3 декабря 2016, суббота

С кем предстоит бороться Кличко за пост киевского мэра - исследование НВ

Борьба за кресло киевского мэра превратилась в соревнование на самую дорогую избирательную кампанию

Борьба за кресло киевского мэра превратилась в соревнование на самую дорогую избирательную кампанию

Киевские выборы превратились в битву мэра Виталия Кличко с двумя кандидатами. Другие претенденты бросают миллионы долларов на агитацию — без идеологии и надежды на победу

Осенний Крещатик пестрит рекламными ситилайтами и растяжками с политическими лозунгами, и это верная примета начавшейся избирательной гонки. Поглядывая на лозунги кандидатов, Евгений Магда, глава Центра общественных отношений, рассуждает о простых и одновременно сложных выборах в столице. Несмотря на большой отрыв в рейтинге от других кандидатов действующего мэра Виталия Кличко, во втором туре практически любой оппонент может создать градоначальнику проблемы, считает Магда.

“Поэтому Кличко пошел бороться за победу по рецептам экс-мэра [Леонида] Черновецкого, с упором на самый дешевый хлеб и раздачу по 100–200 грн гражданам преклонного возраста,— говорит Магда.— Такая манера поведения запускает цепную реакцию, и кандидаты в этой гонке начинают вкладывать в кампанию огромные деньги”.

Цена вопроса — кресло мэра столицы — возвращает к полноценной жизни все элементы скандальных выборов времен Виктора Януковича: огромные деньги на политрекламу, затраты на агитаторов, подкуп избирателей и создание партий-однодневок, которым отводится техническая роль отбора голосов у конкурентов.

Ни у одного из кандидатов нет четкой и понятной идеологии, - Евгений Магда, глава Центра общественных отношений

Политологи считают, что Кличко пытается прикрыть дефицит достижений во время его руководства городом огромными затратами на агитацию и предвыборной помощью малоимущим. Это вызвало цепную реакцию — его оппоненты приняли финансовый вызов, сделав нынешний избирательный процесс одним из самых дорогих в истории.

Ставки крайне высоки — руководство одной из крупнейших столиц Центральной и Восточной Европы с населением, сопоставимым с Грузией. Мэр столицы также на два года становится во главе крупных бюджетных потоков, плана застройки города, превращаясь одновременно в игрока общеукраинского масштаба. В связи с ожидаемым законом о децентрализации скорее всего новые выборы киевского головы состоятся в 2017‑м.

Несмотря на доминирующее положение Кличко, два других кандидата — экс-мэр Киева Александр Омельченко и внефракционный депутат Борислав Береза — вполне могут победить бывшего боксера по очкам во втором туре.

“Никто не может гарантировать стопроцентный результат — слишком много противоречий”,— говорит политолог Владимир Фесенко.

Небюджетный выбор

Для подсчета бюджета партий и кандидатов на выборы политтехнолог Тарас Березовец берется за калькулятор. В его личном рейтинге самых дорогих кампаний одно из первых мест занимает Сергей Думчев и Рух за реформы. О 45‑летнем Думчеве известно не так много — он председатель наблюдательного совета Коммерческого банка Премиум, который входит в топ-50 банковских учреждений страны. Год назад Думчев вошел в список партии Сергея Тигипко Сильная Украина, участвовал в избирательной гонке. Еще тогда журналисты недоумевали, откуда появился этот неизвестный ранее кандидат.

Оценки того, кто курирует проект Думчева, диаметрально противоположны. Березовец полагает, что тот может принадлежать к так называемой Семье Януковича, в частности близок к бывшему министру доходов и сборов Александру Клименко. По другой версии, которую высказывает Фесенко, политика продвигает группа спонсоров с разными интересами, среди которых тот же Тигипко.

“Думчев заказал примерно 800 рекламных плоскостей, а с учетом того, что его кампания длится уже три месяца, плюс агитация и “джинса”, то он потратит около $2 млн”,— подсчитал Березовец.


Эксперты называют Геннадия Корбана, который претендует на место киевского мэра от партии Укроп, среди тех, кто готов тратить на выборы много
Эксперты называют Геннадия Корбана, который претендует на место киевского мэра от партии Укроп, среди тех, кто готов тратить на выборы много


Сумма немалая, но ее происхождение остается загадкой — на запрос НВ об источниках финансирования избирательной кампании в Рухе за реформы не ответили.

На следующем месте по финансовым затратам оказался бизнесмен Геннадий Корбан с партией Укроп. Источники финансирования в этом случае очевидные — экс-губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский.

Поэтому у Укропа высота полета большая. По данным Ассоциации наружной рекламы, у партии в целом по Киеву рассредоточено около 800 рекламных плоскостей. Магда раскрывает секрет такой активности агитации Корбана — у него минимальные шансы на выход во второй тур, но он будет активно критиковать Кличко, пытаясь через него достать президента Петра Порошенко. Мол, скрытая подоплека этой кампании — противостояние больших игроков — главы государства и днепропетровского миллиардера.

“Поэтому никто не играет в Укропе на победу и тратят они, соответственно, относительно немного — в пределах $1 млн”,— добавляет Березовец.

Среди громких новичков местных выборов оказался народный депутат Борислав Береза. Свою кампанию он начал в первых числа августа — именно тогда его билборды, выполненные в темных тонах с молнией, вызвали резонанс в социальных сетях. Фесенко рассуждает, кто может оказаться источником финансирования Березы, и предполагает, что тот, возможно, связан с экс-главой Администрации президента Сергеем Левочкиным.

“Этот вывод можно сделать по тому, что Береза стал появляться на телеканале Интер”,— говорит политтехнолог.

В свою очередь Береза называет намеки на какую‑либо связь с Левочкиным абсурдом, добавляя, что пользуется поддержкой среднего бизнеса. Источники его финансирования диверсифицированные, говорит он, что позволяет избегать контроля со стороны олигархов. Один из таких финансовых доноров известен — Корбан не раз заявлял, что помогал Березе “незначительными суммами”.

Представитель штаба Березы в конфиденциальной беседе с НВ заявил, что готов сотрудничать с любыми спонсорами, если это не подразумевает прямых обязательств. По его словам, эта позиция является главной причиной сжатого бюджета кампании претендента на мэрское кресло, которая пока ограничивается активностью в социальных сетях и наружной рекламой — в целом около $50 тыс. в месяц.


Предвыборные симпатии киевлян в первую очередь делят народный депутат Борислав Береза, действующий мэр Виталий Кличко и бывший градоначальник Александр Омельченко
Предвыборные симпатии киевлян в первую очередь делят народный депутат Борислав Береза, действующий мэр Виталий Кличко и бывший градоначальник Александр Омельченко


К бегущим за ключами от города присоединился и Владимир Макеенко, экс-регионал, который возглавлял столицу с января по март 2014 года. Он выдвигается от ранее неизвестной партии Наш край, которая параллельно раскручивает и партийный бренд. Эта организация была создана в 2011 году Антоном Киссе, народным депутатом от Одесской области. Первоначальное название — Блоковая партия — вызывало ассоциации с Блоком Петра Порошенко, поэтому от такого бренда поспешили избавиться.

Среди сопредседателей партии Наш край, помимо харьковского мультимиллионера и народного депутата Александра Фельдмана, целая плеяда региональных игроков, например Владимир Сальдо, бывший мэр Херсона. Это повлияло на профориентацию партии — теперь она делает ставку на мэров городов и опирается на их поддержку.

В частных беседах многие политики утверждают, что Наш край курирует заместитель главы Администрации президента Виталий Ковальчук: мол, таким образом партия отбирает голоса у приверженцев Оппозиционного блока, который также специализируется на работе с регионами.

Политологи уверены, что в эту партию входят достаточно обеспеченные люди, которые могут сами профинансировать избирательную гонку.

“Тот же Макеенко — богатый человек, связанный с банковскими кругами, поэтому, наверное, платит за свое участие в политическом процессе”,— считает эксперт.

Среди других видавших виды чиновников, которые активно включились в выборы мэра, выделяются два бывших министра — экс-глава Министерства экологии Игорь Шевченко и бывший руководитель Министерства здравоохранения Олег Мусий. По мнению Фесенко, у обоих чиновников депутатские амбиции, поэтому сейчас происходит раскрутка их брендов для выборов в Верховную раду.

“Шевченко связан с экс-регионалом Александром Онищенко, а за Мусием могут стоять деньги фармацевтов”,— коротко резюмирует Фесенко.

Однако вершину рейтинга по денежным вливаниям в борьбу за симпатии потенциального избирателя занимает Кличко. Хотя у него немного рекламных плоскостей — около 200 единиц — кампания обойдется ему в значительную сумму, говорит Березовец.


Киевские выборы превратились в битву мэра Виталия Кличко с двумя кандидатами
Киевские выборы превратились в битву мэра Виталия Кличко с двумя кандидатами


Кличко потратит не меньше $10 млн, добавляет политтехнолог и объясняет, что в эту сумму могут войти затраты на раздачу продуктовых наборов, выделение денежной помощи малоимущему населению, “добрые дела” в виде спортивной площадки и многое другое.

“А все потому, что победить он хочет наверняка и без неожиданных политических нокдаунов”,— говорит Березовец.

На ринге с Кличко

На руках у НВ оказалось два опроса общественного мнения по выборам киевского мэра — один открытый, проведенный Центром социальных исследований София, а второй закрытый, проведенный одной из политических сил. Оба исследования показывают приблизительно одинаковые цифры. Так, за действующего мэра, по данным Софии, готовы отдать свои голоса 25 % киевлян, а по закрытому опросу — около 23 %. Омельченко в обоих случаях получает 13 % и 14 % голосов, а Береза — 9,7 % и 10 % соответственно.

Политтехнологи Кличко разыгрывают нехитрый сценарий с выходом во второй круг экс-мэра Александра Омельченко, говорит Магда.

“77‑летний ветеран демонстрирует показную решимость, ведь у него есть своя история конфликта с Кличко. Но поверить в победную ностальгию киевлян по временам правления Омельченко сложно”,— характеризирует Магда такие планы.

У Березы также есть немалые шансы выйти во второй тур — он начал избирательную кампанию еще летом, немного сбавил обороты и, вероятно, в октябре приступит к более активной агитации. Его фишка — образ борца за справедливость.

Тактика других претендентов чрезвычайно проста — бютовец Владимир Бондаренко с рейтингом в 6,8 % будет полагаться на свой опыт столичного управленца и партийный бренд Батькивщины. В Киеве сейчас около 300 рекламных плоскостей этой партии, говорят в Ассоциации наружной рекламы. При этом, по данным социологического опроса, проведенного фондом Демократические инициативы, у Батькивщины рейтинг застрял на уровне 6,9 %.

“Очевидно, что он работает на партийный бренд, а не наоборот”,— объясняет политолог Вадим Карасев.

Бизнесмен и представитель партии Самопоміч Сергей Гусовский постарается использовать флаг успешного львовского градоначальника и нарастающую оппозиционность, но у него, скорее всего, нет шансов — рейтинг чрезвычайно мал, всего около 2,3 %.

Эксперты поясняют выдвижение заведомо проигрышного кандидата, рейтинг которого значительно ниже партийного (рейтинг Самопоміч в Киеве — 9 %), тем, что в партии немного известных киевлян. Вторая причина связана с тем, что мэру Львова Андрею Садовому не нужен сильный конкурент в столице, добавляет Карасев, соответственно, и сильный кандидат. Для партии Самопоміч гораздо важнее парламентские выборы, и уже сейчас началась предварительная пристрелка к ним.

К аутсайдерам предвыборной гонки эксперты однозначно относят Думчева. “Он допустил серьезную ошибку, начав масштабную кампанию с внешней рекламы, однако так и не сообщив киевлянам, кто он и откуда. Это несовместимо с огромными денежными затратами на выборы”,— считает Магда. Согласно данным Софии, рейтинг Думчева распластался на самом дне — 2,9 %.

Подводя итог, эксперты проводят простую калькуляцию — в списке кандидатов в мэры будет более двух десятков человек. Такое количество желающих примерять на себя мэрское звание играет на руку Кличко, поскольку рассеивает голоса киевлян между большим количеством игроков.

“Ни у одного из кандидатов нет четкой и понятной идеологии, какой‑то политической идеи. Это самая большая проблема после Майдана — до сих пор кандидаты хотят выиграть выборы то ли скупкой голосов, то ли набором популистских и пустых фраз”,— заключает Магда.

Материал опубликован в НВ №36 от 2 октября 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: