8 декабря 2016, четверг

Разграбленные офисы, обстрелянные фуры и раненные сотрудники – особенности ведения бизнеса в зоне АТО

Так выглядит сегодня один из складов Нова Пошта в Донецкой области. Убытки от нападения в компании оценивают на уровне 500 тыс. грн.
Фото: Нова Пошта

Так выглядит сегодня один из складов Нова Пошта в Донецкой области. Убытки от нападения в компании оценивают на уровне 500 тыс. грн.

Один из крупнейших перевозчиков Украины рассказал НВ, как сепаратисты поступают с бизнесом в Донбассе

Конфликт на востоке страны стал причиной массового сворачивания бизнес-активности в регионе – малый и средний бизнес бежит с насиженных мест. Одной из компаний, которыми пришлось закрыть офисы в Донбассе, стала специализирующаяся на экспресс-доставке грузов Нова Пошта.  

В конце июня ряд СМИ распространили сообщение о том, что Нова Пошта подыгрывает сепаратистам на востоке – намерено задерживает грузы, предназначенные украинским силам в Донбассе, и даже передает боевикам амуницию. Компания все эти обвинения опровергла. Там утверждают: грузы боевики отобрали силой.

Генеральный директор Вячеслав Климов рассказал НВ, как сепаратисты грабили их терминалы, громили отделения компании на Востоке, заковывали сотрудников в наручники и воровали отправленные украинской армии каски и бронежилеты.

Нова Пошта совсем недавно приняла решение об остановке работы в Донецкой и Луганской области? Почему?

Да, до 5 июля мы активно работали по всему Донбассу, в том числе в Луганске, Северодонецке, Славянске. В зону АТО завозили в основном товары первой необходимости – медикаменты, продукты питания, а иногда даже воду.

Эксцессы случались едва ли не каждый день – обстрелы машин, угрозы грабежа и прочее. Мы реагировали, как могли при помощи нашей службы безопасности, и до серьезных инцидентов не доходило.

К примеру, если в каком-либо из районов того же Славянска или Краматорска начиналась стрельба, закрывали отделения, пока она не стихнет, а потом сразу возобновляли работу.

Однако 4 и 5 июля произошла цепочка нападений на отделения и терминалы, в ходе которых жизни наших сотрудников подвергались серьезному риску.

Нападений было несколько, и они проходили фактически в одно и то же время – в Северо-Донецке, Донецке и Луганске. К счастью, все остались живы, но не могу сказать, что при этом здоровы и счастливы.

В частности, сотрудники службы безопасности, которые охраняли наш терминал в Донецке, получили серьезные телесные повреждения. 5 человек были закованы в наручники и уложены лицом на землю, под дулами и выстрелами автоматов. А в это время нападавшие выносили из терминала все, что мы не успели эвакуировать накануне – от канцелярских скрепок до стульев и личных вещей персонала.  

Наиболее резонансное ограбление произошло в Северодонецке. Несколько десятков вооруженных злоумышленников из числа так называемых "ополченцев" захватили терминал, в котором, к сожалению, еще были грузы, которые мы не успели эвакуировать. И занялись банальным разбоем под дулами автоматов. Они потрошили грузы, отбирая то, что может им пригодиться. Среди украденного (или как нам объяснили эти люди – "изъятого") оказались грузы, которые были отправлены волонтерами для поддержки АТО – товары первой необходимости, медикаменты, средства защиты – бронежилеты, каски. Потрошили и "мирные" посылки от частных лиц – с особым пристрастием искали электронику и бытовую технику.

После этого вы приняли решение закрыть отделения?

Да, приняли болезненное для нашего бизнеса решение – закрыть отделения в Донецке, Луганске и Северодонецке.

В Донецкой и Луганской области в мирное время работало 174 отделения. Треть из них сейчас находится в зоне, где проводится АТО.

Конечно, как только ситуация в том или ином районе стабилизируется, мы тут же открываем отделения – так было в Славянске и Краматорске, однако, на сегодняшний день еще закрыты 17 отделений.

Какие убытки вы понесли от нападения и закрытия отделений?

Мы очень ориентировочно пока можем оценивать убытки. Они существенные, но не катастрофические. Так, разбой и ограбление отделений и терминалов обошлись нам в 500 тыс. грн. Но ущерб от закрытия отделений гораздо выше. Впрочем, я постоянно говорю себе о том, что он не катастрофический, и компания его переживет. Равно как и наша страна переживет все то, что с ней сейчас происходит.

Насколько мне известно, другие перевозчики сегодня с Донбассом работают в таком же режиме – если удалось прорваться, значит грузы будут доставлены. Если нет, то, увы, нет. О какой-либо системности в доставке грузов сегодня говорить не приходится. Работа носит ситуативный характер.

Но есть и другая проблема – сами люди – сотрудники компаний, работающих с Донецком, не горят желанием подвергать себя риску.

А как же патриотизм и волонтерское движение?

Безусловно, это есть. В том числе и с нашей стороны. В частности, у нас налажены контакты как с группами волонтеров, так и с международными гуманитарными организациями, грузы которых мы доставляем бесплатно. Точнее – доставляли. Но я сейчас говорю в целом о настроениях в обществе по отношению к Донбассу. Я могу судить о них хотя бы потому, что с помощью нашей компании регион покинули тысячи беженцев. Именно они и определяли характер грузов последних месяцев – в последнее время мы вывозили с Донбасса очень много личных вещей. Даже среди наших сотрудников есть люди, решившие покинуть насиженные места в этом регионе. И еще более печально то, что помимо личных вещей, обращаются те, кто вывозит товары. Товары магазинов, товары сетей, и целые инфраструктуры бизнесов, которые уходят из Донецка. А после трагедии людей это вторая по масштабам трагедия, но уже – региона.

А что сейчас шлют на Донбасс? Неужели "мирных" посылок настолько много, что их количество оправдывает риск работы отделений?

Несмотря на военное время, жизнь продолжается. Поток "мирных" грузов (товары из интернет-магазинов и прочее), безусловно, есть, но он в разы меньше. В разы больше – грузов от волонтеров, обычных граждан и даже бизнесов для сил АТО, для батальонов, для армии.

Самое трогательное – появились грузы личного характера. А именно – когда дети отправляют свои письма или рисунки солдатам, которые воюют. Мне кажется, иногда такая посылка не менее важна, чем бронежилет и каска.

Контрабанду под видом "мирных" посылок шлют?

Случаи, когда под видом мирной посылки пытаются переслать в общем-то не мирные, а, порой, военные грузы, очень часты. Начались они тогда, когда в Украине стало неспокойно. В данном случае нагрузка ложится на нашу службу безопасности – она старается не допустить отправку разного рода опасных и запрещенных грузов. В случае их выявления мы обращаемся в правоохранительные органы.

 

 

 

 

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: