17 августа 2017, четверг

Раша тудей: Драма Андрея Звягинцева Левиафан о российской глубинке идет на Оскар

Хеппи-энда не будет: В фильме Левиафан Андрея Звягинцева несчастья сыпятся на главного героя, словно из ящика Пандоры
Фото: DR

Хеппи-энда не будет: В фильме Левиафан Андрея Звягинцева несчастья сыпятся на главного героя, словно из ящика Пандоры

Драма артхаусного Андрея Звягинцева Левиафан о беззаконии и прочих “прелестях” жизни в российской глубинке взяла заветный Золотой глобус и имеет все основания надеяться на еще более престижный Оскар

В вымышленном российском городке Прибрежный близ Баренцева моря царит беззаконие.

Мэр отбирает у честного, но беззащитного автомеханика Николая унаследованные от предков участок земли и дом. Суд признает такое решение законным и назначает мизерную компенсацию.

А московский адвокат Дмитрий, приехавший помочь давнему приятелю в борьбе со своеволием власти, терпит абсолютное фиаско, хоть и говорит с противником не только на языке закона, но и на более понятном ему языке шантажа.

Такова завязка новой драмы россиянина Андрея Звягинцева Левиафан, которая в минувшее воскресенье была отмечена наградой Золотой глобус от Голливудской ассоциации иностранной прессы — второй по значимости после авторитетного Оскара.

Лишь один русскоязычный фильм удостаивался прежде такого признания — в 1969 году аналогичную премию получил эпос Война и мир режиссера Сергея Бондарчука.

К своему американскому триумфу любимец фестивалей авторского кино Звягинцев шел весьма уверенно.

Мировая премьера Левиафана состоялась прошлой весной на влиятельном кинофестивале в Канне и ознаменовалась призом за лучший сценарий, который режиссер написал в соавторстве с литератором Олегом Негиным.

Затем последовала череда наград европейских и азиатских киносмотров, среди которых престижные Лондонский и Мюнхенский.


Мировая премьера Левиафана состоялась весной 2014 г. на кинофестивале в Канне / DR
Мировая премьера Левиафана состоялась весной 2014 г. на кинофестивале в Канне / DR


В конце 2014‑го ленту о неравном противостоянии человека и безжалостного государственного аппарата многие западные критики уверенно включали в свои рейтинги лучших фильмов года.

А по данным американского сайта Rotten Tomatoes, отслеживающего рецензии на киноновинки, сразу 99 % экспертов выставили Левиафану наивысшие оценки — о такой позитивной критике авторы даже самых прогремевших лент могут только мечтать.

Критики в унисон характеризуют фильм как захватывающий, отмечая поразительный контраст между красотой выстроенного оператором Михаилом Кричманом кадра и изображенной в нем одиозной действительностью.

Левиафан - кино о текущем состоянии души России, - Кеннет Туран, кинокритик The Los Angeles Times

Специалистов также удивил юмор, с которым режиссер рассказал довольно мрачную историю пережитых главным героем испытаний.

Знатоки кино также отметили, что фильм содержит острую критику нынешней России с ее засильем коррупции и церковью, покрывающей криминальную власть.

“Левиафан — это ни много ни мало кино о текущем состоянии души России”,— утверждает Кеннет Туран, кинокритик популярного американского издания The Los Angeles Times.

Впрочем, идею для сюжета обладатель Золотого льва Венецианского кинофестиваля Звягинцев нашел в американской действительности.

Пять лет назад во время съемок эпизода для сборника короткометражек Нью-Йорк, я люблю тебя россиянин узнал о нашумевшей истории автомеханика Марвина Химейера из Колорадо.

В течение нескольких лет тот законными методами боролся с компанией Mountain Park, претендовавшей на территорию, где находилась его мастерская.


 Фильм содержит острую критику нынешней России с ее засильем коррупции и церковью, покрывающей криминальную власть / DR
Фильм содержит острую критику нынешней России с ее засильем коррупции и церковью, покрывающей криминальную власть / DR


Не добившись справедливости в судах, Химейер оборудовал броней бульдозер, разрушил с его помощью несколько административных зданий компании-обидчика, а затем покончил жизнь самоубийством.

Среди других источников вдохновения съемочной группы — философский трактат англичанина Томаса Гоббса Левиафан о могуществе государства и новелла немецкого писателя-романтика Генриха фон Клейста о противостоянии человека и власть имущих.

По-новому представить этот сюжет Звягинцеву помогло знание старозаветной Книги Иова, где Бог, насылая на праведного Иова незаслуженные беды, стремился доказать дьяволу возможность существования незыблемой веры.


ВИДЕО


Мировую известность Звягинцеву принесли камерные фильмы о человеческих взаимоотношениях вроде драм Возвращение и Елена.

В Левиафане, своей четвертой картине, он впервые решился на острую критику российской социальной и политической реальности.

“Многие говорят, что необходимо следовать теории малых дел и предпринимать, что можешь, находясь на занимаемой тобой должности,— рассуждает о своем фильме Звягинцев.— Я кинорежиссер, я не политический активист. Но я не могу не реагировать на то, что происходит вокруг меня”.

Несмотря на злободневность сценария, треть 8‑миллионого бюджета создателям ленты удалось получить от российского Федерального фонда кино.


В Левиафане Звягинцев впервые решился на острую критику российской социальной и политической реальности / DR
В Левиафане Звягинцев впервые решился на острую критику российской социальной и политической реальности / DR


Впрочем, результатом господдержки министр культуры России Владимир Мединский остался недоволен.

Отметив художественные достоинства картины, он тем не менее признался, что она ему не понравилась.

А также заявил, что в дальнейшем правительство будет финансировать лишь патриотичное и оптимистичное кино, а не фильмы о “Рашке-говняшке”.

Позже министр извинился за это высказывание. Но другая его фраза, более мягкая и метафоричная, осталась в силе.

“Пусть все цветы растут, но мы будем поливать только те, которые нам нравятся”,— сказал Мединский.

Сегодня Левиафан готовится к выходу в российский прокат, который переносили несколько раз.

Для показа на большом экране на родине создателям фильма пришлось озвучивать его заново — оригинальная версия не могла демонстрироваться из‑за вступившего в силу закона о запрете матерных слов в кино.

Кроме того, получивший Глобус Звягинцев теперь надеется на статуэтку от Американской киноакадемии.

Вопреки опасениям большинства экспертов, оскаровский комитет России выдвинул картину для участия в самой престижной киногонке мира.

Это неожиданное решение режиссер объясняет просто — после скандального выдвижения Россией провального фильма Никиты Михалкова Утомленные солнцем-2 оскаровский комитет был значительно расширен, а продюсер Левиафана Александр Роднянский приложил максимум усилий, чтобы как можно больше членов комитета посмотрели его детище на большом экране.

По мнению специалистов, шансы покорить главную вершину мировой индустрии у россиянина огромны.

“Левиафан изображает суровую реальность в ее кинематографическом великолепии и выдает в Звягинцеве талант мирового класса”,— резюмирует Питер Треверс из американского издания журнала Rolling Stone.

Материал опубликован в №1 журнала Новое Время от 16 января 2015 года

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: