26 марта 2017, воскресенье

Приход инвестора может сделать украинскую ГТС прибыльной. Если инвестор будет реальным - юрист

комментировать
Иностранным инвестором ГТС сможет выступать лишь предприятие из ЕС, США и Европейского энергетического сообщества

Иностранным инвестором ГТС сможет выступать лишь предприятие из ЕС, США и Европейского энергетического сообщества

Верховная Рада разрешила передачу украинской ГТС в аренду и управление, в том числе иностранным компаниям

Сегодня депутаты поддержали законопроект О внесении изменений в некоторые законы Украины о реформировании системы управления Единой газотранспортной системой Украины.

По словам адвоката, советника юридической фирмы Marchenko Danevych Максима Сысоева, эти изменения позволяют передать газопроводы или подземные газохранилища газотранспортной системы Украины (ГТС) в аренду, концессию или управления не только Нафтогазу и учрежденным им дочкам, а и предприятиям, учрежденным совместно с иностранными инвесторами.

"Доля Нафтогаза в уставном фонде таких предприятий будет не менее 51%, а иностранным инвестором сможет выступать лишь предприятие из ЕС, США и Европейского энергетического сообщества, куда входят Албания, Босния и Герцеговина, Македония, Косово, Молдова, Черногория, Сербия и Украина", - пояснил НВ Сысоев.

Есть ожидания, что в целом функционирование ГТС и оператора будет гораздо прозрачней, чем на сегодняшний день

В случае передачи в пользование газопроводов для выполнения функций оператора всей ГТС, иностранный учредитель должен будет показать пятилетний опыт управления газотранспортной системой на европейском или американском рынках.

В теории эта мера должна позволить выполнить международные обязательства Украины в рамках договора об ассоциации с ЕС и договора о Европейском энергетическом сотрудничестве, а также привлечь зарубежные инвестиции для модернизации и повышении эффективности управления ГТС.

Иностранный инвестор будет выбираться по результатам конкурса, условия которого будут разрабатываться КМУ. Что, по словам юриста, не исключает злоупотреблений на этапе, когда условия, например, будут разрабатываться под конкретных участников.

"Поскольку с учетом вышеописанных рисков, реальные иностранные инвесторы могут и не прийти в Украину, с помощью специально «заточенных» условий конкурса могут просочиться те иностранные компании, которые не будут вносить реальный вклад в развитие ГТС, а будут служить каналом для вывода доходов от эксплуатации ГТС за рубеж", - считает Сысоев.

По его словам, фактическими бенефициарами деятельности таких компаний могут оказаться заинтересованные украинские политики.

Эксперты полагают, что в краткосрочной перспективе данный закон вряд ли принесет существенные блага энергетической отрасли. Потребуется достаточно много времени, чтобы разработать как законодательные нормы (процедура конкурса и иные подзаконные акты) так и технические условия для его реализации, а также в дальнейшем провести совместно с инвестором мероприятия по оптимизации функционирования ГТС.

Впрочем, если в ГТС все-таки придет реальный европейский или американский инвестор, можно ожидать, что эффективность функционирования системы в долгосрочной перспективе увеличится. Соответственно, увеличится транзит газа в ЕС, а также возможность для добывающих компаний присоединяться и транспортировать газ через украинскую ГТС.

По мнению Сысоева, к потенциальным положительным моментам реформирования ГТС можно отнести уменьшение количества потерь и краж в ГТС. Также есть ожидания, что в целом функционирование ГТС и оператора будет гораздо прозрачней, чем на сегодняшний день. При этом Украина сможет получать больше дохода от транзита газа в ЕС, расширять возможности для хранения и транспортировки газа, который закупается или планируется добывать в долгосрочной перспективе. В том числе, пресловутый сланцевый или иной нетрадиционный газ, который планируют добывать в Украине такие компании как Shell, ExxonMobil, Eni.

Увеличение объемов транспортировки и хранения газа в Украине также приведет к увеличению доходов оператора и Украины в целом, увеличит привлекательность проектов в сфере добычи нетрадиционных углеводородов. Однако это лишь в том случае, если в украинскую ГТС придет реальный инвестор, подчеркивает юрист.

Напомним, что в начале июня Кабинет министров принял решение о реорганизации Нафтогаза Украины и создании на его базе двух компаний — по транзиту и по хранению газа. Согласно этому решению, Нафтогаз Украины будет заниматься исключительно реализацией природного газа, новосозданная Украинская газотранспортная система будет заниматься исключительно транспортировкой природного газа, а Украинские газовые хранилища – хранением природного газа. Контроль над этими компаниями остается за государством.

Читайте также

Комментарии

1000

Правила комментирования
Показать больше комментариев

Последние новости

ТОП-3 блога

Фото

ВИДЕО

Читайте на НВ style

Статьи ТОП-10

Подписка на новости
     
Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: