 %, в советские годы застраивалась довольно примитивной архитектурой. Зато сейчас Варшаву все чаще называют городом, комфортным для проживания. При Гронкевич появились городские пространства — площади, парки, газоны для пикников, импровизированные летние сцены, городские огороды, публичные мастерские, было построено 90 км велосипедных дорожек и значительно расширилась сеть общественного транспорта.

До своей работы на должности президента Варшавы Гронкевич, юрист с докторской степенью, стала высокопрофессиональным экономистом, занимаясь финансами в госсекторе, а затем работая на должности вице-президента Европейского банка реконструкции и развития. Как раз тогда она получила прозвище железной леди польских финансов. Железную волю и соответствующий ей стиль — лаконичная стрижка, платье строгого кроя, минимум украшений — Гронкевич сохранила, и управляя польской столицей.

НВ встретилось с варшавянкой №1 в киевском отеле 11 Mirrors накануне ее выступления на фестивале городских инициатив PROмiсто. Она увлеченно рассказывала о том, как ее столица семимильными шагами движется к мечте — стать центром Европы. А также упомянула, что экскурсию по центру украинской столицы ей устроил ее коллега Виталий Кличко. Гронкевич рассказывает, как в самый неподходящий момент к ним подошли бомжи и начали что‑то спрашивать.

“Но ничего, я же все понимаю!” — благодушно смеется Гронкевич.

— Как вам Майдан?

— Чувствуется печаль, особенно из‑за множества фотографий убитых. Историческое место. Это напомнило мне Гданьск 1970‑го. Тогда правительственные силы подавили восстание рабочих судоверфи — погибли десятки людей, сотни были ранены.

— Вы приехали в Киев, чтобы выступить в рамках фестиваля городских инициатив. Чем он вас заинтересовал?

— Я была приглашена в качестве лектора вашим мэром. К тому же Киев — участник организации Eurocities, членом исполнительного комитета которой я являюсь. Мне кажется, что такие проекты для города очень важны. Сила городской жизни — в общественных организациях, которые придумывают для комьюнити разного рода активности. У нас в Варшаве 10 тыс. общественных организаций и задача мэрии — их поддерживать. В том числе финансово.

— Варшаве удалось довольно быстро и качественно измениться за последние восемь лет. Какова была ваша стратегия?

— Думаю, самое важное — обладать доверием горожан и бизнеса. Мы также получили большую поддержку фондов Евросоюза — более €2 млрд за последние восемь лет. И инвестиции от правительства — все вместе это около €10 млрд. Эта инъекция от европейских фондов сыграла важную роль для Варшавы. Мы смогли закончить реконструкцию первой линии метро и открыть вторую линию, которая проходит под рекой Висла, построили мост и множество дорог, купили новые автобусы и трамваи, построили новые школы и детские сады, модернизировали и ревитализировали старые постройки, реконструировали парки.

— То есть успех кроется в первую очередь в инфраструктуре?

— Не только. Это еще и так называемые soft-projects. Например, мы потроили центр для молодых предпринимателей, где начинающие бизнесмены могут получить финансирование от фондов Евросоюза. Еще одна программа — обеспечение компьютерами, адаптированными под людей с особыми потребностями.

— Как вы считаете, каковы главные вызовы у восточноевропейских городов сегодня? Экология, энергосбережение, публичные пространства, переход на электронное управление или что‑то еще?

— Для нас одним из самых больших вызовов было убедить людей меньше пользоваться личными автомобилями. Использование общественного транспорта лучше для развития города и его экологии. Мы сокращаем автодороги, увеличивая пешеходные зоны и развиваем общественный транспорт. Горожане постепенно привыкают ездить в центр на метро, автобусах или трамваях. Автомобилисты этому, конечно, не рады, но у нас в приоритете пешеходы.

— Киев — город с советским архитектурным наследием, застраивался хаотично. Как, по‑вашему, ему с этими данными стать комфортной современной столицей?

— Мне кажется, главное — чтобы он был открыт для разных поколений. В Варшаве мы строим пространства для разных людей — не только для молодых мам или пожилых людей, а для всех. Город должен быть удобным для людей разных возрастов и потребностей.

— Большая проблема любой столицы — спальные районы. Не только по уровню криминала, но и по вовлеченности в общественную и культурную жизнь. Как вы решаете эту проблему?

— До нулевых в Варшаве развивался, по сути, только центр. А потом мы изменили политику администрирования и стали развивать все районы, поддерживать всевозможные активности — курсы гимнастики, танцы для детей и взрослых, другие виды искусства. За последние два года у нас было построено три новых и модернизировано несколько старых культурных центров в разных районах. Есть даже отдельный Университет третьего возраста, который направлен на развитие пожилых людей.

— В чем, по‑вашему, состоит современная роль городских чиновников?

— Даже если ты политик, ты все равно пытаешься сделать что‑то полезное для людей. Все мэры больших городов, которых я встречала от Испании до Франции,— в первую очередь политики, которых поддерживают отдельные партии. Но чем мельче города, тем больше в их работе функций хозяйственников.

— Вы, наверное, как никто другой знаете, как реагировать на критику: когда в Варшаве произошел прорыв земляных валов из‑за строительства метро в 2013 году, на вас пошла волна негодования. Горожане даже инициировали референдум о вашей отставке…

— Это было не из‑за метро, а из‑за повышения цен на проезд. Люди разозлились.

— …Тогда вы сказали, что городу нужна не только инфраструктура, но и диалог. Как этот диалог организовать?

— Меня начали прессовать через Twitter и Facebook. И я поняла, что была недостаточно активна в социальных сетях, что и стало одной из причин недопонимания между мной и горожанами. Тогда я сделала то, чего до меня никто из варшавских мэров не делал,— организовала встречи с разными семьями и просто поговорила с ними.

— Как люди на это отреагировали?

— Они удивились. Я просто предложила поговорить и старалась сделать так, чтобы они не подумали, будто я хочу показать, что я нарочито приятна и мила. Поначалу это освещала пресса, но потом я старалась проводить такие встречи без внимания журналистов. Собирала мнения людей, дискутировала с ними в течение нескольких месяцев. И, кстати, делаю так до сих пор. Люди уважают такое общение.

Материал опубликован в №20 журнала Новое Время от 5 июня 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: