30 сентября 2016, пятница

Претендент на Оскар Евгений Афинеевский рассказал, как видят на Западе происходящее в Украине

Претендент на Оскар Евгений Афинеевский рассказал, как видят на Западе происходящее в Украине
Режиссер Евгений Афинеевский, автор докфильма про Майдан, который вошел в список 15 номинантов на самую престижную кинопремию Оскар, рассказал НВ, как воспринимают Украину на Западе и в России

"Приезжай срочно, тут творится реальная история”,— звонок друга из Киева, который раздался в 20‑х числах ноября два года назад, заставил режиссера Евгения Афинеевского отложить все проекты в Израиле и США и приехать в Киев. Думал, на две недели, оказалось — на полгода.

Такова история создания фильма Зима в огне об истории Майдана, построенной на судьбах отдельных украинцев, которые вышли на главную площадь страны за право быть свободными. Проект снимали 28 операторов — профессионалов и любителей. В результате было отснято 2.000 часов материала, а монтаж занял пять месяцев. Монтировать и озвучивать фильм Афинеевскому помогала голливудская команда.

Сам он — 42‑летний израильский режиссер игрового кино, а самый кассовый его фильм — репатриантская комедия Ой, вэй! Мой сын гей! Однако Афинеевский сумел убедить гиганта в сфере видеопоказа в США — видеосервис Netflix, который транслирует в интернете популярные фильмы и шоу, а также снимает собственные продукты (например, популярный сериал Карточный домик) — продюсировать ленту об Украине.

Через Netflix, аудитория которого превышает 50 млн человек в более чем 40 странах, Зима в огне получила возможность стать глобальным событием.

.


ЗИМА ТРЕВОГИ НАШЕЙ: Фильм о Майдане Евгения Афинеевского Зима в огне на фестивале в Венеции сорвал 15-минутные аплодисменты
ЗИМА ТРЕВОГИ НАШЕЙ: Фильм о Майдане Евгения Афинеевского Зима в огне на фестивале в Венеции сорвал 15-минутные аплодисменты


.

Фильм начинается с финала украинской революции — с самых трагических дней Майдана. Молодой парень, на вид не больше 20 лет, дает интервью, стоя на улице Институтской в день расстрела Небесной сотни: “Я мертвого тащил, я шел по крови. Ты хочешь меня чем‑то удивить?” — спрашивает он у Афинеевского.

Этот и другие пронзительные кадры стали убедительным основанием для получения режиссером в этом году Гран-при Международного фестиваля фильмов о правах человека в Нюрнберге. Также картина получила приз зрительских симпатий за лучший документальный фильм на кинофестивале в Торонто. На мировой премьере в Венеции, которая состоялась 2 сентября 2015 года, искушенная европейская публика после просмотра аплодировала стоя.

В Киев Афинеевский приехал во вторую годовщину Майдана, чтобы показать свой фильм и здесь, а заодно дал интервью НВ.

— Перед встречей я прочитала ваше интервью, где вы рассказываете, как ехали в Украину и ваши друзья говорили: “Ты же хороший еврейский мальчик, а там одни фашисты и антисемиты! Они же прирежут тебя под забором!”

— Да, такое было.

— Какая мотивация была у хорошего еврейского мальчика? Вами двигало любопытство или профессиональный интерес?

— Ну, во‑первых, хороший еврейский мальчик бывал до этого в Украине, у меня тут много друзей, и я ни разу с антисемитизмом не сталкивался. Поэтому меня ошарашило, когда мне начали такое говорить. И это, если честно, для меня стало одной из вещей, которая побудила доказать обратное. Фактами. В моем фильме есть Натан Хазин, командир еврейской сотни, и я ему тот же вопрос задал: мол, мы с тобой оба хорошие еврейские мальчики, коль мы уж так говорим, скажи, испытал ли тут антисемитизм? И он ответил: “Никогда. Посмотри на мою сотню, там есть все”.

Вот этот пример единения всех возрастов, социальных слоев, религий и национальностей — одна из сильнейших эмоций, пережитых мной на Майдане. Я родился в России, живу в Израиле, очень долго был в Америке, но не видел такого нигде. Меня это так поразило, что я захотел донести эту историю до каждого.

— Как все происходило технически? У вас была огромная команда, как вы руководили процессом?

— Были моменты, когда что‑то [какие‑то сцены] ставили, когда подсказывали [что сказать или сделать], а в основном нужно было просто успевать фиксировать происходящее. Причем часто подручными средствами.

 


ЗИМА В КАЛИФОРНИИ: Евгений Афинеевский (на фото слева) с кинокритиком Стивом Грином на показе Зимы в огне в Лос-Анджелесе
ЗИМА В КАЛИФОРНИИ: Евгений Афинеевский (на фото слева) с кинокритиком Стивом Грином на показе Зимы в огне в Лос-Анджелесе


— Какой кадр или сцену вы считаете ключевым в этом фильме?

— Мне кажется, все час сорок ключевые. Потому что я пытался заложить в эти 100 минут все самое главное. Не забывайте, мы рассказываем о 93 днях. У нас было столько интересного материала, что хватило бы на Семнадцать мгновений весны.

— Какие человеческие истории вас зацепили больше всего?

— Сережка Нигоян [получил смертельное огнестрельное ранение в январе 2014 года], Ромка [герой фильма, ром, сбежавший из дома на баррикады], он до сих пор в АТО, сражается, сын полка. Вообще, все эти мальчишки и девчонки, вышедшие на Майдан, поразили меня своим бесстрашием, духом, человечностью.

— Вашим главным продюсером стал Netflix. Как вам удалось заставить поверить в себя крупнейшую компанию в сфере видеопоказа в США?

— Мои друзья, с которыми я работал в Голливуде,— Латти Гроуман и Джон Батцек [обладатель трех Оскаров] — показали сырую версию фильма не только Netflix, но и НВО [американский развлекательный телеканал] и другим продюсерским центрам. Из Netflix позвонили почти сразу. Они сказали: “Женя, все здорово, но есть вопросы, которые западному зрителю будут непонятны. Приезжай, посмотришь вопросы, смонтируешь тут”. Я приехал, Джон и Латти устроили встречу с Энгусом Уоллом, который монтировал такие фильмы, как Социальная сеть и Девушка с татуировкой дракона. Энгус, посмотрев фильм, сказал, мол, ребята, я вам помогу, и привел молодого, очень талантливого монтажера по имени Уилл Знидарич. Мы с Уиллом буквально разобрали все по кадру и сложили заново.

Мне сказали, что я продался фашистам

— Я правильно понимаю: для того, чтобы сделать фильм более понятным западному зрителю, нужно было добавить немного экшена?

— Зрителю, который незнаком с историей Украины, нужно было дать вводные данные: что привело [к социальному взрыву], что заставило народ выйти, почему людей били, стреляли, а он вставал и шел дальше. Мы также добавили графику — карту городских улиц, [чтобы было понятно, какие расстояния и как преодолевали майдановцы]. Вот этих маленьких моментов не хватало.

Для меня любой фильм — это начало, середина и конец. Это то, чего мне не хватало у [Сергея] Лозницы [режиссера фильма Майдан]. Я же хотел рассказать историю народа от начала до конца. Моей целью было дать возможность человеку, который не стоял на Майдане, пройти весь путь с его героями, прочувствовать все с ними.

— Думаете, Украина интересна западному зрителю? Для него это всего лишь одна из горячих точек мира.

— Я не думаю, что вопрос должен стоять так. Может, тут и горячая точка, но давайте вернемся в историю 2013 года. Каждая страна сама по себе. Собирается Майдан, и уже в декабре европейцы и американцы пытаются дипломатически разрулить ситуацию с Януковичем. И все начинают обращать внимание на страну, которая борется сама за свое будущее. Майдан побеждает. И тут происходит полный переворот истории — захват Крыма, война в Донбассе. И теперь уже весь мир смотрит на этот маленький клочок земли. Майдан изменил ход мировой истории. Вот вам и ответ.

— Вы не хотите снять продолжение — об этом?

— Было уже много фильмов о войне. Война — это страшная вещь. Я не думаю, что хочу снимать про войну. Знаете, почему? Майдан был уникальным явлением, а войн — много.

 


_7782_002


— Мировая премьера Зимы в огне состоялась в Венеции в сентябре. Как приняли фильм?

— Публика плакала и аплодировала стоя 15 минут — я думаю, это говорит о многом. Мы не ожидали. Я понимаю, если бы это была украинская диаспора, но это были европейцы, и вот они плакали и аплодировали.

— После Майдана произошел Крым. Война в Донбассе. В мире — два потерпевших крушение Боинга и теракты во Франции. По сути, Майдан уже не на повестке дня. Не запоздали ли вы с премьерой?

— А можно я задам вопрос? Думаете, этот фильм не важен для украинского народа?

— Важен.

— Почему?

— Знаете, как говорят, “чтобы помнили”.

— А вам не кажется, что, кроме этого, важно напомнить вашему правительству, что они всего лишь слуги народа и не должны злоупотреблять властью, как это делал Янукович. Все в руках народа.

— В вашей карьере были мюзиклы, спектакли, игровые фильмы. Прославились вы как режиссер комедии Ой, вэй! Мой сын гей! Зима в огне — ваш первый документальный фильм?

— Третий. Но такого рода фильм действительно первый.

— Вы родились в Казани, уехали из России в 90‑х, но наверняка у вас там остались друзья, одноклассники. Вы с ними общались на тему того, что происходит в Украине? Что происходит между Россией и Украиной?

— Я со многими не общаюсь теперь.

Я родился в России, живу в Израиле, очень долго был в Америке, но не видел такого нигде

— На почве Майдана?

— Мне сказали, что я продался фашистам. Я ответил, что мне не удалось еще купить дом на Голливудских холмах, видимо, задешево продался.

— Вы планируете показ фильма в России?

— По количеству пиратских копий там мы не уступаем блокбастерам.

— Во сколько вам обошелся этот проект?

— Не могу ответить точно. Скажу только, что началось все и фактически заканчивалось из кошелька этих двух людей, которые сидят перед вами [Афинеевский и его бизнес-партнер Ден Толмор].

— А с Netflix на каких условиях вы заключили сотрудничество?

— Что они покроют все наши расходы и на них будет реклама. На документалистике не делаются деньги. Документалистика — это больше амбиции режиссера. Но мы покрыли наши затраты.

— Этот фильм конвертировался в признание?

— Он конвертировался в седые волосы. Стали больше узнавать? Больше врагов появилось в России.

— Где смогут посмотреть фильм украинцы?

— В следующем году будет большая премьера на 5 канале, и после этого к вам входит Netflix.

— Вы вернулись в Киев ко второй годовщине Майдана. С какими чувствами и мыслями?

— Я вчера бегал по Крещатику, лил дождь, и мне это напомнило второй день Майдана. Когда мерзляка жуткая была, кто под зонтиком стоял, кто под полиэтиленчиком. На меня нахлынули воспоминания. Были слезы.

 

Материал опубликован в НВ №44 от 27 ноября 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: