3 декабря 2016, суббота

С мира по нитке: на какие чужие идеи не жалели денег украинцы в 2015-м

Юрий Журавель и его карикатуры
Фото: press-centr.com

Юрий Журавель и его карикатуры

Альбом политических «карикадур», роботы, фестиваль с джедаями и суперменами — эти проекты стали возможными благодаря краудфандингу. Как собрать средства на «мега-идею», рассказывают те, кому это удалось

Модное сегодня понятие краудфандинга в Украине — не новое. Если обратиться к древним традициям, то в украинских селах была распространена толока — единовременная помощь группы для выполнения большой по объему работы, например, строительства дома. Теперь украинцы помогают проектам, которые им нравятся, деньгами.

 

Спільнокошт в 2015-м: благотворителей — меньше, денег — больше

Самым популярным краудфандинговым ресурсом в Украине является Спільнокошт.

Слово «спільнокошт» придумал львовянин Юрко Зеленый. Оно роднее для украинца, чем его англоязычный аналог — краудфандинг (англ. сrowdfunding, crowd — «общество, группа, толпа», funding — «финансирование»).

Платформа Спільнокошт появилась в 2012 году. За прошедшее время, с ее помощью 91 проект из разных уголков Украины получил финансирование от общественности. Общее количество филантропов составляло более 15 тысяч человек. Они вложили суммарно 5.641.676 грн на момент написания статьи.


Залучені через платформу Спільнокошт гроші для фінаснування проектів
Привлеченные через платформу Спільнокошт деньги для финасирования проектов


Координатор проектов Спільнокошт Денис Бортников отмечает, что, несмотря на экономическую ситуацию в стране, в 2015 году благотворители поддержали проектов на почти 2,5 млн грн (2.470.789 грн), что на 8% больше, чем за предыдущий год (2.273.000 грн).

Впрочем, больше половины этих средств (54,7%) в 2014 году получило Hromadske.tv — 1.243.381 грн, что стало абсолютным рекордом краудфандинговой деятельности в Украине. Кроме него, в 2015 году успешно привлекли финансирование 37 проектов, в 2014-м — 31.


Кількість успішних проектів на платформі Спільнокошт
Количество успешных проектов на платформе Спильнокошт


Количество благотворителей, которые помогали проектам своими средствами, в 2015-м уменьшилось — с 6.487 до 3.668 человек. Однако они делятся большими суммами. Чаще всего украинцы вносят по 100, 200 и 500 грн. Хотя в прошлом году на 20% увеличилось и количество людей, предоставлящих суммы свыше 1.000 грн.

Чаще всего поддерживают образовательные проекты, инициативы, связанные с детьми (особенно детьми воинов АТО), эко-проекты, профессиональные новейшие медиа, а иногда и просто безумные идеи.

Мы выбрали шесть самых интересных проектов среди тех, которые наиболее щедро финансировали украинцы.


Фінансова ситуація частини успішних проектів Спільнокошту у 2015 році
Финансовая ситуация части успешных проектов Спільнокошт в 2015 году


 

1 Деньги на «карика-дурки»

Хотели — 345.000 грн, собрали — 426.190 грн (123,5%)

Самой успешной по сумме привлеченных средств в 2015 году стала кампания проекта художника и музыканта Юрия Журавля Карика-Дурка. Том 2. Это книга карикатур, которые рисует он сам. Среди его героев — выдающиеся украинцы, мировые звезды, политики. Рисунки Журавля приобрели большую популярность в соцсетях.

Карика-Дурка. Том 2 является продолжением прошлогоднего одноименного проекта. Тогда художнику удалось собрать 233 тыс. грн (при ожидаемых 130 тыс. грн). На этот раз кампания собрала почти вдвое больше. Журавель говорит, что Спільнокошт — «это единственный честный способ собрать деньги. Прозрачный и ответственный».


Юрій Журавель і його карикатури (фото — press-centr.com)
Юрий Журавель и его карикатуры (фото — press-centr.com)


В его случае Спільнокошт был использован как платформа предпродаж. В проектах есть понятие подарка, который могут получить благотворители, в зависимости от суммы своего вклада. В случае Карика-Дурка. Том 2 Журавель предлагал календарь с рисунками, первый и второй тома книги карикатур и еще дополнительные презенты. Таким образом, люди финансировали его инициативу и, по сути, покупали книги.

Тем, кто также хотел бы подать свой проект на Спільнокошт, Журавель дает один-единственный совет: «Дайте людям возможность ближе приобщиться к проекту, почувствовать себя частью творческого процесса и не скупитесь на подарки. Это будет приятно и вам, и им».


Світлини з першою книгою карикатур Юрка Журавля (джерело — biggggidea.com)
Фотографии с первой книгой карикатур Юрия Журавля (источник — biggggidea.com)


2 Стать Бэтменом на два дня

Хотели — 26.500 грн, собрали — 48.693 грн (184%)

Kyiv Comic Con — фестиваль популярной культуры, аналоги которого проводят во всем мире. Однако в Украине подобного фестиваля не было. Мария Шагури с командой единомышленников решила исправить ситуацию. Для нужд проекта организаторы изначально анонсировали сбор небольшой суммы — 26.500 грн. Деньги пошли на информационную поддержку, создание и работу сайта, дизайн и заказ сопроводительных материалов.

Команде удалось собрать почти вдвое больше запланированного.


Kyiv Comic Con (джерело — podrobnosti.ua)
Kyiv Comic Con (источник — podrobnosti.ua)


Kyiv Comic Con с успехом прошел 6-7 июня 2015 года в Киеве. Фестиваль посетило более 9.000 человек. Мероприятие показало, что имея интересную идею и сообщества приверженцев, можно воплощать свои проекты в жизнь.

Тем, кто хочет отправиться на Спільнокошт, Шагури советует хорошо подумать над тем, как описывать проект и как отвечать потенциальным и реальным благотворителям в комментариях.

— Привлекайте к информированию о своем проекте друзей, родственников и близких, а также не стесняйтесь писать различным изданиям, даже если вы там никого не знаете. Чем больше публикаций, тем больше шансов на успех. И всегда верьте в себя и в свой проект, потому что это важно, — отмечает она.

 

3 Школа робототехников

Хотели — 55.555 грн, собрали — 77.839 грн (140%, кампания еще продолжается)

Более амбициозным был проект РобоКлуба для детей Ивано-Франковска. Его инициатор Иван Шихат-Саркисов более 10 лет работает в сфере «детского» IT-образования. В конце 2013 года он организовал подобный клуб в Донецке и смог собрать $1.250 на покупку необходимой техники.

Из-за событий на востоке Украины мужчине с семьей пришлось уехать. Однако он захотел организовать деятельность робоклубов в других городах.

Проект РобоКлуба, который появился на Спільнокошті в 2015 году, касался именно Ивано-Франковска. В городской библиотеке 4 раза в неделю должны проходить занятия для детей разных возрастных групп. Часть из них — дети переселенцев, которые во время занятий клуба заводят новые знакомства.


Іван Шихат-Саркісов, діти і робот (джерело — depo.ua)
Иван Шихат-Саркисов, дети и робот (источник — depo.ua)


Для успеха краудфандингового проекта очень важны личное общение и открытость. «Идее достаточно 10% убежденных сторонников, чтобы сконвертировать остальные 90% общества на свою сторону», - говорит Шихат-Саркисов.

В его арсенале есть еще и серия видео PRO Роботов, где записано и опубликовано 20 роликов. Сейчас он думает запустить кампанию, которая позволит записать еще 20. Кроме того, у него есть черновики для книги о роботах, которую он хотел бы напечатать. Финансирование для обеих идей, он, вероятно, будет искать также на Спільнокошті.


Команда РобоКлубу у Франківську (джерело — biggggidea.com)
Команда РобоКлуба во Франковске (источник — biggggidea.com)


4 Говорит и танцует Франковск

Urban Space Radio: хотели — 150.000 грн, собрали 167.053 грн (111%).

Dance with APACHE: хотели — 60.000 грн, собрали 60.021 грн (100%).

Представители Ивано-Франковска были особенно активными в 2015 году. Кроме робоклуба, еще по крайней мере две инициативы из этого города провели успешную кампанию по сбору средств.

Urban Space Radio — медиа, которое должно повысить уровень привлечения общественности к процессам развития как Франковска, так и других городов. В эфире данного радио — современная качественная украинская музыка, собственные информационные программы об актуальных проблемах городов и кейсы их решения.

Dance with APACHE — двухдневный фестиваль современного танца во Франковске с участием одной из лучших украинских команд APACHECREW. Проект должен был способствовать развитию танцевальной сцены города и прошел 19-20 декабря 2015 года.

Оба проекта созданы командой платформы Теплый Город. Ее маркетолог Анна Бурлака советует готовиться к представлению проекта на Спільнокошт заранее — от месяца до полугода перед стартом. Это включает в себя консультации с менеджерами платформы, продумывание идеи, прописывание плана кампании.


Частина команди Urban Space Radio і Теплого Міста
Часть команды Urban Space Radio и Теплого Города


Она рекомендует привлекать к самому только краудфандингу больше, чем одного человека — в идеале два-три, которые будут заниматься только этим.

— Нужно быстро реагировать на возможные просадки в информации. Будут дни, когда активность проекта будет снижаться. Тогда надо менять стиль коммуникации и привлекать новых людей (и быстро придумывать, где их искать). Фейсбук на определенном этапе просто перестает работать, поэтому стоит находить другие коммуникационные каналы.

Бурлака советует показывать динамику развития своего проекта, чтобы люди видели, что инициатива постоянно в движении.

По ее словам, эти две кампании были успешными, но нелегкими:

— Я надеюсь, что мы извлекли уроки из того, как выходить на Спільнокошт. В следующий раз будем заранее рассказывать о наших новых проектах, чтобы они уже были на слуху перед появлением на платформе.

 

5 Учебники будущего

Хотели — 60.000 грн, собрали — 81.825 грн (136%)

На 60 тыс. грн рассчитывали основатели интерактивной библиотеки EdEra Books. Это онлайн-сервис образовательной литературы с авторскими учебниками, которые доступны каждому. Книги имеют быстрый и удобный поиск, задействуют разные механизмы восприятия информации и удобны в использовании.

Организаторы проекта — физики по образованию, говорят, что прошли большое количество технических курсов на образовательной онлайн-платформе edx.org.


EdEra Books (джерело — biggggidea.com)
EdEra Books (источник — biggggidea.com)


Сейчас в интерактивной библиотеке почти доработано 7 учебников.

Для тех инициативных людей, которые хотят представить свой проект на Спільнокошт, руководитель EdEra Илья Филиппов дает несколько советов:

1) Оцените социальную составляющую своего проекта. Спільнокошт — платформа сбора средств, в первую очередь, на важные социальные проекты, которые могут решить насущные проблемы.

2) Когда окончательно поняли, что проект важен для социума и нуждается в народной поддержке, нужно доказать, что именно вы осуществите этот замысел как нельзя лучше.

Подойдите с душой к созданию описания проекта на платформе, ведь от этого очень зависит успех проекта. Продемонстрируйте ваш собственный опыт, важность идеи, будьте конкретными и последовательными. Люди должны быть уверенными, что они не рискуют зря, что вам можно доверять. Проанализируйте опыт успешных (найдите их «изюминки») и неуспешных проектов (сделайте выводы из их ошибок).

3) Будьте готовы работать в течение кампании: постоянно мобилизовать аудиторию, показывать прогресс кампании, находить новые каналы связи с потенциальными благотворителями. Выделите для этого время и проработайте хотя бы примерный план информационной поддержки вашего проекта.

4) Будьте искренними и открытыми.


Підручники проекту EdEra Books (джерело — biggggidea.com)
Учебники проекта EdEra Books (источник — biggggidea.com)


Самая большая проблема, с которой команда EdEra столкнулась во время краудфандинга, — нехватка времени.

— Мы всегда сильно увлечены продуктом, который разрабатываем, и немножко не рассчитали со временем, — говорит Филиппов.

 

6 Слушайте, думайте, финансируйте... радио

Хотели — 100.000 грн, собрали — 106.761 грн (106%)

Для Громадського радіо краудфандинґова кампания на Спільнокошті стала уже третьей. Все они были успешными и помогали проекту выйти на новый уровень.

В 2015 году кампания собрала 106 тыс. грн. Эта сумма позволит журналистам течение года производить три авторских подкаста, арендовать студию, необходимое оборудование и оплачивать «невидимую работу» звукорежиссеров и авторов программ.


Ирина Славинская (фото Ольги Закревской, Folga Studio)
Ирина Славинская (фото Ольги Закревской, Folga Studio)


Менеджер всех трех кампаний Ирина Славинская рассказывает, что в начале их команда обсудила, нужно ли им такое финансирование, и на что они могут его использовать. Затем вместе с командой Спільнокошт они сосредоточились на отдельных важнейших вещах, поставив акценты на первостепенных потребностях. А потом следили за тем, чтобы не создавать ситуаций, когда благотворители чувствуют себя оторванными от дела, которое они профинансировали.


Частина команди «Громадського радіо» (джерело — stv.mediasapiens.ua)
Часть команды «Общественного радио» (источник — stv.mediasapiens.ua)


Как менеджер трех успешных кампаний на Спільнокошті, Славинская чувствовала, как много люди дают деньги в разные корзины:

— Наши благотворители — это те же люди, поддерживающие нужды армии, переселенцев и других волонтерских инициатив. Именно поэтому после начала войны стало видно, что суммы взносов уменьшились. Но одновременно стали более регулярными — например, были благотворители, которые вносили по 50 гривен, но ежемесячно. Я очень хорошо представляю себе планирование такого благотворительного месячного бюджета, потому что сама делаю так же.

 Это далеко не все успешные краудфандинговые проекты Спільнокошт. Выставка документалистики Донбасса и украинской живописи в Штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, фильм Процесс о деле Олега Сенцова и многие другие проекты стают возможными благодаря их финансированию сотнями обычных людей. Хотя это уже не «обычные люди» — это «социальные инвесторы»: количество благотворителей, которые сделали от двух и более взносов на поддержку проектов на Спільнокошті, увеличивается отмечает Бортников.

— Люди поддерживают различные проекты, возвращаясь время от времени. Они являются не случайными опекунами, а уже «серийными», — говорит он.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: