22 июля 2017, суббота

Проследить движение каждой копейки. Как проталкивают закон о публичности бюджетных расходов и кто это саботирует

Активисты выходят на митинги для лоббирования принятия антикоррупционных законов

Активисты выходят на митинги для лоббирования принятия антикоррупционных законов

Тысячи чиновников шести госучреждений не могут разобраться с контролем использования государственных расходов все 25 лет независимости. Сколько воруют на сомнительных контрактах и как переломить один из главных столпов украинской коррупции, узнало НВ

Ежегодно украинские чиновники решают судьбу свыше 600 миллиардов бюджетных гривен. Это более 25% ВВП страны. При этом за годы независимости в стране так и не появилось единой и понятной системы контроля за государственными расходами.

Это позволяет чиновникам бесконтрольно использовать громадные суммы на свое усмотрение. Найти злоупотребления в тоннах бухгалтерской бумаги – задача почти не подъемная. Прокуратура и контрольные органы находят нарушения по принципу «пальцем в небо».

В феврале 2015 года депутаты Верховной Рады проголосовали за создание веб-портала использования публичных средств, на котором должна публиковаться каждая платежка. Однако, изначально в бюджете «забыли» заложить деньги на создание сайта, когда же деньги дали европейцы и сайт заработал, выяснилось, что без ответственности за игнорирование закона – чиновники не спешат публиковать там финансовую документацию.

«За более чем полгода существования портала – там зарегистрировались лишь 37% бюджетных учреждений. Нужно ввести штрафы и более серьезные санкции за невыполнение закона и установить предельные сроки по присоединению к системе», - заявил 23 мая на брифинге в Киеве депутат Верховной Рады от Самопомочи Александр Опанасенко.

Он вошел в группу активистов и депутатов, которые решили довести важную реформу до логического завершения. Над комплектом необходимых законов работают также депутаты Сергей Лещенко, Виктор Пинзеник, активисты и эксперты общественной организации Центр UA.

Инициаторы решили провести изменения в законы путем так называемого new public management – «новой публичной политики». Эту концепцию впервые применила в 80-е тогдашний премьер Великобритании Маргарет Тэтчер. Если просто: не сами политики решают, что делать, а спрашивают об этом людей; не чиновники предлагают как решать проблему, а привлекают экспертов и заинтересованные стороны; Минфин рассчитывает стоимость нескольких вариантов реализации реформы с участием независимых финансистов. Нардепы лишь выбирают один из предложенных вариантов, который затем реализует правительство.

«Мы готовы провести и сто, и тысячу часов обсуждений, чтобы опросить все стороны процесса и создать действующий документ. Будем работать над таким общественным дискурсом, чтобы о реформе говорили в курилках и на пятничных ток-шоу, а у власти не оставалось другого выбора, как ее принять», - объяснил цель группы активистов коммуникационный менеджер Центр UA Андрей Андрушкив.

Сейчас контролем за использованием средств одновременно занимаются сразу шесть(!) государственных учреждений. Только налоговых инспекторов эксперты в Украине насчитывают более 55 тысяч, а это лишь один из контролирующих органов. При этом 3,5 тысячи государственных компаний за последние два года нанесли бюджету ущерб почти на 125 млрд грн.


Кто должен контролировать расходование бюджетных средств? Инфографика Центр UA


Эксперты указывают, что результаты проверок Государственной аудиторской службы разваливаются в суде после «обработки» в прокуратуре, а сумма возвращенных ими в бюджет денег никому не известна. Пока внимание общественности приковано к многомиллионным махинациям в крупных госкомпаниях, в некоторых районах страны более половины ЖЭКов ни разу не прошли финансового аудита. «Это вопрос к тем, кто составляет календарь проверок», - говорит Андрушкив.

По требованию Евросоюза каждое государственное ведомство создало департаменты и комитеты по контролю за использованием государственных средств. Однако, ни четкого плана, ни центра по сбору информации о них, ни результатов их работы обществу до сих пор не представили.

Сколько же может сэкономить государству прозрачная система государственных расходов?

Точных цифр не назовет никто, но в этом смысле показателен пример онлайн-системы государственных закупок ProZorro. Меньше чем за год они провели более 90 тысяч закупок, во время которых сэкономили бюджету 1,4 млрд грн. Простая система инфографики позволяет проверить, сколько сэкономило каждое отдельное ведомство, район/город или даже конкретная школа.

Сайт использования публичных средств такого разнообразия не предоставляет. Найти подозрительную транзакцию можно разве что при наличии инсайдерской информации о конкретной платежке. К тому же, подавляющая часть финансовых документов содержит закрытые данные, даты перепутаны, а никакой наглядной информации на ресурсе нет.

«Вспомните, как в 2005 году за 24,2 млрд грн на открытом аукционе впервые в истории Украины продали государственную на то время компанию "Криворожсталь". Все государственные заводы до этого, вместе взятые, продали только на 14 миллиардов. Вот это и есть стоимость прозрачных процедур», - считает депутат и бывший министр финансов Виктор Пинзеник.

Согласно данным Госстата, только коммунальные предприятия, которые не попали под систему ProZorro, потратили за последний год 12 млрд грн. Вместе с крупными государственными предприятиями вне поля зрения общества остаются более 50 млрд грн.

«Речь не идет о системе, которая позволит зарабатывать государству. Речь идет о десятках миллиардов, которые станут доступны для народного аудита, где можно будет проследить движение каждой государственной копейки», - пояснил НВ эксперт Реанимационного пакета реформ и соавтор принятого закона Виктор Таран.

Экономия для бюджета может составить сотни миллионов гривен, поскольку обнародование подозрительных контрактов позволит оспаривать их в суде и возвращать в бюджет деньги.

При условии консолидации усилий гражданского общества и принуждения ответственных за реформу чиновников, полноценную систему контроля можно запустить уже к началу осени. По закону вся эта информация должна была быть опубликованной до 1 июля этого года.

Однако, без внедрения наказания и установления конкретных ответственных за публикацию бухгалтерских документов в интернете говорить о сроках завершения реформы нет смысла. Государственным предприятиям проще заплатить за счет налогоплательщиков 30-60 тыс. грн. штрафа, чем публиковать свои многомиллионные контракты, напоминают эксперты.

«Надо добиться, чтобы на сайте появились именно оригиналы платежных документов, с фамилиями, подписями и печатями. В Словакии ни один контракт госучреждения не считается действительным, пока он не опубликован на соответствующем сайте. Почему нельзя ввести аналогичную норму в Украине?», - настаивает экономист Павел Кухта.

Проголосовать за необходимые изменения в законы депутаты могут до конца пленарной сессии, до середины июня. Если это произойдет, «народный аудит» за каждой государственной копейкой сможет полноценно заработать уже до конца года.

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Читайте на НВ style

Крупным планом ТОП-10

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: